В январе в широкий прокат должен выйти фильм "Шапито- шоу", рассказывающий о злоключениях человека, сравнивающего себя с Виктором Цоем. Ранее данный фильм имел большой успех на "Кинотавре" в Сочи, на Московском международном кинофестивале, на Минском международном кинофестивале "Лiстапад" и ряде других форумов. В данной связи мы решили поговорить со сценаристом фильма Мариной Потаповой. Разговор, впрочем, коснулся и ряда других тем.
-Марина, для тех, кто данный фильм не видел, скажите, пожалуйста, вкратце, о чем он.
-Шапито-шоу, фильм-загадка, фильм-шутка, фильм-лабиринт. 4 части и 4 путешествия к морю, 4 пересекающиеся новеллы: Любовь, Дружба, Уважение и Сотрудничество. Герои каждой из новелл прибывают в приморский городок, и переживают поворотные фрагменты своей жизни. Фрагменты развиваются почти синхронно, - кто-то сходит с ума от любви, кто-то страдает не находя понимания у друзей, кто-то пытается завоевать уважение отца, а кто-то- наладить сотрудничество с компаньонами. Как в жизни, когда каждый видит себя центром своей собственной драмы, герои "Шапито" являются героями каждый в своей истории, при этом в чужих историях - они порой еле заметные персонажи. Истории исполнены трагического пафоса - но ведь именно так переживает каждый человек личную драму, когда со стороны все выглядит даже смешно. Чем более серьезен герой, тем комичнее он себя ведет.
-Марина, скажите, сколько писался сценарий данного фильма?
-Он переписывался 4 раза. И если сначала это была абсолютно невнятная история, где герои буквально мельтешили друг за другом, то в конечном итоге получилось то, что получилось- фактически разные новеллы, обединенные единым содержанием.Но самые главные элементы сценария- наличие двойника Виктора Цоя, шапито как таковое- всё это было и изначально.
-Были ли на съемках курьезы?
-Единственным курьезом было, пожалуй, то, как один из актеров разбил одну очень ценную вещь о чей-то стол.
-Режиссер, который в конечном счете снял этот фильм, был изначально?
-Да, и он был не то что с начала съемок фильма, но еще и до их начала.
-Сколько в фильме было профессиональных актеров, сколько- любителей?
-Фифти-фифти. Но вместе с тем, особенно хочется выделить Александра Шпагина. Когда я подошла на одном из фестивалей к Никите Михалкову и включила песню Александра Шпагина, Никита Сергеевич его сразу узнал. И это меня очень вдохновило на то, чтобы задействовать именно этот актера в съемках. Композитор Жак Поляков, без которого, как заметили те, кто видел картину, не обошлось в фильме практически ничего, был найден в городе Майкоп. Крымских актеров в фильме очень мало, хотя съемки проходили и в Крыму.
-Как проходил съемочный процесс? Были ли в ходе съемок импровизации?
-Мой режиссерский метод- это сначала собрать всех друзей, потом пропустить всех через адский процесс под названием съемки. Но адским этот процесс стал фактически из-за того, что многие очень мало что умели. Мы хотели достичь эффекта дежавю, а получилось ли у нас это- судить зрителям
-Почему для съемок своего фильма Вы взяли именно тему Виктора Цоя? Почему она до сих пор столь звучна?
-Потому что это- наш отечественный Элвис Пресли, главный рок-герой бывшего СССР.
-Петр Мамонов всё время в съемках Вашей картины участвовал?
-Про него, наверное, интереснее будет услышать то, что к нам он приехал после съемок фильма "Царь". И он весьма гневался, когда кто-то под него не подстраивался. На предыдущей съемочной площадке его даже кормили отдельно. Сначала он у нас месяц ничего не делал, жил в дорогущей гостинице и только в карты играл. Потом он обиделся и уехал. Но весьма быстро он понял, что совершил страшную ошибку. Попросился вернуться, мы его приняли, и после этого он у нас был уже просто шелковым. Особенно запомнились его последние сцены отношений с сыном.
-Каким образом в съемках Вашей картины поучаствовал Джим Авинсон?
-Мы просто поговорили с ним... Сначала мы думали, что он- гей, но потом оказалось, что на самом деле это не так. Он нарисовал для нас несколько картин, но, к сожалению, весь съемочный период он вместе с нами находиться не мог. И тогда мы решили, что он отправит нам маску и поучаствует с нами в нескольких эпизодах. В конечном итоге данная идея нами была признана очень хорошей. Да и вообще в последнем кадре, если кто внимательно смотрел фильм, то, наверное, заметил, что все дублеры. Один человек у нас даже умер на съемках, и человек, который его в последнем кадре дублирует, заметно его ниже. Но тем не менее, думаю, что это сильно не влияет на зрительское восприятие данного фильма.
-А обезьяна?
-В Москве обезьяна была одна, в Крыму- другая. В Москве была беспородная. Но так как люди в основной своей массе обезьян вообще не различают, то решили поменять.
-Вы кино снимаете больше для себя или больше всё-таки для зрителя?
-Не важно, для кого снимается фильм, важно, чтобы был позитивный сигнал.
-Что Вы будете делать теперь?
-Снова попробуем завоевать мир. Но с чем теперь- не знаем.
-Различается ли, по Вашим наблюдениям, публика в СНГ и в Прибалтике?
-Думаю, что различается, но вместе с тем, это совершенно не влияет на натуры, которые можно найти везде. Так, в Айспуте я хотела бы снять фильм ужасов.
-Откуда у Вас взялась идея рассматривать действие с разных точек зрения?
-Эта идея нами была попросту украдена.
-Марина, как Вы зарождали свое движение?
- Это произошло в 2000-м году, когда в принципе было модно зарождать всякого рода движения. И решили мы тогда создать движение "Свои 2000". Это- движение, которое никого ни к чему не обязывает. Изначально мы, правда, учили язык жестов и хотели организовать движение глухих за свои права. Потом, правда, мы от этой идеи отказались. В планах у нас, членов данного движения, еще есть заявление, причем весьма широкое, разного рода идей в рамках данного проекта.
-Спасибо за интересную беседу!