18 и 19 мая в московском центре «Благосфера» проходила образовательная конференция для фондов и НКО «Деловое обсуждение благотворительности для развития общество ДОБРО 2017». Ее организуют компании «МегаФон», «Металлоинвест», «Добро Mail.Ru» и благотворительный фонд Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». У конференции амбициозная цель: укрепить диалог между некоммерческими организациями, бизнесом и обществом и повысить эффективность социальной деятельности в России.
День первый
Утром 18 мая в центре «Благосфера» участники радостно приветствовали друг друга: мероприятие проводится третий год подряд, поэтому многие посетители уже стали хорошими знакомыми. В этом году конференция собрала 150 представителей благотворительных фондов и НКО со всей страны. За два дня на мероприятии выступило более 30 экспертов, при этом спикерами стали не только фонды и НКО, но и представители государства и бизнеса, что позволило посмотреть на состояние благотворительности в России с самых разных сторон и обсудить успешные модели сотрудничества.
В приветственной речи организаторы рассказали, из чего будут состоять два дня интенсивной работы и какие знания участники унесут с собой. Руководитель по корпоративным коммуникациям и благотворительности «МегаФона» Юлия Ганина отметила, что сегодня корпоративная благотворительность очень важна для благополучия общества: в 2016 году социальные бюджеты крупных компаний составили почти треть от государственного бюджета России на социальную политику. Радует то, что несмотря на сложные экономические времена за последнее время очень выросло качество общения и работы с людьми. Александра Бабкина, руководитель проекта Добро Mail.Ru отдельно отметила, что в этом году программа конференции формировалась по пожеланиям гостей и включила в себя самые актуальные вопросы.
На первой пленарной сессии участники узнали о новых трендах в развитии некоммерческого сектора, таких как развитие онлайн-благотворительности и появление «добрых городов», расширение регионального сотрудничества и защита данных от участившихся кибер-преступлений. Модерировала дискуссию Александра Бабкина, своими мнениями поделились директор фонда «Подари жизнь» Екатерина Чистякова, первый заместитель главы исполкома Казани Дамир Фаттахов, генеральный директор Development Group Евгений Горькаев и директор по работе с частными клиентами Group-IB Руслан Юсуфов.
Дамир Фаттахов рассказал: «Мы стараемся выстроить системную работу по развитию благотворительности в Казани, опираясь, в первую очередь, на партнерство с фондами и НКО по принципу «не вместо, а вместе». К этой работе подключается и бизнес, и общество, и СМИ. Общая задача - решить как можно больше реальных проблем нуждающихся и распространять благотворительность, как культуру. В этом направлении особое внимание уделяем воспитанию молодого поколения – детей и молодежи, для которых добрые дела – это естественная социальная потребность».
Особое оживление в зале вызвала тема кибер-преступлений. Руслан Юсуфов из Group-IB рассказал об угрозах для благотворительных фондов со стороны кибер-мошенников, которые используют информацию о донорах или выдают себя за людей, нуждающихся в помощи, и поделился основными мерами предосторожности, которые помогут избежать негативного опыта в онлайн-благотворительности.
После кофе-брейка Илья Чукалин из Фонда президентских грантов, Елена Журавлева из Комитета общественных связей города Москвы и Эльвира Алейниченко из проекта «Грантовые конкурсы компании «Газпром нефть» обсудили, как правильно работать с грантами и как их получить. Модерировать дискуссию помогала директор центра «Благосфера» Наталья Каминарская.
После обеда разговор зашел на такую серьезную тему, как отчетность НКО. Анна Семенова (фонд «Нужна помощь»), Григорий Мазманянц («Подари жизнь»), Александра Болдырева («Форум Доноров») и Клавдия Козлова («МегаФон») рассказали о том, что отчет – это важный коммуникационный инструмент в работе фонда, который очень влияет на доверие потенциальных грантодателей, существующих и новых доноров. Кроме того, подготовка отчета – это, в первую очередь, возможность задать самому себе вопрос о результатах деятельности и поставить конкретные цели на будущее.
Завершили первый день конференции два интерактивных мастер-класса. На одном из них президент фонда помощи хосписам «Вера» Юлия Матвеева и директор Благотворительного Фонда Константина Хабенского Алена Мешкова рассказали о том, как важно стратегическое управление для НКО и как выстроить такое управление. Второй мастер-класс был посвящен оценке эффективности благотворительных проектов, своими знаниями с участниками поделились представители компании «Делойт»: руководитель направления по оказанию услуг в области устойчивого развития Иван Кухнин, консультант по оказанию услуг в области устойчивого развития Елизавета Устиловская и менеджер по КСО Инга Трофимова.
День второй
Второй день конференции «ДОБРО 2017» прошел под девизом межсекторального взаимодействия, большое внимание уделялось синергии бизнеса и государства для решения социальных проблем. Первая пленарная сессия была посвящена вопросу о том, что нужно для того, чтобы НКО стали эффективными поставщиками социальных услуг в своих регионах. Своими мыслями с участниками поделились Татьяна Евлампиева (Департамент социального развития и инноваций Минэкономразвития России), Анна Битова (Центр лечебной педагогики), Александр Спивак (Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения) и Елена Феоктистова (РСПП).
Татьяна Евлампиева отметила, что в вопросе выхода НКО на рынок оказания социальных услуг нет универсальных решений для всей страны, так как некоммерческий сектор в России развит неоднородно. Минэк разрабатывает комплекс мер по предоставлению доступа НКО к средствам бюджета, предусмотренного на оказание социальных услуг, а также отвечает за то, чтобы в каждом субъекте РФ был назначен уполномоченный за его реализацию. Важно создавать и координационные советы в каждом субъекте федерации для успешного диалога между НКО и государством и совместного преодоления существующих барьеров.
Елена Феоктистова из РСПП рассказала, что любое партнерство с государством или бизнесом требует усилий и определенной подготовки, и перечислила необходимые шаги для вхождения НКО в реестр исполнителей общественно полезных услуг (ИОПУ). При этом вхождение в реестр должно являться не самоцелью для организации, а лишь одной из дополнительных возможностей, наряду с грантами или сотрудничеством с бизнесом. Елена также подчеркнула, что участие в проекте разных партнеров как со стороны государства, так и со стороны бизнеса – это гарантия большей устойчивости и большего доверия.
На заключительной пленарной сессии конференции участники узнали о новых полезных инструментах, которые помогут НКО идти в ногу со временем и максимально эффективно использовать свое время и деньги. Рассказали им об этом Ирина Шубина («Благотворительность ВКонтакте»), Анастасия Байгушева («Donation alerts»), Евгения Гержан («Meet for charity») и Евгения Беленькая («Пользуясь случаем»).
Деловая программа второго дня также завершилась двумя мастер-классами. Анастасия Бокова («Фонд борьбы с лейкемией») и Анна Виноградова («Волонтеры в помощь детям-сиротам») поделились эффективными методами вовлечения новых сообществ в работу НКО, а Дарья Алексеева (Charity Shop) рассказала о том, какую роль играет предпринимательская деятельность НКО для устойчивости организации.
Планы на будущее
Подводя итоги, организаторы отметили, что были очень рады видеть на конференции и старых знакомых, и новые лица. За три года «ДОБРО» стало по-настоящему эффективной площадкой для живого общения фондов, бизнеса и государства, интерес к мероприятию с каждым годом растет. Организаторы выразили уверенность, что новые знания и идеи, полученные участниками после двух дней интенсивной совместной работы, помогут вывести благотворительность в России на качественно иной уровень.
Теперь у фондов и НКО есть целый год на то, чтобы на практике применить полученные навыки и поделиться результатами на конференции «ДОБРО 2018»!