В последнее время ИГИЛ (организация запрещена в России) как-то не везёт со «столицами». Был Дейр-эз-Зор – пришлось уносить оттуда ноги, перенесли «столицу» в Маядин – на днях и оттуда «чёрных» выбили. Новой «столицей» стал город Абу-Кемаль, расположенный к югу по Евфрату примерно в 80 км от передовых позиций армии Сирии и союзников, у границы с Ираком. Но и эта «столица» ненадолго. Но что будет, когда у «чёрных» не останется городов в Сирии вообще?
Пустынный набег
Несмотря на то что обещанного полного освобождения Дейр-эз-Зора от боевиков за неделю не вышло, их судьба там совершенно ясна. После того как переправившиеся на другой берег Евфрата части сирийской армии очистили населённые пункты, входящие в агломерацию столицы провинции, – «чёрным» из города бежать стало некуда. Поэтому они либо попадут в плен, либо погибнут.
Не помогло ИГИЛ и разрекламированное наступление в виде набега из пустыни на трассу от Сукны до Дейр-эз-Зора, который начался 28 сентября. Причём бои продолжались вплоть до 10 октября. Несмотря на то что нападение оказалось неожиданным и вообще отличалось дерзостью и военной хитростью, взять Сукну или другие города и городки на трассе исламистам не удалось.
Однако именно на этой трассе в самом начале набега в плен ИГИЛ попали два бойца одной из наших ЧВК в Сирии. Почему-то их всех с нелёгкой руки некоторых расследователей называют «вагнеровцами». Якобы они из ЧВК «Вагнер», хотя таких компаний в Сирии работает не одна и даже не две. Судьба пленников до сих пор не ясна – точных подтверждений их смерти на момент написания материала нет. Поэтому их ищут.
Бунт спящих
Одновременно «чёрные» через свои спящие ячейки устроили бунт в городе Карьятен, уже давно освобождённого от ИГИЛ. Боевики захватили и город, и окружающие его высоты. Откуда взялись эти ячейки и почему они так быстро взяли Карьятен? Всё просто – когда армия Сирии выбила оттуда игиловцев, город не подвергался зачистке, в том числе и Мухабаратом (контрразведкой). Старейшины заключили соглашение о примирении, по которому военные и полиция должны были контролировать блокпосты вокруг города, а в самом населённом пункте за порядком следили местные формирования. Это не такая уж редкая практика в Сирии – проще дать пока «порулить» местным, не отвлекая силы и средства от главного дела. И она в основном работает – но в этом случае вышел прокол.
Очевидно, в городе идеи ИГИЛ оказались достаточно популярными. Да и с беженцами туда вернулись боевики, в нужный момент доставшие из необнаруженных схронов оружие. Только вот перспектив этот бунт не имел никаких – до ближайших городов халифата десятки километров по пустыне, вокруг силы армии, которые быстро подтянулись и восстановили контроль над всеми высотами вокруг Карьятена. Так что бежать особо некуда, а военные не намерены проявлять в этот раз великодушие и милосердие.
Взятие очередной «столицы» ИГИЛ
Почти одновременно с этими событиями сирийские войска, ведомые частями дивизии «Тигр» под командованием генерала Сухейля «Тигра» Хассана, вместе с частями российской артиллерии, подразделениями специальной разведки и ССО, бойцами российских ЧВК, двинулись к «столице» ИГИЛ – Аль-Маядину. И достаточно быстро его достигли. С наскока город взять, правда, не удалось, хотя по нему массированно применялись огневые средства, в том числе и большой мощности. Были замечены РСЗО «Смерч» и тяжёлые огнемётные системы ТОС-1А, очень активно работала авиация ВКС. Были даже нанесены удары крылатыми ракетами «Калибр» – с двух субмарин 5 октября было выпущено 10 ракет.
Маядин, как и целый ряд других населённых пунктов на Евфрате, оказался заполнен только боевиками без мирного населения. Дело в том, что местное население в большинстве своём поддерживало ИГИЛ и поэтому сбежало от наступающих сирийских войск. Что делать с подобной публикой после разгрома исламистов – вопрос пока открытый. Впрочем, большая часть может и не вернуться вовсе.
Но постепенно «чёрные» в Маядине были охвачены с разных сторон и прижаты к реке. Через несколько дней массированного огневого поражения остатки игиловцев тихо эвакуировались на другой берег Евфрата. Затем были освобождены город Мухасан и прилегающие к нему посёлки, расположенные по дороге от Дейр-эз-Зора к Маядину. Этот «карман» был зачищен во вторник, и теперь трасса между городами под контролем армии.
Нефтяные гонки
В операции по освобождению Маядина опять стала видна свойственная именно российской военной мысли стремительность в отличие от традиционного для сирийцев медленного продвижения. А когда писался этот материал, появились сообщения о переправе через Евфрат и взятии городка Тайбан. Чем же интересен этот маневр, если, конечно, он уже осуществлён?
Дело в том, что кусок сирийской территории, пока остающийся под «чёрными», весьма богат нефтью и газом. Местность вокруг этого участка Евфрата просто усыпана нефтегазовыми месторождениями. В частности, прямо через реку от Маядина находится одно из крупнейших месторождений нефти Сирии – Абу-Омар. Именно туда нацеливали своих карманных курдов американцы, которые в Сирии ведут борьбу и за нефть тоже. Но курдские боевики, бодро захватывающие пустые деревни, застряли основными силами в Ракке, где несколько месяцев пытались уничтожить «чёрных». Но в итоге попросту их выпустили на днях из города.
Сил для продвижения далее у курдов не было. Если армия Сирии займётся этим районом плотнее, это позволит Дамаску вернуть месторождения под контроль правительства. А также взять под контроль границу с Ираком и охватить с фланга курдов. Одни плюсы.
Но надо двигаться и на Абу-Кемаль – нельзя позволять «чёрным» засиживаться в очередной «столице». Если все эти вышеперечисленные районы будут заняты, то кампанию против ИГИЛ можно будет считать законченной. Но закончится ли война?
Что дальше?
Нет, не закончится. Во-первых, у террористов есть достаточное число сочувствующих в восточных районах Сирии. При переходе на подпольное существование они могут быть весьма опасны. Мины, атаки смертников, захваты заложников в духе «Норд-Оста» и Беслана – всё это вполне возможно ожидать. Да и в Ираке с ИГИЛ ещё не покончено.
Также ещё есть «зелёные». И несмотря на зоны деэскалации, в том же Идлибе и не только там «Нусра» контролирует обширные районы, которые ни под какие замирения не подпадают. Согласованная с Россией операция турок в Идлибе сейчас является подготовкой к совместному решению этого вопроса. Впрочем, турки одновременно стараются обложить флажками курдов, решая и свои задачи. Одновременно ВКС решают свои, методично выбивая у боевиков технику, людей и вооружение.
Наконец, остаётся вопрос курдов, из которых американцы лепят проводника своих интересов в послевоенной Сирии и гвоздь в стуле у Башара Асада и командования группировки армии России в Сирии. Тем не менее наверняка гвоздик в итоге вытащат гвоздодёром и выбросят – а американцы про него забудут.
Кто в кого попал?
ИЗРАИЛЬ с упрямством, достойным лучшего применения, продолжает вмешиваться в сирийские дела. Очевидно, с целью «впечатлить» министра обороны Сергея Шойгу, прилетевшего с визитом в Израиль, ВВС этой страны организовали очередную провокацию в Ливане с нарушением воздушной границы Сирии.
Сирийская ПВО атаковала самолёт – по сообщениям, он был повреждён и ушёл. Сами израильтяне заявляют, что их атаковала ЗРС С-200, но якобы не попала. Однако эти ракеты имеют боевую часть в 217 кг весом, начинённую 37 тыс. поражающих элементов. Так что даже далёкие промахи опасны, а при близких она просто порвёт самолёт в клочья. Через два с лишним часа Израиль произвёл запуск 4, видимо, противорадиолокационных ракет по одной из батарей ЗРС С-200. И, по заявлениям, «уничтожил её».
Сирийцы же сообщили об атаке на один из военных постов, а про ущерб не сообщили вообще ничего, что обычно для них нехарактерно. На Израиль и его действия в Дамаске всегда готовы были списать что угодно, в том числе и собственные аварии или теракты и их последствия.
Скорее всего, никакие 4 ракеты батарею С-200 уничтожить не в состоянии. Комплекс почти немобилен, но основные узлы и кабины располагаются в великолепно защищённых бетонированных сооружениях, пусковые установки расположены на расстоянии до 200 м друг от друга и от РЛС подсвета целей. Всё сразу не уничтожишь никак. Антенну РЛС, конечно, поразить можно, но есть запасные, и есть возможность работать по целеуказанию соседней РЛС или комплекса. Да и наверняка позиции С-200 прикрыты современными средствами РЭБ, раз вся сирийская ПВО в настоящий момент интегрирована с нашей и управляется с КП на Хмеймиме.
Так что, скорее всего, комплекс временно прекратил работу, а ракеты поразили «обманки». А вот попали ли сирийцы своей ракетой – это вопрос открытый. Тем более что в этот же день в израильской прессе сообщили о «выходе из строя надолго» одного из новеньких F-35A, якобы из-за встречи с птицей, повредившей стелс-покрытие. Но ведь производитель заявляет, что птицы самолёту не страшны – кто же врёт в данном случае?
Похоже, что Израиль в очередной раз пытается набрать очки на переговорах с Россией. Но если всё вышло так, как выше описано, то не очень хорошо получилось. А если получилось близко к тому, что говорит Израиль, то результатом такого акта может стать появление очередного дивизиона С-300 или С-400 в провинции Дамаск, да ещё с солидным прикрытием.