Недавно Минобороны и ВМФ с помпой собрали практически со всех своих флотов и флотилий межфлотскую группировку и отправили её к берегам кипящей Сирии. Зачем? Версий много. Официально – учения. Демонстрация флага в регионе. Неофициально: то ли эвакуировать свою базу в Тартусе, то ли наоборот – мужественно защищать её от проклятых повстанцев с помощью немногочисленных оставшихся батальонов морской пехоты. Есть версия торговая. Есть конспирологическая. Рассмотрим их все.
Попробуй скажи на флоте – мы плывём. В лучшем случае на тебя посмотрят как на идиота. В худшем – получишь в морду. Ведь на флоте не плавают, а ходят. Вот и пошли наши корабли, собранные с бору по сосенке, в тёплое Средиземное море. Состав группировки совсем невелик. От Северного флота в неё войдут большой противолодочный корабль «Адмирал Чабаненко» (флагман), большие десантные корабли (БДК) «Александр Отраковский», «Георгий Победоносец» и «Кондопога», а также суда обеспечения «Николай Чикер» и «Сергей Осипов». От Балтийского флота – сторожевой корабль «Ярослав Мудрый» и танкер «Лена». Черноморский флот отправил на учения сторожевой корабль «Сметливый» и большие десантные корабли «Николай Фильченков» и «Цезарь Куников». Интересно, что из Балтийска в составе группы кораблей вышел спасательный корабль СС-750, который обычно обеспечивает действия подводных лодок. Об СС-750, кстати, официальных сообщений не было.
Встретиться корабли различных флотов должны в начале августа уже в Средиземном море. И начать учиться: совместному плаванию в ордере под единым командованием, противовоздушной и противолодочной обороне, а также действия по защите гражданских судов от пиратов.
«Зачем группировка идёт туда, никто официально ничего не скажет. Но посмотрите на её состав: из 12 кораблей 5 БДК. Причём из тех флотов – Северного и Черноморского, в которых сохранились остатки морской пехоты. Правда, не совсем понятно, что они перевозят: личный состав, технику или воздух. Я уверен, что последнее», – рассказал «АН» источник в Главном штабе ВМФ. Добавив при этом, что «первый конверт» будет вскрыт только по приказу из Москвы. «Первым конвертом» как на флоте, так и на суше неофициально называют основную задачу командования, которая должна быть выполнена группировкой сил и средств.
720-й пункт материально-технического обеспечения в Тартусе, так официально называется наша база, состоит из плавучих причалов ПМ‑61М (один сломан), плавмастерской (должны сменяться каждые шесть месяцев), хранилищ, казармы и различных хозяйственных объектов. Объект обслуживают два военно-морских офицера. Остальные – гражданский персонал, работают на плавмастерской. Никакой охраны объекта не предусмотрено.
Для защиты этого объекта куча БДК не нужна, морпехам на этой базе даже не разместиться из-за её размеров. А большие корабли, например «Адмирал Чабаненко», вообще не смогут зайти в ПМТО из-за мелководья. Несколько лет назад были выделены миллионы рублей на углубление фарватера и другие ремонтные работы. До пункта деньги не дошли. Либо осели где-то по дороге, либо Минобороны решило сэкономить. Зато можно гордо рапортовать с телеэкранов – база ВМФ в Тартусе есть.
Смысла защищать Тартус или эвакуировать его персонал пока нет. Так зачем военно-транспортная морская группировка ушла в Средиземное море?
По словам источника в Федеральной службы РФ по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС), «мы предполагаем, что режим Башара Асада удержится, как минимум, до конца этого года. Ранее заключённые контракты надо выполнять». То есть госструктура ФСВТС использовала ВМФ России в качестве простого сторожа караванного пути. Эта версия косвенно подтверждается тем, что практически этим же маршрутом в Сирию следует сухогруз ALAED с системами ПВО и тремя ударными вертолётами Ми-25.
В принципе это нормальная ситуация, когда ВМФ любой страны мира обеспечивает национальные торговые интересы. Но весь вопрос в том, кто будет платить за плановый ремонт кораблей после дальнего морского похода? Ведь Минобороны 90–95% всех денег, выделяемых на флот, тратит на строительство новых кораблей. А общая изношенность ВМФ составляет сейчас, по оценкам экспертов, 70–90%. И такие дальние и в принципе бесцельные походы её только увеличивают. Небо Сирии не закрыто, ФСВТС вполне могла бы арендовать Ан-124 «Руслан» и перебросить вертолёты и некие средства ПВО напрямую в Дамаск. Это, конечно, дороже, чем на уже засвеченном ALAED, но гораздо эффективнее. Так что эта версия практически отпадает.
А теперь вспомним о спасательном корабле СС-750 с глубоководным спасательным аппаратом на борту Ас-26. Специализированным кораблям такого типа без АПЛ в походе делать нечего. Какая именно лодка Северного флота вышла в Средиземноморский бассейн, не известно, но эксперты уверены, что это одна-две многоцелевые АПЛ проекта 885 «Ясень» или проекта 949А «Антей», вооружённые крылатыми ракетами. Именно эти два проекта специально создавались для борьбы с авианосными группировками «заклятых друзей». А тактика прохода АПЛ в ордере других судов, тем более шумных БДК, известна давно и практически полностью гарантирует защиту от гидроакустической разведки.
Так что в начале августа могучая авианосная группировка НАТО, которую собрали у берегов Сирии, окажется значительно более скованной в своих действиях. Остаётся надеяться, что российские военные моряки, несмотря на все усилия реформаторов, пока не растеряли своего легендарного умения.