Государственное пиратство
Экипажи судов, захваченных грузинскими моряками, были оштрафованы на крупные суммы. С танкером Buket поступили жестче: экипаж, состоявший из 13 турок и 4 граждан Азербайджана, по решению суда города Поти оштрафован на 40 тыс. долларов. Капитан осужден на 24 года тюрьмы, а сам танкер конфискован. По словам главы Минтранспорта Грузии Георгия Бокучавы, танкер Buket вез в Сухуми 2 тыс. тонн бензина и 700 тонн дизельного топлива. Грузины сочли это контрабандой. Поначалу казалось, что в этом есть и вина самих моряков - нечего было «срезать угол» через грузинские воды, зная, как полоумные грузинские вожди относятся к торговле с «оккупированными территориями».
Но из сообщений турецкой прессы стало известно, что судно было задержано в нейтральных водах, в 96 милях от турецкого порта Синоп. При аресте грузинские пограничники использовали катер без опознавательных знаков. Поднявшись на борт турецкого танкера, они назвались российскими военными и под угрозой применения оружия отстранили турецких моряков от управления судном!
Из Грузии доносятся воинственные заявления - будем захватывать «пиратов», снабжающих «оккупированные территории». Абхазская сторона отвечает не менее грозно, заявляя о готовности топить грузинские «пиратские катера» даже без поддержки кораблей ЧФ РФ. Это вызывает сомнения. Абхазский флот вооружен такими же катерами, как и грузинский. Но у грузин есть и пара новеньких высокоскоростных и прилично вооруженных турецких катеров типа MRTP-33. Их у турок покупает даже американская Береговая охрана, а им есть из чего выбирать.
Российские торговые суда грузины пока обходят стороной. Видимо, усвоили, что с кораблями ЧФ РФ им лучше в бою не встречаться. Урок этот был преподнесен отрядом боевых кораблей ЧФ. Главным действующим лицом был малый ракетный корабль «Мираж».
Промах невозможен
Толком непонятно, кого же утопил «Мираж» недалеко от Очамчиры. Точно известен лишь факт боя вечером 9 августа. Известен расход боеприпасов - в бою МРК «Мираж» потратил 2 противокорабельные ракеты (ПКР) П-120 «Малахит» и 2 зенитные ракеты «Оса», поразив 2 цели, как следует из рапорта. В использовании зенитных «Ос» нет ничего удивительного. У нас любая зенитная ракета имеет режим работы «поверхность-поверхность».
Дальше начинаются разночтения.
По первой версии, ракетами П‑120 утоплен флагман ВМФ Грузии - старый, 204-тонный ракетный катер французской постройки «Диоскурия», подаренный греками. Но он, как и второй, 250‑тонный ракетный катер советского проекта 206МР, «Тбилиси» (бывший украинский «Конотоп», а еще раньше Р-15 в составе ЧФ СССР), в море не выходил и был уничтожен нашими десантниками в Поти через несколько дней. Да и какой смысл этим «ракетным крейсерам», как их называли любящие пофорсить грузины, выходить в море, если для них отсутствовало вооружение? Подаренную «Диоскурию» греки не снабдили ракетами «Экзосет». А наши П‑15М «Термит» для «Тбилиси» исчерпали свои сроки хранения.
По другой версии, ракетой был поражен флагман БОХР Грузии катер проекта 205П «Георгий Торели». Но «Торели» грузины после войны, пусть и не сразу, но показали на фотографиях из Батуми. Правда, его внешний вид несколько изменился, что вызывает вопросы - это точно он или просто похожая посудина, купленная уже после войны?
Есть версия, высказанная позже рядом независимых исследователей, что целью «Малахитов» стал маленький 40-тонный катер типа «Гриф», их у Грузии было несколько, либо американский малый катер типа «Донтлесс».
Злые языки намекают, что вообще ни в кого не попали. Это слишком маловероятно. П-120 «Малахит» - ракета, конечно, не новая. Но на ней, кроме традиционной для ПКР радиолокационной головки самонаведения, есть тепловая «Дрофа» для повышения надежности наведения. И как показала практика учебных стрельб, ракета практически не промахивалась и помехи на нее почти не действуют. Были два случая, когда экипаж корабля-цели по халатности не подключал оборудование, которое делает цель «теплой». П-120 поразила тральщик из оцепления и котельную на берегу. Слава богу, без жертв. В общем, эта ракета всегда находит себе какую-нибудь цель.
