Аргументы Недели → Армия № 47(691) от 04.12.19 13+

Военные ледоколы берут Арктику под охрану

, 20:23

В последнее время в России произошло несколько любопытных и на первый взгляд никак не связанных между собой событий. В полном объёме встала на боевое дежурство первая загоризонтная РЛС (ЗГ РЛС) пространственной волны 29Б6 «Контейнер». Также в Арктике недавно была развёрнута новая, третья по счёту высокопотенциальная РЛС метрового диапазона «Резонанс-Н». В Санкт-Петербурге на днях заложили очередной боевой патрульный ледокол, способный нести крылатые ракеты в контейнерном исполнении. А «Росатом» собирается стать ко всему прочему ещё и крупным судовладельцем-перевозчиком, причём по Севморпути. Что же происходит? 

 

Важнейшая задача

Одной из важнейших задач для ПВО страны является обнаружение как носителей малозаметных и маловысотных крылатых ракет (КР), так и самих КР, причём задолго до их приближения к нашим рубежам. А также любых самолётов, БПЛА и баллистических целей, которые не относятся к ведению Системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН).

Сейчас задача отражения ударов дозвуковых неядерных КР решается достаточно надёжно, но бывают ведь и ядерные. Хотя у США они остались только на бомбардировщиках В-52Н и более нигде – морских нет. И ядерные отражать сложнее, потому что одна ошибка обойдётся очень дорого. Причём с развитием гиперзвуковых ракет эта задача усложняется ещё сильнее. Ввиду их огромной скорости и сложности поражения их нужно обнаруживать заранее и задолго до российских рубежей. Причём со всех направлений, в том числе и со стороны союзных нам стран – через их территорию тоже могут прилететь «подарки».

Северное направление, несмотря на то что в Арктике пока никто России противостоять не может, одно из важнейших. К тому же значение Севморпути непрерывно растёт, как и товарооборот по нему, превысивший советский в разы. А теперь ещё и «Росатом» собрался начать перевозки по этому маршруту. Но, для того чтобы обеспечить беспрерывную череду танкеров с СПГ и контейнеровозов, нужны ледоколы и военные базы, прикрывающие Севморпуть с моря и воздуха.

 

«Трилистник»

Все видели уникальную арктическую военную базу «Трилистник», напоминающую объект, построенный пришельцами. Она совершенно непохожа на многочисленные городки и «точки», заброшенные в Арктике в 90-е. Подобные базы нужны для радиолокационного и иного обнаружения целей, а также для организации прикрытых ПВО и насыщенных средствами поражения кораблей районов. Причём как кораблей, способных угрожать судоходству, так и носителей КР, способных атаковать Россию. Да, в Арктике без ледокола делать нечего, но сейчас есть периоды в пару месяцев, когда во многие места можно пройти и без ледокола. Так что страна должна знать, кто к нам туда приходит, чтобы в случае войны утопить.

Для этого базы на Новой Земле, Новосибирских островах, Земле Франца-Иосифа оснащаются береговыми ПКРК «Бал» и «Бастион-П». Они способны утопить любой современный эсминец ВМС США, и никакой ЗРК «Иджис» ему не поможет. «Бастионы» без особых проблем позволяют обойтись малым числом баз, чтобы перекрыть доступ к Севморпути и нашему берегу. Тем более на этот комплекс могут адаптировать и гиперзвуковой «Циркон».На арктических базах размещаются ЗРС С-300ПМ2, С-400 и ЗРК «Панцирь‑С».Они также перекрывают доступ самолётам и КР. Есть на базах и аэродромы, на которых могут базироваться истребители МиГ-31БМ или Су-30СМ. На Новой Земле они уже находятся постоянно – там воссоздан авиаполк.

 

Загоризонтное зрение

Теперь о загоризонтных станциях (ЗГ РЛС). Они делятся на две основные группы – поверхностной и пространственной волны. Станции поверхностной волны могут работать только над водными и ледовыми поверхностями, иногда над пустынями. Они не имеют «мёртвой зоны», в которой ничего не видят, и обнаруживают любые цели на любых высотах на дальностях до 450–600 км. Размещаются они на побережьях.

