Аргументы Недели → Армия № 1(393) от 16.01.2014

Нашему флоту нужны средиземноморские точки опоры

, 16:59

Министр обороны Республики Кипр заявил, что армии России будет предоставлен «полный доступ» к базе ВВС «Андреас Папандреу» в районе города Пафос, а также к порту Лимасол. Об этом сейчас активно пишет кипрская пресса. Идут разговоры и о возможности базирования нашего флота в Египте.

Пафосная база

Портом в Лимасоле российские боевые корабли и вспомогательные суда пользуются де-факто уже достаточно давно. Ещё на ранних этапах становления ныне постоянного оперативного соединения ВМФ РФ в Средиземноморье (Средиземноморской эскадры) Лимасол использовался как пункт дозаправки и отдыха экипажей. Теперь, судя по всему, это будет уже на постоянной, утверждённой межправительственным соглашением, основе.

А вот аэродром в Пафосе нашей военной авиацией не использовался. Это аэродром совместного базирования. Одну его часть занимает международный аэропорт, а другую – военная авиабаза «Андреас Папандреу», названная в честь известного греческого политика. Взлётно-посадочная полоса имеет длину 2,7 км и позволяет принимать почти любые воздушные суда. Кроме разве что самых крупных: Ан-124, Ан-225 или А-380. В ВВС Кипра нет боевых самолётов. На данной базе дислоцированы патрульный самолёт и несколько учебных винтовых. Но основное место занимают вертолёты – несколько спасательных AW-139 и основная ударная мощь ВВС – одиннадцать Ми-35М. Прикрыт этот район и ПВО – батареей ЗРК «Тор-М1Э» и зенитной артиллерией.

Правильное решение

Киприоты утверждают, что вопрос о пользовании авиационной и морской базами был поставлен Москвой ещё прошлой весной. Затем обсуждение продолжалось, в том числе на уровне министров обороны. Министр обороны Кипра Фотис Фотиу пока отказался комментировать детали такой серьёзной и щекотливой темы, заметив, что «Кипр примет правильное решение, принимая во внимание национальные интересы».

Также сообщается, что пока речь не идёт об аренде этих объектов, а лишь об использовании их. Что касается авиабазы, то её пользование разрешено при «чрезвычайных сценариях», а также в транспортных и гуманитарных целях. Понятно, что этот пассаж используется кипрскими официальными лицами для уменьшения ненужной шумихи и давления на себя со стороны недовольных этим государств. Международное право и так разрешает посадки военно-транспортных, да и боевых бортов, особенно с транзитными или гуманитарными целями. Посадка – не базирование на временной или постоянной основе. Никаких предварительных соглашений для этого не требуется – нужно просто разрешение на посадку.

Зачем это нужно нам и Кипру

Кипру, безусловно, военное присутствие России нужно для обеспечения безопасности от Турции – совершенно понятно, что связываться с Россией турки не рискнут. Кроме того, Россия поддерживает Кипр в его стремлении вести разведку ресурсов на шельфе в исключительной экономической зоне, на что в северной части претендует Турция. Поэтому островитянам желательно присутствие рядом сильной военно-морской группировки России. Нельзя отрицать и возможность поправить пошатнувшееся финансовое положение острова.

России же явно недостаточно одного ПМТО (пункт материально-технического обеспечения) ВМФ в Средиземноморье, учитывая созданную там эскадру. Нужен и второй, да и третий не помешает – возможно, это будет один из египетских портов. Война в Сирии, не прекращается – стрелять и взрывать там будут ещё достаточно долго. А значит, и расширять ПМТО Тартус пока рано. Аэродром в Сирии нам пока тоже арендовать не стоит. Дамаск, конечно, отдаст Москве хоть три авиабазы на любых условиях, но содержание их будет сопряжено с участием в боевых действиях. И если от внешней агрессии Россия готова защитить Сирию, то воевать напрямую с бандитами не будет.

Эскадре не помешает и прикрытие с воздуха в случае обострения ситуации в Средиземноморье. Конечно, сейчас особой нужды в воздушной поддержке у кораблей эскадры нет. Но в случае обострения флот должен иметь такую потенциальную возможность.

Политика точек опоры

Начавшийся процесс возвращения России на приличествующий ей уровень военного присутствия в ключевых для неё районах мира невозможен без создания опорных точек. Корабли, конечно, могут длительное время находиться в заданных районах и без наличия дружественных портов и баз поблизости. Но это сильно ограничивает их возможности и затрудняет использование. В настоящий момент Восточное Средиземноморье является одним из наиболее важных удалённых регионов, где требуется наше военное присутствие.

Да и состав эскадры будет пополняться и расширяться кораблями новых типов. Например, сейчас активно строятся для Черноморского флота фрегаты проекта 11357, головной из которых уже спущен на воду; фрегаты проекта 22350, корветы проектов 20380 и 20385. Для них пары причалов в Тартусе будет уж совсем мало. Найдётся работа на Средиземноморье и для «Мистралей», нужность которых для ВМФ явно показал сирийский осенний кризис. Тем более что головной «Владивосток» уже спущен на воду и достраивается, а «Севастополь» активно строят. Правда, они оба предназначены для Тихоокеанского флота, но корабли этого флота составляют в составе средиземноморского соединения значительную часть.

Кроме того, этот район примыкает к ключевому для мировой торговли Суэцкому каналу. Для усиления своих позиций на международной арене неплохо иметь возможность «пережать» эту торговую артерию. С другой стороны Красного моря также регулярно занимаются борьбой с пиратством корабли ВМФ. Если к Тартусу добавится Лимасол, и аэродром в Пафосе, и ещё какой-то порт в Египте, о чём достаточно много было сигналов в последнее время, то военное присутствие России в важном для неё районе обретёт новое, солидное содержание.

Кому мы наступим на хвост?

Кому же крайне невыгодно появление постоянного или периодического присутствия ВС РФ на Кипре? Прежде всего это турки. Они всегда возмущались практически любыми поставками российских вооружений на остров, называя их «дестабилизирующими обстановку». Недовольна Анкара и заходами российских боевых кораблей в Лимасол. А уж получение для них официальных возможностей для базирования и обслуживания и вовсе неприятно для Турции. Авиация нежелательна и подавно.

Следующий «пострадавший» – Вашингтон. Для американцев появление второго пункта материально-технического обслуживания ВМФ РФ неприятно, но терпимо. В Сирии всё равно есть ПМТО в Тартусе. А вот появление военного аэродрома у России в этом регионе совсем нежелательно. Это означает потенциальное появление истребительного «зонтика» над весьма мощной Средиземноморской эскадрой и появление самолётов дальнего радиолокационного дозора, противолодочной авиации.

США сейчас присутствовать в этом районе толком не могут – нет денег. Поэтому американцам есть от чего расстроиться. Из-за этого Вашингтон усиленно давит на Никосию. Ещё осенью американцы дали понять, что они «категорически не согласны» с таким развитием событий.

Третий пострадавший –
Израиль.
Дело в том, что на базу «Андреас Папандреу» рассчитывали именно израильтяне. Полтора года назад было немало публикаций о том, что база в Пафосе станет первой зарубежной базой для этой страны. Израиль очень хотел разместить там истребители и самолёты дальнего радиолокационного дозора. Это давало возможность контролировать морские подступы к своим берегам. Но мечты натолкнулись на суровую реальность – финансовый коллапс Кипра, наложившийся на финансовые проблемы у США. Американцы вынуждены были обрезать даже ежегодную военную помощь Израилю, а уж на аренду базы денег у Иерусалима и подавно не нашлось.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram