Аргументы Недели → Армия № 26(568) от 06.07.17 13+

Океанской державе - океанские корабли

, 21:21 , Обозреватель отдела Промышленность

В Ленэкспо 28 июня открылся Международный военно-морской салон – МВМС‑2017. Страны, производящие продукцию для флота, представили достижения последних лет. Избежим штампа «морские державы», потому что участвовали и те государства, где нет морей, но есть заводы и КБ, обеспечивающие нужды флота. В самом первом МВМС участвовали 319 предприятий (в том числе 52 компании из 22 зарубежных стран) и 26 официальных делегаций из 24 стран. В нынешнем, по сообщению оргкомитета, «400 компаний – из них 49 иностранных, зарегистрированы 47 официальных иностранных делегаций из 40 государств». Среди участников: Беларусь, Бельгия, Германия, Италия, Индия, Китай, Молдова, Нидерланды, Новая Зеландия, Швейцария и другие игроки рынка

Газотурбинные двигатели 
придут на флот

В Питере «де-юре» – период белых ночей, а де-факто – тёмных. Дождливо, низкое серое небо. Девочки-зазывалы на речные трамвайчики работают в пуховиках, затянув тесёмки капюшона, чтобы ветер не задувал в уши. На улицах гораздо меньше народу, чем в Москве. В 10 утра пустые улицы, кроме самой главной артерии города – Невского проспекта. Там жизнь не замирает никогда. Но что характерно: при таком столпотворении никто никому не хамит, даже если толкнули, задели. Ведь это Питер, детка! Расхожая фраза активно эксплуатируется производителями сувениров: чашки, майки, магниты, ручки. Также популярны футболки с изображением Сергея Бодрова: «В чём сила, брат?» И конечно, из каждой витрины, прищуриваясь, персонально на тебя смотрит президент: на коне, на медведе, в пилотке. У настоящей фантазии нет границ.

У причальных стенок Морвокзала – боевые корабли: корвет, тральщик, десантный корабль на воздушной подушке, малый ракетный корабль, сторожевой корабль, буксир, катера различного назначения. А также фрегат «Адмирал Макаров», оснащённый крылатыми ракетами, который в ближайшее время войдёт в состав Черноморского флота. Всего около 50 единиц. Можно было подойти к вахтенному, расспросить о корабле. Что дозволено, то расскажет с удовольствием. Но на борт не пустит. Корабль-то боевой.

В павильонах душновато. Но на таких мероприятиях в помещениях всегда некомфортно: много людей, техники, нагревательных элементов – система кондиционирования не справляется. Состоялся «блэкаут» – не выдержала нагрузку электросеть. Все участники старались презентовать себя поярче. Кто-то играл на национальном колорите. Зеленодольский завод (Республика Татарстан) угощал чак-чаком. Несколько компаний одели своих промоутеров в одежду морского стиля – платья или рубашки в синюю полоску. На красной дорожке они смотрелись особенно эффектно. Да-да, у МВМС своя красная дорожка!

Что продемонстрировала Россия? Включено в программу вооружения строительство собственных универсальных десантных кораблей (УДК). Концепт под названием «Прибой» показал Крыловский центр. Про историю с «Мистралями» можно смело забыть, оно и к лучшему. Тем паче что обеспечивать десантирование техники и морской пехоты непосредственно на берег они неспособны, вооружение, в том числе и средства ПВО, откровенно слабое, следовательно, они требуют серьёзный эскорт. Что ещё можно сказать о французских военных кораблях? Боевыми их назвать наши кораблестроители не спешат: «Там всё красиво, гладко, коммуникации убраны с глаз долой. Как на круизном лайнере. Но что случись, до сотен километров кабелей и трубопроводов добраться целая проблема – как под полированными панелями быстро найти повреждение, вскрыть обшивку и устранить повреждение? У нас, может быть, внешне не столь эстетично, но зато предельно функционально.

Представлена морская версия зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Панцирь», строится новый атомный ледокол «Лидер». Вице-премьер Дмитрий Рогозин заявил, что «Лидер» будет отличаться тем, что относительно других ледоколов «он ещё большего класса – на 120 мегаватт». Его задача – переть полным ходом по льдам, оставляя за собой широченный канал для танкеров и газовозов. За Севморпуть можно не беспокоиться, а за Север страшно… Этот ледокол будет способен зимой ходить напрямую через Северный полюс, на что не способны его предшественники. «Арктика» пробивалась к полюсу только полярным летом.

Важно и то, что проходят испытания судовых газотурбинных двигателей, то есть для установки на морские суда. Это стратегический вопрос, потому что пока у нас стоят украинские турбины. Тем более что Украина отказалась поставлять эту продукцию в Россию, три фрегата из-за этого зависли на верфях. Рогозин успокоил журналистов: «Почти все элементы военного кораблестроения и гражданского судостроения, закупаемые ранее за рубежом, замещаются на отечественных предприятиях».

 

Палочка-выручалочка и водяной туман

Интересная встреча произошла на стенде Крыловского государственного научного центра. Генеральный директор Чебоксарского производственного объединения им. В.И. Чапаева Александр Лившиц пригласил журналиста на торжества по выпуску 500-милионного мячика из натурального каучука. Уверяет, что с этой продукцией они – единственные в мире. Их очень любят дети! Но какое отношение мячи имеют к флоту? Самое непосредственное – звукопоглощающее покрытие практически на всех подводных лодках, в том числе и атомных, производят там же. Как известно, малошумность – один из главных аргументов подводных сил. А когда наступили 1990-е, времена, когда гособоронзаказ растворился в морской пучине, милые мячики и классические лакированные резиновые галоши позволили предприятию выжить.

Недавно обновили оборудование под самые современные разработки, купили за рубежом и установили новейшие японские станки и прессы высокого давления. Это отдельная песня – санкции с российской оборонки (да ещё такой!) никто не снимал. Руководителям предприятия пришлось проявить чудеса изобретательности, чтобы заполучить эти станки для производства звукопоглощающих покрытий. Объясняли заказ просто: «В Чувашии зимой суровые морозы, бурёнкам в коровниках холодно, нужно утеплять пол износостойкими плитами из каучука (!) нестандартных размеров. А сами понимаем – даже пресс-формы точных размеров им заказать не можем, чтобы не спалиться. Иностранные коллеги спроектировали и изготовили нам прессы, где процесс вулканизации идёт в вакууме. Представляете, как дороги нам эти коровы?» Раньше прессы покупали в Днепропетровске. Можно сказать, Украина лишилась ещё одного рынка сбыта своей высокотехнологичной продукции. Киевский майдан, где коктейлями Молотова жгли бойцов «Беркута», подтолкнул чебоксарцев к ещё одному полезному для всех, и флота в том числе, производству. На предприятии создали генератор огнетушащего аэрозоля «Стражник». Для своих – «палочка-выручалочка». Вес – 300 граммов, длина – меньше 40 см. Тушить 
можно практически всё, в том числе электрооборудование, проводку, открытое пламя, в помещении 
и на открытом воздухе. Можно даже 
забросить инициированную «палочку-выручалочку» в очаг пожара. Для человека аэрозоль безвреден. Срок годности в отличие от классических огнетушителей – лет 15. Такой должен быть не только на судах, кораблях, но у каждого автомобилиста под рукой.

Горох 
для силовиков

«Большие» кораблестроители, которым и фрегат мелочь, про разъездные, досмотровые и спасательные катера, лодки и небольшие суда на воздушной подушке говорят снисходительно: «Горох!» Да, не авианосцы, конечно, но встречаются очень интересные и высокотехнологичные экземпляры.

Десантно-штурмовая лодка проекта 02800 вызывает ассоциацию с кроссовками для трекинга – выглядит ну очень уж брутально. При ближайшем рассмотрении виден закрытый салон человек на десять, стёкла рубки явно бронированные. Кажется, что, несмотря на стремительные обводы корпуса, на этом «танке» можно смело идти на таран, а пули и осколки снарядов ему не страшны. Лодка разработана и построена компанией TRIDENT Aluminium boats (Санкт-Петербург). Впервые была показана на форуме «Армия-2016». На МВМС‑2017 была продемонстрирована во всей суровой красоте, ходила на приличной скорости по заливу. Единственные известные характеристики: длина – 10 метров, ширина – 3, 6 метра, скорость – более 35 узлов.

Представители компании о десантно-штурмовой лодке говорить отказывались – словно воды при десантировании в рот набрали. Намекали, что на МВМС засветился не первый экземпляр – уже передали несколько штук заказчику (ВМФ России?). Похоже, боятся «спугнуть» солидный контракт с Минобороны или связаны режимом секретности. Тогда зачем выставлять сей шедевр на всеобщее обозрение?

Напротив «штурмовика» стоит высокоскоростной глиссирующий катер со странным названием «Макет», созданный в Нижнем Новгороде в «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева». Дань памяти гигантскому экраноплану «КМ»? На Западе недруги расшифровали это сочетание букв как «Каспийский монстр», а на самом деле это был «Корабль-макет». Сегодняшний «Макет» – не чета экраноплану, но тоже чертовски быстр – в спецификации указана скорость 65 узлов – 120 км/ч. На самом деле его легко разгоняли до 137 км/ч. Как сказал его капитан, «можно и быстрее, запас мощности у движков (2 по 850 л с.) ещё остаётся, но становится просто страшно». Скорость на воде и скорость на гладком асфальте – две большие разницы. Такие «догонялки» очень бы пригодились любым силовым структурам: браконьеров ловить, нарушителей госграницы и таможенного режима, спасать людей с терпящих бедствие судов и яхт. Места на борту достаточно для 6 пассажиров плюс экипаж два человека, длина катера – около 12 метров, ширина – 3, 1. Без проблем перевозится по дорогам общего назначения на трейлере.

Одно огорчает – по сей день не спущено на воду первое в постсоветском периоде крупное судно на подводных крыльях «Комета 120М», с выставки на выставку 
кочуют модельки экранопланов. 
Например, 50-местный пассажир-
ский экраноплан «А-050». Вокруг его макета я ходил ещё на позапрошлом салоне. Не стоит забывать, 
что именно экранопланы и суда на подводных крыльях являются визитной карточкой «ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева». СПК – это и есть «суда на подводных крыльях». Почти готовая «Комета 120М» со скрипом достраивается за счёт предприятия на судостроительном заводе «Вымпел» в Рыбинске, её собирались спустить на воду в 2016-м, как раз в год столетнего юбилея создателя флота на подводных крыльях Ростислава Алексеева. Его «Кометы» и «Метеоры», ещё советского производства и сегодня возят пассажиров и туристов, попыхивая дымком изношенных дизелей. На «Метеоре» можно, например, за полчаса домчаться из Санкт-Петербурга до Кронштадта на экскурсию, заодно испытать на себе, что такое подводные крылья.

В июне министр транспорта России Максим Соколов гордо заявил о возобновлении строительства скоростных судов на подводных крыльях типа «Комета». Если это про ту самую «Комету 120М», то её строят давно, заложили аж в 2013-м. Министр не соврал, действительно «строим». Но когда будем вести счёт в штуках? Или это лишь благие намерения?

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram