Северному флоту в специальной директиве Верховного главнокомандующего присвоена субъектность, приравнивающая его к статусу военных округов. Выделение Владимиром Путиным Северного флота отдельной строкой в новом перечне военных округов далеко не случайно.
Одно дело – обозначение верховным главнокомандующим в предыдущих директивах задач и приоритетных направлений деятельности по защите рубежей России, сухопутных и морских границ. И совсем другое – наделение оперативно-стратегического объединения ВМФ не просто полномочиями группировки в составе округа, а правом немедленного реагирования на вероятные угрозы. Без лишних цепочек согласований. В контексте передачи Северному флоту новейших атомных подводных лодок 4-го поколения типа «Борей» и «Борей-А», а также «Ясеней» (9 подводных атомных крейсеров стратегического назначения до 2027 года) это может означать только одно – на Северный флот возложена новая стратегическая задача. С учетом активизации развития военной инфраструктуры на архипелагах Северного Ледовитого океана, обнаружения новых нефтегазоносных территорий в Арктике, эскалации борьбы за её ресурсы этот акцент на Северный флот был прогнозируем и ожидаем.
Передача Северному флоту атомных подводных крейсеров, являющихся новым словом в области создания стратегических ракетоносцев, обладающих характеристиками, превышающими возможности подлодок предыдущих поколений — знаменательное событие, красноречиво утверждающее особый подход в нынешних условиях верховного главкома и оборонного ведомства именно к Северному флоту.