Не стоит село без праведника
19 июня 2018, 16:12 [«Аргументы Недели», Алексей СМИРНОВ, фото из архива Надежды Варлевской ]
Лауреат Национальной премии Добрых Дел «Сможем вместе!» Надежда Варлевская, пожалуй, одна из самых ярких героинь нашей рубрики. Фермер из Карелии много лет развивает родной поселок Березовка. Она вдохнула новую жизнь в разрушенный местный ДК: отремонтировала старое здание и создала там центр сельских инициатив. Она решила возродить интерес горожан к деревенской жизни и придумала «Кивачские пожни»: проект, который знакомит туристов с крестьянским трудом. Два года назад мы приезжали к ней в гости и рассказывали о чудесах Березовки в нескольких репортажах. Как изменился поселок за последнее время, Надежда рассказала в этом интервью.
– Надежда Геннадьевна, как развиваются ваши задумки?
– Мы продолжаем развивать центр сельских инициатив. Там появилась парикмахерская, планируется к открытию уютное кафе. Обустройство «Партизанской слободы» у нас остановилось на возведении землянки. Но даже ее мы активно используем на фестивале «Землянка», посвященном Дню Победы. Устраиваем выставки, квесты, выступления творческих коллективов и многое другое. Всё это происходит в здании центра и на площадке около партизанской слободы.
Сам же посёлок Берёзовка стал участником программы по поддержке местных инициатив. Благодаря этому в прошлом году у нас на улице Центральной появился обновленный тротуар, а этой весной началось строительство многофункциональной спортивной площадки: здесь можно будет играть в минифутбол, волейбол, баскетбол и даже, опустив сетку, в теннис. Как только она достороится, у наших детишек появится возможность заниматься спортом, ведь на данный момент в посёлке Берёзовка нет спортивных сооружений.
– То есть инициатива исходит не только от вас: люди сами идут к вам со своими идеями, желанием и... деньгами?
– Да, например, Фонд Тимченко профинансировал установку в нашем поселке тренажеров для старшего поколения. С помощью краудфандинговой площадки «Бумстартер» и вашей газеты мы собрали деньги и подключили центр развития сельских инициатив к природному газу. В период с 2016-го по 2017 год мы получили грант фонда «Перспектива» на создание центра развития крестьянского труда «Кивачские пожни». Всё это понемногу позволило нам укрепить материально-техническую базу и начать обучение, точнее, передачу навыков, которые когда-то были привычны любому крестьянину. Кроме того, мы смогли увидеть в площадке «Кивачские пожни» огромные возможности для развития агротуризма, зелёного туризма и пеших троп – прогулок наедине с лесом, девственно-чистой, почти заповедной природой. Под эти проекты мы снова получили финансирование и поддержку от Фонда президентских грантов. А в прошлом году стали лауреатами уже местного карельского конкурса «Лидеры турбизнеса» в номинации «За организацию работы в области сельского туризма».
– Как вы считаете, может ли агротуризм заинтересовать людей как разновидность активного отдыха? Всё-таки для России это дело новое.
– Да, конечно. Для людей, проживающих, назовём их так... может быть не очень красиво, но зато правдиво... в городских джунглях, в наших краях более свободная, вольная обстановка. Да и просто чистый воздух, без городских «ароматов». Согласитесь, это уже многого стоит. А уж сколько удивления на их лицах, когда они видят то, что раньше могли увидеть только на картинках: гусей, уток… Верите ли, многие из них даже не могут сразу понять, что такое они перед собой видят! А у нас в хозяйстве не только утки: индюки, куры, козочки, коровы, лошади. А уж проснуться с пением петухов, на заре, как в старых книжках… Конечно, это всё будет интересно городскому жителю. Ведь Россия, она от самого корня – страна крестьянская. Все мы вышли из деревни.
– Просто иногда доводится слышать: раз уж мы живём в новую технологическую эпоху, то и традиционный крестьянский труд должен остаться в учебниках истории.
– У нас сейчас и получается, что вроде бы сельские территории хотят развивать, но делают это спустя рукава. Нельзя же бросить посреди чистого поля вчерашнего городского жителя и сказать ему: «Вот тебе земля, работай, трудись!» А ведь так именно и происходит. Сама по себе крестьянская жизнь требует ежедневного огромного труда, и не всякий это выдержит. Особенно в одиночку. А тут ещё и начинать приходится, как было сказано, в голом поле, зачастую даже без электричества. У кого-то, конечно, получится, но таких людей немного. Пока ещё остались единицы, малые песчинки: те, кто закалён сельской жизнью, любит и знает деревню – их надо выискивать и брать, брать, брать как наставников. Тогда, может, и молодёжь потянется. Интерес же имеется! Часто видишь детей, юношей и девушек на наших мероприятиях, наподобие фестиваля активного отдыха «Медвежья тропа», где они могут испытать свои силы, полазать по болоту, побегать, пройти полосу препятствий (Есть у нас и такой кусочек нашей северной земли, будто специально созданный для этого. Спонтанно возникла идея, опробовали, сели и написали проект, предложили его вышестоящим инстанциям… Но эта идея поддержки не нашла. А мысль-то осталась!) И вот, глядя на них, на их радостные лица, на чистое неподдельное веселье, понимаешь, что не зря старались! Что это надо.
– Честное слово, поражаешься вашей энергии. У вас дети, внуки, большое хозяйство. На вас центр сельских инициатив. Вы координатор Бессмертного Полка… Как вас хватает на всё?
– Наверное, миссия моя такая, не могу я сосредоточиться только на близких людях. И, увы, с внуками нянчусь крайне редко. Такая вот я бабушка. Общественница.
Хочется видеть улыбки на лицах и делать все, чтобы эти улыбки появлялись. Конечно, тяжело бывает. Но сожмёшь себя в кулак – и вперёд, вперёд!
– Что ж, с таким настроением только и остается пожелать, чтобы всё задуманное вами сбылось. И, кстати, о задуманном – не поделитесь ли планами на будущее?
– Планы есть, куда без этого. Хочется и дальше развивать нашу сельскую территорию. Чтобы посёлок Берёзовка стал показательным, известным на всю Карелию. Хочется объяснить, что не надо бояться деревни, сельского труда – а просто ехать, пробовать свои силы… Просто жить! Ну, и «Кивачские пожни» бросать не буду, ведь столько уже сделано. Сейчас там уже можно достойно провести время… Забывая, кстати, об интернете!
– Вай-фай, значит, не завезли?
– Действительно не всякая связь ловит, не всякий может в сеть выйти. Поначалу люди пугаются, а потом ничего, привыкают. Как-то внутренне раскрепощаются, делаются свободнее и радостнее.
Бывает, приедут, смотрят насторожено так. Куда нас привезли? Зачем? Знаете, такие взгляды бывают… Особенно у родителей с детьми. А потом начинаешь проводить экскурсию, рассказываешь, что здесь было и что стало, как жили, чем сейчас живём. Даем попробовать настоящей здешней еды из натуральных продуктов с фермы… И глаза загораются прямо.
Некоторые даже жить хотят остаться! Таких, конечно, мало: один-два человека из пятидесяти. Но и это уже хорошо, как мне кажется. Наконец увидели люди, что здесь можно жить, жить и трудиться на благо себе и окружающим.
Сейчас разрабатываем новые экскурсионные тропы – «По тропе дикого зверя», например. Ведь мы живём в краю, где дикие звери совсем рядом. Зона-то, предзаповедная. Едет автобус с экскурсантами – а там лось! А кто-то лисицу живую в первый раз в жизни увидел. А кто-то – даже медведя. Рядышком! Это же просто фантастика! А уж пока идёшь по болоту, по лесу, по полю, и про смартфон забудешь, и про сигареты… Может, и не вспомнишь потом. Тоже ведь хорошо.
– Вы упомянули ферму и продукцию – это не только туробъект, но и вполне серьёзное предприятие?
– Как вам сказать... Не хочется забегать вперёд, но мы совместно с Институтом Экономики стали победителями конкурса по приграничному сотрудничеству. Такой проект есть, называется «Калитка». Это что-то вроде гастрономического путешествия по Карелии при сотрудничестве с Финляндией. Договоры уже подписаны, с сентября начинаем работать. Это проект не наш, а Института Экономики, но мы и наша будущая кулинарная студия «Новый вкус Карелии» стали партнёрами.