Станции пространственной волны (скачковые) видят на несколько тысяч километров (до 5 тыс. км) на любой высоте, но имеют немалую «мёртвую зону» – 700–900 км перед собой. Поэтому их размещают в глубине территории. Они очень мощные, потому что луч, отражающийся от ионосферы и падающий сверху на земную поверхность, сильно теряет мощность, когда отражается в виде полезной для РЛС информации обратно. Только развитие электроники, способной выделить в сигнале его полезную составляющую, позволило создавать такие станции. Но «скачковые» станции не могут определить высоту цели, разве что приблизительно. Зато видят они от ионосферы и до земной поверхности – им всякие «стелс-технологии» до лампочки.

 

Един в двух лицах

Строго говоря, первая станция 29Б6 «Контейнер» состоит из передающего узла в Нижегородской области и приёмного в Мордовии. То есть является бистатической РЛС (у таких станций есть свои преимущества, хотя места они занимают больше). Сначала она имела сектор обзора 120 градусов, потом 180, а теперь – 240.Она видит всё на любых высотах на просторах Средней и Центральной Азии, вплоть до Афганистана и Пакистана, Ирана и зону Персидского залива. Обозревает Ирак, Сирию, Израиль, Иорданию, половину Средиземноморья, Турцию и Европу, вплоть до Франции и Британии, а также Балтику и половину Швеции и Норвегии. Украину, конечно, тоже держит под контролем.

Причём эти сектора с дальностью до 3 тыс. км от приёмника станция видит гарантированно. В зависимости от условий ионосферы такая станция может засечь авианосную группу и её самолёты или КР за 4–5 тыс. км. Зависимость от явлений в ионосфере и от солнечной активности, кстати, является одной из сложностей ЗГ РЛС.

 

Пояс уверенности

Именно поэтому сейчас достраивается Восточный загоризонтный узел с таким же «Контейнером», который будет обозревать Тихий океан, Китай, Индию и часть Индийского океана. Будет и Южный узел, и Северо-Западный. А вот Северного до недавнего времени не планировали. Арктика – очень сложна для ЗГ РЛС такого типа из-за полярных сияний. Потому было принято решение прикрыть там подступы к России сетью надгоризонтных станций типа «Небо-М», «Резонанс-Н» и ЗГ РЛС поверхностной волны типа «Подсолнух». Все должны быть уверены, что незамеченным к нам по воздуху ничто не прилетит. И этим станциям тоже наплевать на «стелс-технологии», снижающие заметность в сантиметровом диапазоне. Они метровые.

Однако теперь сообщают, что и на Северном направлении возможно строительство загоризонтного узла с «Контейнером». Возможно, это связано с тем, что проблемы с подстройкой под неустойчивую ионосферу Арктики разработчиками решены.

 

Страж Арктики

Но не одними самолётами, РЛС, ЗРК, береговыми ракетными батареями полнится оборона Севера. Нужны не только обычные ледоколы, которые в случае войны получат вооружение. Но и в мирное время нужны вооружённые и способные пройти приличной толщины лёд ледоколы как для патрульных, так и для иных задач. Первый военный ледокол «Илья Муромец» был сдан без вооружения. А вот новая серия кораблей, начатая недавно спущенным «Иваном Папаниным» и только заложенным «Николаем Зубовым», уже вооружена.

Конечно, 76-мм артустановка, ПЗРК и вертолёт – это лишь набор мирного времени. Но на корабле будут базироваться десантные бронекатера типа «Рэптор» с пулемётами и гранатомётами и суда на воздушной подушке «Манул». Это позволит быстро перехватывать нарушителей, высаживать малые десанты или выводить разведгруппы на территорию противника. Кроме этого в военное время «боевой ледокол» получит ЗРК в контейнерном исполнении вроде «Панцирь-М» или «Тор‑М2КМ». А также систему «Калибр‑К» – те же ракеты «Калибр», «Оникс» и «Уран-У», но в 20- и 30-футовых морских контейнерах. Это уже куда серьёзнее. Такой ледокол может нанести из Арктики и ядерный удар. Да и подлодкам вероятного противника тоже не поздоровится.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram