Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Армия № 28(772) 21–27 июля 2021 г. 13+

На МАКС-2021 состоялась премьера российского самолета Checkmate с одним двигателем

, 19:22

На МАКС-2021 состоялась премьера российского самолета Checkmate с одним двигателем

На МАКС-2021, конечно, ожидались сенсации. Но именно эту никто не ждал, кроме очень узкого круга допущенных людей. Речь о премьере новейшего лёгкого тактического самолёта (ЛТС) от «Сухого». Ещё несколько дней назад про него ничего не было известно.

Шах и мат

Этот самолёт стал известен за несколько дней до показа на Западе как Checkmate. Именно под этим слоганом идут рекламные материалы от ОАК по новой машине. На построенном под премьеру ангаре на МАКСе тоже написано это слово. Оно означает «шах и мат». В этом есть некоторый троллинг сетевых ненавистников России. Они, помнится, очень любили использовать выражение «шах и мат, ватники» по отношению к русским, россиянам, патриотам России. Обычно, правда, шах и мат выходил им. Так что неслучайно Checkmate также означает и «наносить полное поражение», «наносящий полное поражение», «ставящий шах и мат противнику», «расстраивающий планы» и «переворачивающий шахматную доску».

В общем, получился удачный и многозначный рекламный термин, причём именно для западного уха. Впрочем, у нас в России его поймут не все. В голову почему-то сразу лезет сеанс одновременной игры Остапа Бендера в Васюках. Хотя, учитывая символ рекламной кампании ЛТС – шахматного коня, сразу же вспоминается и Высоцкий с его «ходом конём по голове». Машине, похоже, прочат роль именно шахматного коня, способного ставить противника в неудобное положение. На роль ферзя у нас есть Су‑57.

Полная секретность

Секретность оказалась на абсолютно высшем уровне. Даже выше, чем в случае с премьерой боевых бронированных платформ «Армата», «Курганец-25» и «Бумеранг». Или в случае тяжёлого истребителя 5-го поколения ПАК ФА Т-50, ныне уже серийного Су-57. Даже сам факт разработки нового самолёта почти до самой премьеры был неизвестен.

Да и затем в ходе подготовки презентации информация выдавалась дозированно и постепенно. Впрочем, когда зачехлённый самолёт уже появился на аэродроме Раменское в Жуковском, а затем занял место в своём ангаре, кто-то слил в Сеть кадры с расчехлённой машиной за двое суток до премьеры. Подобных людей в жизни очень не любят и могут даже набить морду. «Ростех», правда, удар стойко выдержал и обратил в свою пользу, заявив, что не имеет претензий к этому человеку. А затем выложил пораньше ряд презентационных кадров, где машина видна и с другого ракурса.

Что до информации о характеристиках самолёта, его начинке и назначении – то тут с секретностью всё хорошо. То есть известно очень мало. Впрочем, в деле обеспечения секретности важно не переигрывать, превращая обеспечение режима защиты гостайны в идиотизм советского уровня. А это у нас тоже, к сожалению, бывает.

С чего всё начиналось

Предыстория новой машины, очевидно, уходит ещё в 90-е годы. Уже тогда ставился вопрос и прорабатывались концепции и облики различных однодвигательных лёгких истребителей, как малозаметных, так и не очень. Но на пути в отечественные ВВС (ныне составную часть ВКС) для однодвигательной машины тогда да и сейчас стоял известный приказ из начала 90-х. Он гласил о том, что однодвигательных боевых машин на вооружении быть не должно. Потому большая часть тех проектов имела экспортную направленность.

С одной стороны, однодвигательный боевой самолёт менее надёжен и более авариен даже без боевых действий, а на войне и подавно. Но с другой, он куда дешевле, в том числе и в эксплуатации. Разумеется, речь идёт о сравнении машин, разработанных и выпущенных в один период и в одной стране. А то, к примеру, однодвигательный американский истребитель F-35 стоит дороже любого нашего двухдвигательного тяжёлого истребителя. Включая и Су-30СМ, и Су-35С, и Су-57, которым он и в подмётки не годится.

Возможно, решение 90-х о снятии однодвигательных боевых машин с вооружения было тогда и правильным. Потому что всё равно было нужно сокращать парк за счёт наименее надёжных и в массе устаревших боевых машин. Но вместе с водой выплеснули и ребёнка. Были сняты с вооружения достаточно продвинутые и вполне модернизируемые истребители МиГ-23МЛД. А уж таких машин, как истребитель-бомбардировщик МиГ‑27К «Кайра» и более простой МиГ‑27М и Су‑17М4, очень не хватало в чеченских войнах. Ставился вопрос об их возврате на службу, да было поздно.

Но и данный проект тоже начинался как инициативный и ориентированный на экспорт. В том числе по той же причине незаинтересованности в одномоторных боевых машинах в ВКС. Изначально он назывался «лёгким многофункциональным самолётом» и затачивался как преимущественно ударная машина.

Хотя точка зрения на однодвигательные машины в руководстве ВКС ныне меняется – у ЛТС есть все шансы попасть на вооружение. Если он будет малозаметен, сверхманёвренен, достаточно быстр. То есть будет обладать крейсерским бесфорсажным сверхзвуком и нормальной максимальной скоростью. Будет иметь хорошие остальные характеристики и при этом стоить относительно недорого. Тогда, скорее всего, его примут на вооружение. А он, судя по всему, таким и будет. Более того, иностранные заказчики крайне неохотно берут образцы, не принятые на вооружение у страны-разработчика. Вообще почти не берут. Так что хотя бы ради экспортных продаж место для ЛТС в «нерушимом строю» – найдут.

Не похожий на других

Скажем сразу – данный материал написан буквально перед самой премьерой машины. Поэтому ряд сделанных выводов могут оказаться и ошибочными. На всплывших фото виден бортовой номер нового самолёта – «75». Судя по тому, что первый показанный Т-50 имел номер «50», следует предположить, что истребитель получит внутренний индекс в ОКБ Т-75.

Итак, на фото виден лёгкий истребитель, весьма стройной и аэродинамически совершенной формы. ЛТС имеет уникальную среди разрабатываемых и серийных лёгких одноклассников схему «бесхвостки» – у него нет стабилизаторов в хвосте, их роль в изменении высоты и маневрировании берут на себя развитые элероны и разваленные в стороны цельноповоротные кили-рули направления. Цельноповоротные они для уменьшения их площади (и снижения ЭПР – то есть заметности для радаров) и высокой эффективности на маневрировании. Такое решение принято и на Су-57, да и на тяжёлом бомбардировщике Ту-160 киль тоже поворотный.

Но у Су-57 есть стабилизаторы, а у ЛТС обошлись без них. Крыло у нового самолёта треугольное (дельтовидное), причём очень «чистой» формы. Оно напоминает знаменитого старичка МиГ‑21.

Машина имеет передний нижний воздухозаборник (ВЗ). Такой есть на американском F-16, на китайском J-10 (созданном по документации израильского «Лави» с помощью конструкторов из РФ), да и не только там. Однако его форма такая, будто он «охватывает» носовую часть самолёта снизу и с боков. Это необходимо для исключения так называемого «затенения» воздухозаборников при сверхманёвренных режимах, когда воздух туда поступает плохо. На однодвигательной машине это очень критично.

Также такая форма позволяет просто и без затей спрятать вращающиеся лопатки компрессора двигателя от радарных лучей – они очень сильно отражают сигнал. Такого вида воздухозаборники не применялись в серийных машинах. Разве что у боинговского Х-32, проигравшего будущему F-35, было нечто похожее.

Будет ли «вертикалка»?

Схема машины также указывает на то, что среди требований к ней имеются относительно короткие взлёт и посадка. Возможно, в будущем может быть разработана и палубная версия. В своё время такую возможность заложили и на Су-57. Многих мучает вопрос – будет ли на базе ЛТС создана версия с коротким взлётом и вертикальной посадкой. Скорее всего, принципиальная возможность для этого в конструкции имеется.

Что до отсеков вооружения, то пока известно о двух передних. Вероятно, основных отсеков оружия на самолёте не два, как на Су-57, а один. Сколько туда влезет ракет – сказать сложно. Понятно, что машина будет иметь развитый арсенал ударного вооружения. А если попадёт в ВКС, то и тактического ядерного оружия.

Есть ли перспективы у ЛТС на мировом рынке? Если его быстро доведут до ума, учитывая, что самолёт создаётся на базе имеющихся решений и технологий, – очень немалые. А если его купят и ВКС, то шансы ещё увеличатся.

Имеется информация, что новый самолёт это уже давно не макет и комплексный наземный стенд. Якобы уже имеется и лётный экземпляр. Даже если это не так, то всё равно, похоже, машина скоро полетит, иначе бы её не показывали. В любом случае об этом станет известно уже скоро.

 

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram