Прошел год с момента создания нового военно-политического блока в Индо-тихоокеанском регионе AUKUS между Австралией, Соединенным Королевством и Соединенными Штатами. Центральным пунктом соглашения по формированию этой структуры является создание атомного подводного флота для ВМС Австралии, что должно значительно повысить военный потенциал страны. Однако, в связи с этим для Канберры возникает ряд проблем, которые в будущем могут стать весьма чувствительными и привести к неисполнению обязательств Вашингтона и Британии.
Соглашение, по которому Вашингтон и Лондон обещали передать Австралии технологии материалы и создать верфи для строительства атомных подводных лодок создаёт для Канберры множество проблем, которые придётся преодолевать. Для начала непонятно как будут передаваться ядерные материалы, предназначенные для военных целей, неядерной стране. Сам фак такой передачи идёт в разрез с международным Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Получается, что все три страны пойдут на его откровенное нарушение. Далее придётся как-то решать вопрос о непредоставлении МАГАТЭ сведений об этих материалах. Впрочем, эта организация настолько зависима от решений Вашингтона, что её вердикт о деятельности стран участниц AUKUS в рамках проекта по созданию австралийского военного атомного подводного флота уже носит позитивный характер. То есть МАГАТЭ удовлетворено текущим уровнем взаимодействия, продемонстрированным партнерами по AUKUS в отношении текущих технических деталей соглашения. Правда, против реализации данного проекта жестко выступают Китай и Индонезия. Которые собираются вынести на площадку ООН вопрос о нарушении странами участницами AUKUS Договора о нераспространении ядерного оружия.
Не стоит забывать, что потерпевшей стороной остаётся Франция, потерявшая крупный контракт из-за соглашения по созданию AUKUS на строительство для Австралии дизель-электрических подводных лодок. Более того Парижу принадлежат значительные территории и акватории в Тихом океане. К тому же Австралия и Франция имеют общие морские границы в Коралловом море. Реакция Пятой республики на площадке ООН может оказаться не в пользу Канберры. Париж вряд ли так просто забыл оскорбление, получение от США, Британии и Австралии, и воспользуется первой же возможностей для мести.
Помимо всего прочего, поскольку Австралия не обладает ядерными технологиями, какая-то из двух ядерных держав участниц AUKUS должна будет взять на себя техническое обслуживание и контроль за эксплуатацией будущего австралийского атомного подводного флота. Скорее всего это будут Соединённые Штаты, что чревато для Австралии потерей суверенитета. На это счёт бывший премьер-министр Малкольм Тернбулл заявил: «Из-за того, что в Австралии нет собственной ядерной промышленности, эксплуатация атомных подводных лодок, скорее всего, будет закуплена в США, а не в Великобритании, эти лодки не могут безопасно эксплуатироваться, кроме как под наблюдением ВМС США. Это означает отказ Австралии от суверенитета».
Данный факт представляет очевидную проблему в принципе, которая усиливается политической нестабильностью в самих США. Канберра может рассчитывать только на демократов, а Республиканская партия вовсе не разделяет ценности Австралии и при возвращении во власть (получив большинство в Конгрессе, добившись для республиканца Трампа поста президента) она просто-напросто пошлёт Австралию куда подальше, как всегда, действуя во имя интересов Америки. А если к тому времени Пентагон глубоко интегрируется в Минобороны Австралии, приход к власти в США республиканцев станет для Канберры катастрофой. Учтём, что подводные лодки не строятся в одночасье, на их производство потребуется много времени. И может случиться так, что ещё до спуска на воду первого австралийского подводного атомохода республиканцы уже будут верховодить в Капитолии и в Белом Доме. По всему выходит, что у Австралии есть много шансов остаться вообще без атомных подводных лодок, а от дизель-электрических, французских она уже отказалась.
Сейчас, вероятно, политики в Канберре об этом стараются не думать, а рассчитывают всё же получить восемь обещанных ударных АПЛ, которые сделают Австралию сильнейшей военной державой в регионе.