Российское военное ведомство отрапортовало, что первый отечественный вертолётоносец, точнее универсальный десантный корабль «Иван Рогов» проекта 23900 будет спущен на воду в 2028 году. Об этом опубликован эксклюзивный материал в газете «Известия». Правда в нём нет ответов на важные вопросы, один из них - где для этого корабля возьмут энергетическую установку? Именно эта проблема стала ключевой в ремонте единственного в отечестве нашем авианесущего крейсера «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Также, нет особых новаторских идей в формировании парка пилотируемой авиационной группы будущего вертолётоносца.
Прежде всего стоило бы задаться вопросом, где российский ВМФ может использовать вертолётоносцы с максимальной им доступной эффективностью. Чёрное, Каспийское и Балтийское моря по признанию военных моряков – это «лужи», где вертолётоносцы по большому счёту не нужны, здесь проще поднимать авиацию с сухопутных аэродромов, если речь конечно идет только об оборонительных военных действиях ВС РФ.
А вот защита наших дальневосточных рубежей и Арктики без авианесущих и десантных кораблей весьма проблематична. Бескрайние просторы российского Севера сложно опоясать сетью транспортных коммуникаций, еще сложнее поддерживать её в эксплуатационном состоянии. Отсутствие дорог затрудняет переброску войск, делать это по воздуху и сложно, и затратно.
Оборона Дальнего Востока вообще без авианесущих и десантных морских платформ невозможна из-за крайней удалённости тех же Курильских островов. И Камчатку, и Чукотку у нас с центром не соединяют ни железные, ни автомобильные дороги.
Напротив, ближайший к южным Курилам японский остров Хоккайдо испещрён магистралями. И на Аляске транспортное сообщение развито в противовес Чукотке. К тому же, США и Япония могут воспользоваться своим авианесущем флотом для проведения интервенции на Северо-востоке РФ и при высадке на Курильские острова. Напоминаем, что ВМС США насчитывают 11 атомных авианосцев (каждый способен нести на борту до 90 пилотируемых летательных аппаратов), пять УДК типа «Тарава» (несёт 26 вертолётов), семь УДК типа «Восп» (может нести 46 вертолётов или 20 самолётов вертикального взлёта и посадки), два УДК класса «Америка» (может нести двенадцать конвертопланов и 17 вертолётов, или 22 самолёта вертикального взлёта и посадки). Все эти корабли помещают на борту многочисленный морской десант. У Японии два вертолётоносца класса Хюга (с 11 геликопретами на борту).
Российский проект 23900 на первый взгляд смотрится неплохо. Его оснастят пунктом управления беспилотниками, сверхдальними системами связи и АСУ. На его борту разместят до 20 вертолётов (в том числе и новейшие Ка-52К), до 4-х разведывательно-ударных беспилотных летательных аппаратов С-70 «Охотник», до 1000 морпехов и до 75 единиц плавающей бронетехники (плюс экипаж 320 моряков). Но его применение возможно только в вышеперечисленных «лужах», в акватории Японского моря и только в тёплый сезон они смогут подняться в верхние широты. Вопрос - нужен ли именно такой вертолётоносец российскому военному флоту?
Какие возможности явно упущены при его конструировании? Сильной стороной нашей оборонной и кораблестроительной промышленности является производство атомных корабельных энергетических установок и строительство ледоколов. Почему бы не браться сразу за создание атомного вертолётоносца. Использование мощных реакторов позволило бы довести прочность корпуса таких платформ до ледокольного уровня и значительно увеличить их габариты, для размещения на них более многочисленного десанта и более мощной авиационной группы в которую обязательно включить самолёт вертикального взлёта и посадки (пора вспомнить о Як-141 и модифицировать его до современного уровня) и конвертопланы (которые еще предстоит разработать и построить). Мощная энергетическая установка также позволит развивать кораблю большую скорость, брать на борт больше вооружения, боеприпасов и горючего для авиационной группы. Более того увеличится дальность его хода и длительность автономного плавания.
Сейчас, как никогда ранее, актуальна проблема защиты Северного морского пути и российского арктического шельфа. Богатства этого огромного региона, по мнению экспертов, станут причиной военных конфликтов будущего. Морская линия российской Арктики и наших северо-восточных тихоокеанских берегов имеет общую протяжённость около 10 000 км, и эти просторы надо оборонять, не имея добротного десантного авианесущего флота это сделать практически невозможно. Столь длинную линию обороны одновременно удерживать не получится. Поэтому должно строить не стационарную, а высокомобильную оборону. Авиация сухопутного базирования с этой задачей вряд ли справится. Если противник, не дай бог, высадится внезапно на Чукотке и намертво блокирует Берингов пролив для прохода российских военных и гражданских кораблей это будет серьёзной проблемой для нашей страны. Придется либо решаться на развязывание ядерной воны, либо нести материальные и временные издержки на сосредоточение войск близ Чукотки, а затем заваливать трупами своих солдат эту землю, либо смириться с её потерей. Проще говоря, выбить врага оттуда будет не просто. А вот ударным группам морских авианесущих платформ с десантом на борту это по силам. Во-первых, они могут патрулировать удалённые районы, чтобы не допустить их захвата. Во-вторых, у них есть возможность оперативно отреагировать на высадку неприятеля на удалённых берегах нашего отечества.