Морской бой
8 августа десантное соединение, в которое вошли 3 больших десантных корабля (БДК) - «Цезарь Куников», «Саратов» и «Ямал», - выдвинулось из Новороссийска в Абхазию, неся на борту более 500 десантников и десятки единиц техники. Его прикрывал отряд боевых кораблей ЧФ. Дальнее прикрытие с моря и воздуха и управление осуществлял гвардейский ракетный крейсер «Москва», эскортируемый сторожевым кораблем «Сметливый». В непосредственный эскорт входили малый ракетный корабль «Мираж», 3 малых противолодочных корабля и 2 тральщика. В середине шли БДК с десантом, охранение составляли МРК, МПК и тральщики, позади шли «большие» - «Москва» и «Сметливый». После доставки десанта соединение должно было выполнять задачи командования наших сил на абхазском направлении, возглавляемого генералом Шамановым.
В 18 часов 40 минут 9 августа РЛС «Миража» обнаружила групповую скоростную надводную цель на расстоянии 45 км. Это были 5 грузинских катеров.
Еще до пересечения границы по открытым каналам радиосвязи нами была объявлена 50-километровая зона безопасности. Не слышать об этом грузины просто не могли. Согласно статье 51 Устава ООН, пересечение границ оговоренной зоны расценивается как агрессия.
После доклада флагману «Мираж» попытался остановить противника обращением по радио - безрезультатно. «Мираж» открыл огонь. За спиной БДК с десантом, и их нужно было защитить любой ценой.
С интервалом в минуту «Мираж» выпустил две П-120 с дистанции 35 км. Одна ракета поразила самую крупную цель, какую нашла, - грузинский большой гидрографический катер DHK-81. П-120 создавали против авианосцев и крейсеров. После подрыва боевой части массой 820 кг от любого грузинского корабля остается только пылающий костер топлива на воде и нетонущие обломки. Вторая ракета, наводившаяся на ту же цель и потерявшая ее, самоликвидировалась.
Но бой на этом не закончился. 3 катера отвернули, но один продолжал сближение. Дистанция сократилась до 10 км, и командир «Миража» Иван Дубик принял решение на стрельбу «Осой». Ракета поразила маленький катер типа «Ярославец», он загорелся и затонул. Уцелевшие катера не преследовали.
Этой же ночью парой баллистических ракет «Точка-У» был обстрелян порт Поти, откуда вышли грузинские катера. Убитых было мало, но много раненых. А психологический эффект превзошел все ожидания - грузинские моряки разбежались, бросив корабли.
Приступ немотивированной храбрости
Почему это случилось? Зачем пять грузинских катеров с такой целеустремленностью рвались к своей гибели? Неужели они не понимали, что перед ними не какие-то торговые суда, а военный флот? Отчаянной храбростью грузины в этой военной кампании не отметились. Значит, должны быть какие-то разумные объяснения.
Версия первая. Идиотическая. Да, не понимали. Грузинскими ВМС тогда руководил непрофессионал, бывший начальник по физподготовке танкового батальона, выпускник Тбилисского института субтропических культур. БОХРом тоже командовал отнюдь не адмирал Ушаков. Такие «специалисты» вполне могли счесть, что это абхазские посудины, которых можно не опасаться, или же торговые суда. Но легкая добыча неожиданно превратилась в русские ракетные корабли.
Версия вторая. Буйковая. Американцы создали у побережья Грузии и Абхазии весьма эффективную систему контроля надводного пространства. Она состояла из командного пункта, 5 наземных РЛС и 2 морских стационарных станций на буях. Грузины с ее помощью обнаруживали и задерживали идущие в Абхазию суда. 3 РЛС и КП системы позже были взорваны нашими десантниками. Грузинские катера могли идти за таким буем с целью выяснить его судьбу. Катер-гидрограф с мощной кран-балкой для этого был бы полезен. А буи, скорее всего, выловили экипажи наших тральщиков и передали специалистам.
Версия третья. Конспирологическая. Еще до начала войны у берегов Грузии был замечен малый разведкорабль ЧФ ССВ‑418 «Экватор». Корабль, наверное, вел электронную разведку. Точно такой же ССВ «Лиман» в 1999 г. дежурил около Югославии, когда ее «учили демократии». Такие суда выглядят «мирными траулерами» или «гидрографами» по силуэту, и официально ничем, кроме массы секретной аппаратуры, не вооружены. Вполне возможно, что американские «друзья» навели грузин на мысль, что захват безоружного разведчика - удачная пиар-акция. Пленные по ТВ, интервью, громкие заявления о «небоеспособности» русского флота и т.п. А под шумок в руки заинтересованных лиц попадает начинка корабля разведки. Если бы это произошло, ущерб был бы огромным. Гидрографический катер в этом случае мог использоваться для перевозки грузинских абордажников-морпехов. Но вместо «Экватора» грузины нарвались на «Мираж».
Подробной официальной информации о том бое до сих пор нет. Наиболее логичной выглядит третья версия. Но когда имеешь дело с такими «серьезными моряками», как грузины, можно ожидать всего. Логика в таких случаях бессильна.