Нечего скрывать: «голая» косметика LUSH отмоет планету от мусора
20 декабря 2017, 13:29 [«Аргументы Недели», Юлия ГАФУРОВА ]
Несмотря на яркий и разноцветный ассортимент, общественная деятельность компании Lush - известного мирового производителя косметики ручной работы, - имеет преимущественно "зелёный" оттенок. Компания широко известна своими инициативами в борьбе за сохранение окружающей среды и защитой прав животных. В нынешнем году на алтарь" зеленой" идеологии была принесена довольно упитанная маркетинговая жертва - Lush частично отказался от упаковки своей рождественской коллекции с целью привлечь внимание людей к проблемам утилизации и переработки мусора. Пришлась ли по вкусу российскому потребителю эта "голая правда", почему нам не поможет опыт Сингапура, и грядёт ли на планете экологическая катастрофа, - об этом мы поговорили с владельцем компании ЛАШ РАША Дмитрием Азаровым.
- У нас довольно необычный повод для интервью с вами как с владельцем косметической компании- не товар, а упаковка. Точнее, её отсутствие.LUSH специально заострил внимание на линейке " голых" продуктов в новой Рождественской коллекции и даже назвал это " рождественскими чудесами". А как реагируют потребители на такие "чудеса" ?
- В целом, хорошо реагируют. Но если уж совсем откровенно, то на развитых, зажиточных рынках, покупатели реагируют более активно. Забота об экологии - это привилегия развитого и состоятельного общества. Я недавно узнал, что уже в 20х годах , то есть совсем скоро, Китай займет первое место в мире по альтернативным источникам энергии, а китайцы уже сейчас лидируют по количеству солнечных батарей в мире. О чем это говорит? Экономика развилась, люди стали об этом думать, и, самое главное, действовать. У нас же, в силу того, что экономика испытывает сложности, люди уделяют этому меньше внимания.
- Но Рождество, Новый год- это как раз те самые праздники, когда как никогда хочется пошуршать красивыми обертками, то есть упаковка становится фактором, влияющим на спрос. Получается, что идеология компании- борьба за сохранение окружающей среды- важнее маркетинговых приемов?
- LUSH - социально ориентированная компания, это если угодно, наша глобальная ориентация, которой мы гордимся. Можно сказать, что мы боремся за экологию и за чистоту во всем мире. В день уничтожаются миллионы деревьев! В мировых масштабах производство и утилизация красивых оберток уже приводит планету к экологической катастрофе. Поэтому мы будем только рады, если идею продавать товар без упаковки будут реализовывать и другие компании. Нужно доносить , в том числе и до российского потребителя , свои ценности. Это же касается и защиты прав животных, за которые LUSH активно борется. Хотя здесь сложностей тоже хватает, поскольку у россиян посыл такой - нам с собой бы разобраться, какие тут животные...
- В России, кстати, недавно приняли декларацию о правах дельфинов и китов.
- Странно, что только дельфинов и китов, потому что животные все равны. Уничтожаются все виды, человек не взаимодействует с животным миром, а эксплуатирует его. LUSH, например, выступает против цирков. Мне это близко, потому что я и сам с детства не люблю ни цирки, ни зоопарки.
- Неужели россияне настолько заняты собой и совсем не думают об окружающей среде?
Нет, конечно. Во всяком случае, потребители нашей продукции активно поддерживают такого рода инициативы. Но в целом, реакция общества на проблемы сохранения окружающей среды, на мой взгляд, пока еще слабовата. В той же Германии , например, забота о лесе возведена на уровень национальной идеи. Существует серьезная господдержка, экологическая полиция, люди получают хорошие зарплаты. Вплоть до того, что работают целые следственные отделы, которые по оставленному в лесу мусору находят виновных и привлекают к ответственности. Но у этого явления имеется и мрачная первопричина - сначала они уничтожили порядка 70 процентов своих лесов, а теперь очень эффективно спасают остатки. В России в этом плане пока есть преимущество, то есть изначально больше сохраненных природных ресурсов.
- Поддержал ли LUSH российскую "экологическую" повестку 2017 года, были какие-то особенные проекты?
- Мы живем по общемировому лашевскому календарю, поэтому у нас каждый год - год экологии. В компании действует специальный фонд - SLush фонд, который работает во всем мире. В первую очередь, он поддерживает поставщиков растительных ингредиентов, которые должны соблюдать все экологические и, что важно, этические нормы, - честно платить зарплату, не использовать детский труд. Основная идея фонда - в обучении, поддержке и даже финансировании наших поставщиков, разделяющих эти принципы. Проще говоря, Фонд обучает выращивать растительное сырье так, чтобы природа от этого не страдала, люди были довольны, и инвестирует в проекты, который в будущем могут стать коммерчески самостоятельными. Люди не получают разовую "благотворительную инъекцию", а вооружаются знаниями, технологией и ресурсами. С их помощью они могут продавать выращенное сырье не только LUSH, но и другим желающим. Это идеальный сценарий.
-Как вы считаете, эффективно ли для российских реалий ужесточение персональной ответственности в сфере сохранения окружающей среды?
- Я думаю, тут есть несколько вариантов решения проблемы. Первый, он же основной - образовательный. Объяснять надо, на уровне семьи, школы, общественных институтов, что по факту ты мусоришь у себя дома, хотя это вроде бы улица или подъезд. Я не знаю, насколько чисто было в дореволюционной России, но в Советском Союзе ситуация явно ухудшилась. У меня всякий раз сердце кровью обливается, когда заходишь в лифт, а там подпаленные кнопки и гвоздем нацарапано. В чем смысл действия, в чем удовольствие - палить кнопки в лифте? Не понимаю.
- То есть ужесточения ответственности не избежать? Стоит ли перенять, например, сингапурский опыт, где введены огромные штрафы за несоблюдение норм чистоты в общественных местах? Очень эффективно оказалось.
- Отчасти ужесточение нужно, но конкретно сингапурская модель у нас не сработает. Это крошечная страна, по площади меньше Москвы, разбогатевшая в силу своего уникального географического положения, поскольку находится на пересечении торговых путей. Маленькую территорию проще контролировать, а деньги у них были изначально. Но это абсолютно полицейское государство.
Я убежден, что по настоящему система работает не тогда, когда вводят драконовские меры, а когда людям становится самим приятно жить в чистоте. И сейчас я наблюдаю изменения - например, в центре Москвы на улицах люди исправно убирают за своими собачками. Хотя я не уверен, что им грозит штраф за несоблюдение чистоты в 500 долларов, как в том же Сингапуре.
- Сейчас слово "экологично" стали употреблять повсеместно, даже применительно к чисто житейским понятиям - например, популярный поисковый запрос "как расстаться экологично", или " экологичные отношения", имеется в виду, между мужчиной и женщиной. А что для вас значит "жить экологично"? Экологично- этот как?
Сложно рассуждать о понятии вне контекста, и я не знаю, что такое "расстаться экологично". Хотя, конечно, радует, что для людей сама тема экологии становится актуальной, и язык отражает эти сдвиги в общественном сознании.
Я думаю, что нормально, когда каждый человек думает об экологии в каждом своем действии, начиная с того, что элементарно выключает за собой свет и воду. В странах с высоким экологическим сознанием, - скажем, в Швеции, еще в 90 годы было запрещено прогревать машину, поскольку это загрязняет воздух. Помню, как мой шведский знакомый, - наш бывший соотечественник, кстати, - жаловался на бдительных соседей. Они регулярно "закладывали" его соответствующим органам за то, что у нас зимой делают все автовладельцы, то есть за прогрев машины. И ему приходилось платить штраф. Но мне уже тогда этот закон показался очень разумным. В то же время у них существовала альтернатива - оборудование для электрообогрева салона. Оно было доступно и на всех муниципальных парковках, втыкаешь вилку в розетку - и все. Вот вам пример настоящего "экологичного отношения".
- Возможно ли в России что-то подобное?
- Думаю, да. Все меняется. В 90 -е годы на улицах было грязно, а теперь гораздо чище. И дело тут не только в наличии уборочной техники.
- То есть ваш прогноз оптимистичный?
- Ну, я допускаю и Апокалипсис тоже ( смеется). Но если он и случится, то скорее всего из-за нашего неэкологичного поведения.