Название студии появилось не просто так: у нас только натуральные продукты, никаких примесей и консервантов. Восстанавливаем старые карельские рецепты и придумываем что-то своё, новенькое, изысканное. Вот пироги-калики, к примеру, нового формата у нас. Я и сама пеку пироги, поэтому особенно интересно работать в таком направлении.
Я всегда говорю, что в каждом селе, в каждой деревне есть человек, иногда даже не один, а двое или трое, которые хотят движения, хотят воплотить свои идеи, что-то изменить вокруг себя. Но не у всех это выходит. Не каждый сотрудник исполнительной власти, сидящий в четырёх стенах, поддержит сумасшедшую новаторскую идею. В открытую у виска пальцем, может, и не покрутит, но точно подумает: «А всё ли у тебя с головой-то в порядке?» Увы, сами с этим сталкивались, на своём опыте знаем, что это такое. Поэтому мы создаем ресурсный центр «Сельский Навигатор», который будет помогать предприимчивым людям: придавать сил, направлять, подсказывать, как реализовать задуманное… Центр вместе с кулинарной студией разместится в здании, которое нам временно передала администрация в безвозмездное пользование. Там еще нужно сделать ремонт.
Недавно к нам на помощь пришли ребята – студенты из «Строительных отрядов» в рамках проекта «Рука помощи сельской глубинке». Сорок пять человек. Огромную помощь оказали: весь ресурсный центр под метёлочку вычистили!
Мы же в самом деле та самая глубинка и есть! Хоть и от Петрозаводска в пятидесяти пяти километрах. Может, потому оно всё и началось, что эта серость и заброшенность давили на мозги и… нам просто надоело! Взять тот же бывший ДК: теперь там и тренажёры установлены, и библиотека разместится, и клумбы облагорожены. Да ещё и мини-кафе планируем открыть, точнее, трактир. Так сказать, историческую преемственность подчеркнуть, ведь раньше в Берёзовке была шумная ярмарка: питерские, мурманские, московские купцы приезжали, торговали, чай пивали. И даже Пётр Алексеевич заглядывал. Хочется возродить былую славу посёлка! Чтобы жить в нём стало светлее, привольнее.
Так что планы у нас обширные. Но нехватка средств, хоть и свои деньги постоянно вкладываем, и кредиты берем. Вроде кажется, что много уже сделали, а на самом деле – крупица это, пустяк, на один зубок только. А хочется увидеть посёлок таким, каким мы его замыслили: со всеми слободами, отремонтированным и работающим ресурсным центром, спортплощадками…
– Как вы думаете, у таких фермерских хозяйств, как ваше, есть будущее в современной России?
– Да, есть. Тут надо смотреть на опыт таких стран, как Норвегия и Финляндия. Собственно, я во время поездки в Финляндию и загорелась этой идеей. Ведь видно же, что семнадцать гектаров, двадцать и даже тридцать вполне по силам обработать одной семье. Но, конечно, опыт надо переносить с оглядкой, потому что обрабатывать тридцать гектаров вдвоём-втроём – это когда у тебя всё механизировано, как Финляндии. Но всё равно каждого желающего фермера надо сейчас поддерживать.
Конечно, проект «Семейная ферма» от Минсельхоза хорош, тридцать миллионов можно получить… Но приобретение заготовительной техники по данному виду поддержки не предусмотрено. А как ты будешь кормить тридцать голов крупного рогатого скота, если не можешь накосить на них сена? Вот такие вот несостыковки. И это не говоря уже о том, что у нас сейчас просто тяжело с землями сельхозназначения. Что-то давно уже переведено и продано, что-то заросло и переведено в лесной фонд.
Фермеру надо создавать условия. К примеру, ездили мы в Липецкую область и в Татарстан – там сделано всё по уму. Вот вам дом, вот скотина, вот доильный аппарат, вот свет – только работай! Начинающий, не начинающий – не волнует. Человек высказал желание – ему помогают. Хотелось бы, чтобы труд на селе в России вышел на первое место. Столько земель пустых, столько деревень брошенных – приезжай и живи. Конечно, человека не кинешь, как кукушонка, неведомо куда. Да и одними деньгами и оборудованием не поможешь. Еще совет нужен, и хорошо, что пока есть в деревнях люди, которые могут его дать.