> Ответный ход российским нестратегическим ядерным оружием - Аргументы Недели

//Армия 13+

Ответный ход российским нестратегическим ядерным оружием

8 мая 2024, 12:51 [«Аргументы Недели», Военный эксперт Юрий Кнутов  ]

Из личного архива автора

6 мая 2024 г. стало известно, что Верховный главнокомандующий Президент РФ В.В. Путин поручил Генштабу Вооруженных сил РФ подготовить учения с ракетными соединениями Южного военного округа с привлечением авиации и Военно-морского флота. По информации Минобороны России «В ходе учения будет осуществлен комплекс мероприятий по практической отработке вопросов подготовки и применения нестратегического ядерного оружия». Учения будут проводиться в целях повышения готовности нестратегических ядерных сил к выполнению боевых задач в ответ на угрозы «отдельных западных официальных лиц в адрес Российской Федерации», а также обеспечения территориальной целостности и суверенитета страны. Учения также связаны с заявлениями ряда руководителей стран Запада о готовности направить войска и новые виды оружия на Украину. Учения нестратегических ядерных сил проводятся в России впервые.

К нестратегическому (тактическому) ядерному оружию относят ракетные комплексы наземного базирования оперативно-тактического и тактического назначения, баллистические и крылатые ракеты морского базирования малой и средней дальности, крылатые ракеты воздушного базирования малой и средней дальности, авиационные бомбы, артиллерийские снаряды, наземные мины, глубинные бомбы, торпеды, зенитные ракеты и другие виды оружия, в которых в качестве средства поражения используется ядерный боеприпас. Тротиловый эквивалент такого оружия обычно не превышает несколько тысяч тонн (нескольких килотонн). В современных разработках благодаря высокой точности средств доставки тротиловый эквивалент нестратегического ядерного оружия, как правило, не превышает одной килотонны. В ряде случаев мощность тактического ядерного оружия может быть сопоставима с мощностью ядерных боеприпасов стратегического назначения. Так, американские бомбы В61-12 могут оснащаться ядерной боевой частью от 0,3 до 340 килотонн, что по мощности превышает боезаряд в 300 килотонн ядерной боеголовки W87 межконтинентальной баллистической ракеты LGM-30 Minuteman III (Ополченец).

В отличие от стратегического ядерного оружия нестратегическое предназначено для применения вблизи линии фронта и в ближнем тылу противника. Поэтому дальность средств доставки ядерных боезарядов небольшой мощности обычно составляет от нескольких десятков до нескольких сотен километров. В тоже время благодаря авиационным носителям и ракетам она может достигать 1,5 — 2 тысяч км.

Нестратегическое ядерное оружие планируется использовать для поражения мест дислокации носителей ядерного оружия противника, крупных или хорошо защищенных целей, таких как командные пункты, узлы связи, подземные склады, аэродромы, военно-морские базы, инженерные сооружения, мосты, а также скопления боевой техники и живой силы противника.

Россия обладает разнообразным арсеналом нестратегического (тактического) ядерного оружия, ведущую роль в котором играют различные типы ракет способные доставить ядерную боеголовку относительно небольшой мощности точно в цель. Согласно открытым источникам сюда можно отнести гиперзвуковые ракеты воздушного базирования «Кинжал» с дальностью полета до 2 тысяч км, квазибаллистические ракеты наземного базирования ОТРК «Искандер-М» с дальностью 500 км, крылатые ракеты морского базирования «Калибр» с дальностью около 2000 км. Кроме вышеперечисленных средств доставки от Советского Союза России достались другие носители нестратегических ядерных боеприпасов.

В «Основах государственной политики Российской Федерации в области ядерного сдерживания», принятых 2 июня 2020 г., говорится о четырех условиях определяющих возможность применения Российской Федерацией ядерного оружия, в том числе нестратегического. Среди них:
«а) поступление достоверной информации о старте баллистических ракет, атакующих территории Российской Федерации и (или) ее союзников;
б) применение противником ядерного оружия или других видов оружия массового поражения по территориям Российской Федерации и (или) ее союзников;
в) воздействие противника на критически важные государственные или военные объекты Российской Федерации, вывод из строя которых приведет к срыву ответных действий ядерных сил;
г) агрессия против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства».

В начале мая этого года некоторые ведущие политики стран Запада сделали ряд воинственных заявлений по поводу конфликта на Украине. В частности, президент Франции Макрон в очередной раз высказался за отправку войск на Украину в случае, если российская армия прорвет линию обороны или Киевский режим обратиться к Парижу с просьбой об отправке воинского контингента. Со схожим заявлением выступил лидер демократического меньшинства в палате представителей американского конгресса Хаким Джеффрис. Он отметил, что участие вооруженных сил США возможно, если украинская армия потерпит поражение. По словам Джеффриса Вашингтон «не может позволить Украине пасть». Еще одно заявление в колониальном духе прозвучало из уст министра иностранных дел Великобритании Кэмерона. Он высказался за нанесение ударов вглубь территории России с помощью британских крылатых ракет Storm Shadow, максимальная дальность полета которых составляет более 560 км.

Общую агрессивную риторику поддержал и канцлер Германии Шольц. На встрече, проходившей в Латвии, он объявил главам правительств стран Прибалтики, что «около 35 тысяч немецких военнослужащих готовы оперативно оказать содействие нашим союзникам в случае чрезвычайной ситуации». Речь, по словам Шольца, идет о защите Центральной, Северо-Восточной Европы и Прибалтики. Для этого бундесвер уже размещает 45-ю танковую бригаду на территории Литвы.

В общей хор антироссийских голосов подлил масла президент Польши Дуда, который 22 апреля этого года вопреки мнению правительства своей страны заявил, что допускает размещение на территории республики ядерного оружия США.
Серьезно обостряют международную обстановку не только конкретные заявления ряда руководителей стран НАТО, но и реальные шаги с их стороны. Так, с 24 января по 31 мая 2024 г. у границ России проводятся масштабные учения Steadfast Defender с участием почти 90 тысяч натовских военнослужащих.

Начались серийные поставки Киевскому режиму американских баллистических ракет малой дальности MGM-140 ATACMS. Они запускаются с тех же пусковых установок, что и ракеты для РСЗО HIMARS. Дальность в 300 км позволяет применять ATACMS как по территории Крыма, так и по городам в глубине России.

В ближайшие месяц-два ВСУ ожидают поступления истребителей F-16. Воздушные силы Украины получат версию C/D, которая способна нести ядерные бомбы В61 различных модификаций, что, по сути, означает предоставление Киевскому режиму средств доставки ядерного оружия.

Учитывая сложившуюся международную обстановку и попытки ее обострения со стороны стран НАТО руководство России приняло решение провести учения с привлечением различных родов войск имеющих на вооружении тактическое ядерное оружие. Учения затронут не только части, дислоцируемые на территории Южного военного округа, но и на территории Белоруссии.



Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте