Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Армия № 23(365) от 20.06.2013

Здравствуй, «Рубеж», – прощай, «автобус»?

, 17:55

Недавно успешно была испытана очередная перспективная разработка – прототип новейшей межконтинентальной баллистической ракеты (МБР). Пуск был выполнен с полигона Капустин Яр с подвижной пусковой установки в направлении казахского полигона Сары-Шаган на озере Балхаш. Боевое оснащение ракеты успешно достигло полигона и поразило цели с заданной точностью. А далее – начались сложности даже с названием новой ракеты.

Четыре пуска, пятый в уме

Впервые прототип новой МБР лёгкого класса был испытан в Плесецке 27 сентября 2011 года. Запуск был аварийным – ракета улетела «за бугор», то есть упала всего в 8 км от старта. «Виновной» объявили первую ступень.

Второй запуск 23 мая 2012 г. также был с Плесецка в направлении камчатского полигона Кура и был полностью успешным. Боевой блок успешно поразил цель. А вот третий пуск, 23 октября того же года, и нынешний, четвёртый, проводили уже с полигона Капустин Яр в направлении Сары-Шагана.

Буквально на следующий день было объявлено, что это был пуск ракеты новейшего ракетного комплекса «Рубеж». В этом году планируется ещё один пуск этой МБР, после чего может быть принято, в случае успеха, решение о начале развёртывания комплекса. Оно начнётся в этом случае уже в 2014 году.

Путаница в названиях

Впервые о разработке новейшей МБР в открытых источниках стало известно в июле 2011 года. Сначала испытываемый прототип был известен как «Авангард». Затем в различных открытых источниках, например конкурсной документации, начало всплывать название ракетного комплекса «Рубеж». Были подозрения, что это совсем другой комплекс или же родственник «Авангарда», предназначенный не для шахтного базирования или автомобильной пусковой, а для железнодорожного комплекса. Встречались и шифры типа «Авангард-Р». Теперь ясно, что все они относятся к одному боевому ракетному комплексу «Рубеж» с ракетой «Авангард» – «Авангард-Рубеж».

В будущем году может начаться развёртывание боевого ракетного комплекса «Ярс-М». Про него же были сообщения, что первый его пуск был аварийным в 2011 г., затем были успешные пуски в 2012 году. В общем, совпадает с «Авангардом-Рубежом». Если никто ничего не напутал, то «Ярс-М»  ещё один шифр для «Рубежа». Это вполне может быть правдой. «Рубеж» явно не является кардинально новой системой, иначе бы его не стали развёртывать после 5–6 пусков.

Подобная чехарда в названиях не новость. Связана она с тем, что на этапе разработки, люди, отвечающие за защиту гостайны, как и сами разработчики и смежники, всячески легендируют новинку. Поэтому в СМИ вбрасываются различные правдоподобные названия, версии и описания будущей системы. И шифров, используемых в переписке, бывает иногда несколько. В частности, уже принятая на вооружение в подвижном и шахтном вариантах МБР «Ярс» встречается в открытой документации как «Тополь-МР» (то есть «Тополь-М» с разделяющейся головной частью), что указывает на её близкое родство с «Тополем-М».

К тому же «Рубежом» называется береговой противокорабельный ракетный комплекс, уже очень давно состоящий на вооружении, что, конечно, увеличивает путаницу вокруг нового изделия.

Вероятные возможности ракеты

Так что же такое «Авангард-Рубеж» – комплекс со множеством имён? Конечно, вся информация по системе секретна. Даже габариты, вес и масса полезной нагрузки пока не разглашались – эти сведения согласно Договору СНВ-3 США передадут после развёртывания первого боевого комплекса с новой ракетой. Но мы можем делать предположения и анализировать.

Как и почти все МБР разработки Московского института теплотехники, нашей ведущей организации по средствам скоростной и надёжной доставки «больших количеств света и тепла в Америку», «Рубеж» – ракета твердотопливная. Весит он предположительно более 50 т, но вряд ли более 60. Габариты примерно схожи с «Ярсом» или чуть больше него. Доставляет до цели несколько большую полезную нагрузку. Вероятно, он несёт такое же число боевых блоков – шесть.

Среди боевых оснащений новой ракеты ожидается и маневрирующий, и планирующий боевой блок, давно и успешно испытываемый в России на экспериментальных ракетах К65М-Р и «Тополь-Э». Возможно, среди его модификаций будет управляемая, то есть способная не только к манёвру на траектории, но и к самонаведению на цели.

Прощай, «автобус»?

Есть мнение, что именно «Рубеж», официально названный комплексом с МБР повышенной точности стрельбы, стал первой ракетой, лишившейся так называемой автобусной схемы разведения. Обычно после разгона боевые блоки по одному наводятся на цели так называемой ступенью разведения и выпускаются ею, как пассажиры на остановках. Она же выпускает и комплекты средств преодоления ПРО – им тоже нужна наводка, вместе с защищаемыми блоками. МИТ, устами генерального конструктора Ю.С. Соломонова, уже достаточно давно говорил о том, что намерен отказаться от этой уязвимой ступени разведения. Снабжённые собственными двигателями, управляемые маневрирующие боевые блоки «разбегаются» по своим целям намного быстрее, чем при схеме «автобус».

«Рубеж» отличается от своих предков повышенными возможностями средств боевого управления и связи. Вероятно, в ракете применено более эффективное твёрдое топливо, что позволяет ей разгоняться ещё быстрее. Это также повышает защищённость от перспективной ПРО США.

Не «Рубежом» единым

В настоящий момент ведутся работы и по созданию новой тяжёлой МБР, предположительно названной «Сармат». Она способна нести мощнейший КСП ПРО и 10 боезарядов тяжёлого класса. Головным разработчиком по жидкотопливной наследнице легендарной «Воеводы» («Сатаны») является Государственный ракетный центр им. Макеева из Миасса при участии реутовского НПО машиностроения.

Кроме этого, МИТом начаты работы по созданию боевого железнодорожного комплекса. Вероятно, ракета будет родственницей «Ярса» или «Рубежа», но не исключено и использование наработок по более короткой и толстой морской «Булаве», которую удобнее размещать в железнодорожном вагоне. Есть сведения и о некоей «ракете среднего класса», находящейся в разработке, но что это – пока не понятно.

При создании новых боевых ракетных систем для РВСН, однако, очень важно соблюсти баланс между разнообразием систем, увеличивающих гибкость применения и боевую устойчивость нашего ядерного меча, и разносортицей, которая разоряет бюджет. Надеемся, что этот баланс у нас будет соблюдён.

Две трассы

Почему же часть запусков проводилась с Плесецка, а часть – с Капустина Яра?            В России испытательные пуски МБР обычно проводятся по двум трассам. Это «северная трасса» – с Плесецка на Куру и «южная трасса» с – КапЯра на Балхаш. По северной проходит большинство пусков, за исключением пусков на максимальную и минимальную дальность.

А вот южную трассу используют тогда, когда испытывают то, что необходимо скрыть от средств технического контроля вероятного противника. На севере это невозможно – за Плесецком зорко следят и американская «исследовательская» РЛС в Норвегии, и авиаразведчики, и корабли разведки НАТО, «болтающиеся» в нейтральных водах. Такая же ситуация с Камчаткой. Поэтому комплексы средств преодоления ПРО (КСП ПРО) и новые боевые блоки (ББ) в реальной их конфигурации там не испытывают. Они летают по южной «дорожке» – там нет рядом чужих радаров, а разведспутники учитываются при выборе времени испытания.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram