Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Петербург → Кино № 18(310) от 17.05.2012

Как наши играли в футбол. На экране

О славных традициях «футбольной темы» в отечественном кино заставила вспомнить премьера нового фильма Андрея Малюкова «Матч»

, 08:48

Премьера этой картины была недаром приурочена ко Дню Победы, ведь рассказанная в ней история имеет непосредственное отношение к Великой Отечественной войне. Известный режиссер снял фильм о легендарной футбольной команде «Динамо», члены которой летом 1942 года сыграли серию матчей с командами оккупантов в Киеве. Последний поединок наших спортсменов получил название «матч смерти», так как некоторое время спустя некоторые участники матча с динамовской стороны были арестованы и впоследствии расстреляны.

Об этой невероятной истории в свое время поведал писатель Александр Борщаговский в повести «Тревожные облака», написанной вскоре после войны. А в 1962 году режиссер Евгений Карелов снял по ней фильм «Третий тайм». Нынешний «Матч» представляет иную, более мелодраматическую версию событий 70-летней давности, но кульминацией ленты становится тот самый «матч смерти». История кино в этом случае совершила свой полный поворот.

Первым отечественным художественным фильмом о футболе была спортивная комедия «Вратарь», которую в 1936 году снял режиссер Семен Тимошенко. В основе сценария — повесть Льва Кассиля «Вратарь республики» о спортсмене-самородке Антоне Кандидове. Зрители постарше помнят, что кульминацией фильма становится матч сборной страны с иностранной командой «Черных буйволов», в образе которых легко угадывались представители враждебного западного мира. Съемки «Вратаря» проходили в Киеве, а потому тех самых злых и жестоких «буйволов» как раз и изображали многие футболисты местной команды «Динамо». В том числе и те, которые «ожили» под другими именами в картине Андрея Малюкова.

В фильме «Матч» упоминается и еще одно легендарное событие из футбольной жизни времен Великой Отечественной — блокадный матч в Ленинграде, которым 6 мая 1942 года был открыт в осажденном городе новый футбольный сезон. Тогда играли команды «Динамо» и Балтийского флотского экипажа. Была организована прямая радиотрансляция матча на русском и немецком языках (специально для засевших вокруг города в окопах фашистов). Ворота «Динамо» защищал лейтенант Виктор Набутов. Много лет спустя на киностудии «Ленфильм» режиссер Виктор Садовский поставил одну из лучших спортивных комедий на тему футбола «Удар! Еще удар!». В ней присутствовал развернутый эпизод, в котором зрители могли увидеть блокадный футбольный матч. Любопытно, что роль современного комментатора в этом фильме сыграл сам Виктор Набутов.

«Удар! Еще удар!» до сих пор едва ли не лучшая картина о футболе и о страстях вокруг него. Фильм вышел на экраны страны в 1968 году, и в нем была показана история борьбы нашей команды за один из европейских футбольных трофеев, который назывался «Кубком северных морей». Виктор Садовский не рискнул отдать в фильме победу нашей команде. Но финал выглядел вполне оптимистичным: команды уходили на перерыв в мачтепереигровке со счетом 2:1 в нашу пользу.

Ленинградская команда в фильме называлась «Заря», хотя и играла финальный матч на том самом стадионе имени Кирова, которого уже нет «в живых». При просмотре фильма зрители болели в кинозале за «Зарю» ничуть не меньше, чем за «Зенит».

В послевоенном кино тема футбола проходила по разным «жанровым ведомствам». Были и комедийные варианты, например, лента Семена Тимошенко «Запасной игрок» (1954) с неподражаемым Георгием Вициным в роли молодого, но талантливого и влюбленного футболиста. В 1970 году на «Ленфильме» грузинский режиссер Резо Эсадзе ставит психологическую драму «Секундомер» о том, как известный футболист собирается уходить из большого спорта. Эту необычную роль сыграл малоизвестный кому тогда Николай Олялин. В 1974 году женщинарежиссер (!) Нана Мчедлидзе ставит комедию «Первая ласточка» о том, как начинали играть в футбол в начале прошлого века в Грузии. Не могли наши деятели кино остаться в стороне и от международных достижений сборной СССР: в 1975 году Виктор Садовский выпускает картину «Одиннадцать надежд» о перипетиях отборочного турнира сборной страны на чемпионат мира, хотя, как известно, в реальности наши не попадали на чемпионаты мира дважды— в 1974 и 1978 годах.

В 1986 году Алексей Габрилович выпускает документальный ретро-фильм «Футбол моего детства», в котором были собраны многие уникальные кинокадры хроники о самой массовой народной игре. А под занавес советской эпохи появляется историческая драма «Гол в Спасские ворота» (1990), в которой режиссер Павел Любимов попытался реконструировать события, связанные с матчем сборной СССР против команды Югославии, проигранным нашими на олимпийском турнире в Хельсинки в 1952 году.

В современном российском кино футбол присутствует как некий экзотический антураж для иных сюжетов — например, для детектива о террористах («Обратный отсчет»), кульминация которого приходится на футбольный матч национальной сборной. А в ленте Алексея Германа-младшего «Гарпастум» увлечение игрой британских джентльменов выглядит для русских молодых людей как некая отдушина в их странной жизни перед Первой мировой войной. Впрочем, нашлось нынче место футболу и в жанре комедийной фантастики. Случилось это в ленте Александра Рогожкина «Игра», сюжет которой вращается вокруг финального матча сборной России на домашнем чемпионате мира по футболу в далеком какомто 202… году. Причем, знаменитый режиссер выпустил свою картину еще до того, как ФИФА отдало России право на проведение мирового первенства 2018 года. Может быть, тогда окажутся справедливыми и прогнозы одного из героев «Игры» в лице Александра Булдакова, который предсказывал победу нашей сборной в финале, правда, не в основное время, а по пенальти. Но, думаю, что мы согласимся и на такой результат.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram