Ключевая программа Пентагона на XXI век - Joint Strike Fighter (истребитель объединенного удара) F-35, подвергается жесткой критике буквально со всех сторон. Эксперты отмечают, что разработчики никак не могут довести эту машину до заданного технического состояния, идут отсрочки по готовности палубной версии этого самолета. Кроме того, всех ошеломляет баснословный бюджет проекта, достигающий 1,7 трлн долл. В Минобороны и в структурах национальной безопасности США сейчас в открытом режиме идет обсуждение предложения о сворачивании данного проекта и перенацеливании ресурсов на другие перспективные разработки, учитывая надвигающийся бюджетный кризис. Об этом пишет американский журнал «Вашингтон Таймс».
Президент Байден и его новая команда в Пентагоне пообещали по-новому взглянуть практически на все пункты оборонного бюджета, а председатель Комитета по вооруженным силам Палаты представителей Адам Смит публично призывает положить конец бездонной «дыре» под названием F-35.
Деньги и политика - не единственная причина, по которой данный истребитель подвергается уничтожающей обструкции. Некоторые аналитики говорят, что становится все труднее и труднее игнорировать тот факт, что самолет просто не соответствует заявленным техническим возможностям.
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ - ПРОБЛЕМА
«Это была ошибочная концепция с самого начала. Когда этот самолет представлял собой не что иное, как наброски на обратной стороне салфетки, это уже было обречено на провал», - сказал бывший капитан морской пехоты, а теперь военный сотрудник Проекта по правительственному надзору Дэн Грейзер. Этот эксперт тщательно следит за программой F-35 и стал одним из самых ярых ее критиков. «Когда вы пытаетесь построить самолет, который сможет выполнять все мыслимые задачи с самого начала становится ясно, что он потерпит неудачу», - заявил Грейзер.
В настоящее время становится все более очевидным, что главное концептуальное достоинство F-35 теперь называют его самым большим недостатком. Его обширный, беспрецедентный диапазон возможностей, а также план Пентагона использовать F-35 в ВВС, ВМФ и Корпусе морской пехоты, заменив все многочисленные стареющие самолеты. Похоже, что универсальность может похоронить данный проект. Над этим вопросом стоит задуматься и российским конструкторам, ведущим доработку Су-57, все же лучше учиться на чужих ошибках.
В соответствии с концепцией, F-35 представляет собой гораздо больше, чем просто истребитель. Он должен мочь выполнять задачи наблюдения и разведки, обеспечивать воздушную поддержку наземным войскам, вести бой с вражескими самолетами в небе, осуществлять радиоэлектронную борьбу и выполнять роль элемента и ретранслятора сетецентрического управления боевыми действиями.
Многие высокопоставленные чиновники Пентагона и руководство разработчика самолета корпорации Lockheed Martin настаивают на том, что это т уникальный проект жизненно необходим Вооруженным силам США и даст им значительное превосходство над противником на театрах военных действий. Естественно, это мнение поддерживайся в Капитолии соответствующим лобби. Командующие войсками и флотами так же разошлись во взгляде на данный проект. Так, адмирал Джон Акилино, глава Индо-Тихоокеанского командования США, заявил на прошлой неделе сенатской коллегии, что истребитель «необходим для победы» в завтрашних войнах.
«Зачем вам прекращать, сокращать или иным образом сокращать инвестиции в одну из лучших, если не самую передовую систему вооружений, производимых для Министерства обороны?» - парировал нападки скептиков генерал ВВС в отставке Дэвид Дептула, ныне декан Института аэрокосмических исследований Митчелла.
ВСЕ «ЗА» И «ПРОТИВ»
«F-35 выполняет гораздо больше работы с меньшим количеством самолетов и делает это с гораздо меньшим риском для наших мужчин и женщин, которые подвергаются угрозам со стороны наших противников», - сказал он в интервью журнал «Таймс».
Высшие должностные лица министерства обороны заявляют, что работа над самолетом будет продолжать двигаться вперед, даже если в небе будут все более распространены сложные беспилотные дроны, отвергая представление о том, что инвестирование в долгосрочные программы пилотируемых самолетов является стратегической ошибкой.
«Система вооружения F-35 позволяет войскам, союзникам и партнерам США опережать передовые угрозы завтрашнего дня», - сказала Стейси Каммингс, выполняя обязанности заместителя министра обороны по закупкам и обеспечению.
Указывается также на привлечение огромного количества предприятий, поставщиков и смежников в данные проект по всему миру. Отказ от F-35 будет болезненным не только для американских подрядчиков, в число которых входят поставщики практически во всех штатах и округах, но и для иностранных партнеров. Похоже этот проект стал саморегулируемой огромной международной гидрой, с которой Вашингтону нет возможности бороться. Посредством программы Joint Strike Fighter Америка оказывает военно-политическое влияние на своих союзников, участвующих в ней.
С тех пор, как американский оборонный гигант представил первый F-35 Lightning II на своем заводе в Техасе в 2006 году было произведено более 620 самолетов. По словам представителей Пентагона, десять видов ВС в семи странах начали использовать этот самолет, шесть из них (включая США и Израиль) уже опробовали F-35 в выполнении боевых задач.
Противники программы не удовлетворены этими заявлениями. Критики указывают на растущие расходы при долгосрочном обслуживание программы как на одну из главных причин, по которой Пентагон должен начать искать альтернативы. Скептики полагают, что постоянно повышаемая цена и огромное количество требуемых регулярных операций по техническому обслуживанию делают F-35 не подходящим для того, чтобы быть универсальным самолетом, задуманным Пентагоном.
«Я хочу прекратить разбрасывать деньги в эту бездонную дыру», - заявил представитель от партии Демократов Смит на мероприятии Брукингского института в начале этого месяца. «Что я собираюсь сделать, так это выяснить, как мы можем получить наиболее рентабельную комбинацию истребителей-штурмовиков», - пояснил он.
«Ничто не заставит нас полагаться на F-35 в течение следующих 35 лет», - сказал Смит.
Колоссальная цена в 1,7 триллиона долларов — это стоимость всей программы F-35 за весь срок службы. Она включает амортизацию при боевой и небоевой эксплуатации, техническое обслуживание, программное обеспечение и все другие расходы, связанные с использованием самолета в ближайшие десятилетия. Неясно, сколько именно было израсходовано на сегодняшний день, но продолжение программы в том виде, в котором она ведется в настоящее время, обойдется в сотни миллиардов долларов, особенно если планы по строительству и поставке тысяч новых самолетов продолжатся в соответствии с графиком.
КТО ЖЕ ПРАВ
Через несколько дней после того, как Смит сделал своё «крылатое заявление», в отчете Счетной палаты правительства (GAO) было обнаружено, что программа модернизации F-35 Block 4 - часть продолжающихся усилий по обеспечению полного обновления самолета и его обширного набора систем - увеличилась на 1,9 миллиарда долларов с 2019 года. Теперь доработка F-35 продлится до 2027 года, что на год дольше, чем первоначально ожидалось. Недавние исследования наблюдательного агентства Конгресса также вызвали озабоченность по поводу производства и поставки нового программного обеспечения, в которой, по мнению критиков, есть множество серьезных проблем.
Представители Lockheed Martin заявили, что они работали с представителями Пентагона над созданием «группы независимой проверки» программного обеспечения, которая добилась «значительного прогресса». Корпорация также заявила, что ее новейшие самолеты жизненно важны для национальной безопасности США. Что она еще могла сказать, не отказаться же от многомиллиардной прибыли.
Представитель Пентагона Джессика Максвелл заявила, что «Министерство обороны привержено F-35 в качестве предпочтительной тактической воздушной системы», подчеркнув при этом, что Управление совместной программы F-35 (JPO) министерства работает над устранением проблем в программе. «Сегодня качество программного обеспечения не соответствует требованиям, что приводит к увеличению затрат и задержек», - сказала она. «JPO работает в тесном сотрудничестве с промышленностью, чтобы институционализировать быстрые улучшения программного обеспечения F-35 и гарантировать, что мы предоставим доступные возможности F-35, которые сохранят превосходство в течение всего срока службы самолета».
Несмотря на эти обещания, аналитики говорят, что в последние месяцы видные должностные лица Пентагона проявили достаточно скептицизма, чтобы предположить, что F-35 может оказаться в черном списке.
Например, в последнюю неделю пребывания у власти исполняющий обязанности министра обороны Кристофер Миллер высказался о самолете не очень лестно. В частности, он поведал о своем разговоре с одним из пилотов истребителя-бомбардировщика F-35, который охарактеризовал недостатки данного самолета в грубой нецензурной форме.
Начальник штаба ВВС генерал Чарльз Браун так же говорил нелицеприятно о боевых и технических качествах F-35. «Я хочу отметить, насколько часто мы используем эти самолеты», - сказал он. «Вы не едете на Ferrari на работу каждый день, вы едете на нем только по воскресеньям», - пошутил генерал. Правда позже, он подтвердил свою общую приверженность программе F-35, как и другие высокопоставленные чиновники Пентагона. Похоже, с ними хорошо предварительно поработали. Объяснили, что говорить правильно, а что – нет.
ТЕМ НЕ МЕНЕЕ
Тем не менее, специалисты считают, что, если такие комментарии станут достоянием общественности, вполне вероятно, что будущее F-35 может выглядеть очень мрачно.
Аналитик Проекта государственного надзора Грейзер, указывая на дебаты, развернувшиеся вокруг F-35, как-то проронил в частной беседе: «Я посмотрел на это и сказал себе, - знаешь, возможно, это начало конца… Когда говорят такие (вещи – ред.), дни программы могут быть сочтены».
Российские военные эксперты также указывают на заметные недостатки F-35. Главными из которых являются: невозможность поддержания парка этих самолетов в высокой боевой готовности (в ВВС США не более 35% находятся в эксплуатационном состоянии); относительно низкая маневренность; капризность авиаоники. Но, как вы сами понимаете, наших аналитиков можно обвинить в предвзятом подходе. А вот, когда сами американцы критикуют свой чудо-самолет, это уже вдвойне интересно.