В Сирии заключено очередное, неизвестно какое по счёту частичное перемирие. В чём же отличие нового соглашения, насколько оно реально, на кого распространяется и где дальше пойдут боевые действия?
Меморандум трёх гарантов для одной Сирии
Соглашение, подписанное в Астане тремя странами – гарантами мирного процесса в Сирии – Россией, Ираном и Турцией, – предусматривает (с согласия сирийского правительства) создание четырёх зон деэскалации. Они создаются на полгода. Первая зона – полностью занятая боевиками провинция Идлиб, а также небольшие части соседних провинций – Латакия, Хама и Алеппо. Вторая – небольшая часть на севере провинции Хомс, так называемый «Растанский котёл». Третья –контролируемая боевиками часть Восточной Гуты под Дамаском. Четвёртая – часть занятых боевиками районов на юге страны в Дераа и Кунейтре. На другие анклавы боевиков перемирие не распространяется.
В границах зон деэскалации прекращаются боевые действия между конфликтующими сторонами. Но ключевой момент – соглашение распространяется только на тех боевиков, которые уже присоединились или присоединятся к режиму прекращения боевых действий и примирения и не являются членами террористических организаций. То есть на бывшую «Нусру» (ныне «Тахрир-аш-Шам») и присных никакое перемирие не действует. В этих зонах прекращается применение любых видов вооружений, включая авиационные удары – но на террористов это опять же не распространяется.
Вашингтону летать не очень и хотелось
Насчёт использования в этих зонах авиации есть нюансы – коалиции США там летать нельзя. Американцы, которых в число гарантов никто не зовёт, на такое решение отреагировали двояко. Сначала заявили, что им наплевать. Мол, будут бить террористов где хотят. Но через пару часов в Вашингтоне экстренно переобулись в полёте. Последовало новое заявление: дескать, не очень-то и хотелось – на западе Сирии у нас дел нет, мы в основном воюем на востоке страны с ИГИЛ (организация, запрещённая в РФ).
При этом со стороны РФ и США последовали заявления о готовности провести переговоры о возобновлении Меморандума о предотвращении инцидентов в воздухе. Того, который хоть как-то легитимизирует американскую и союзную им авиацию в САР и некоторым образом защищает их от проблем с российской и сирийской авиацией и ПВО. Причём процесс инициирован именно американцами. Некоторым наблюдателям эти заявления и действия напомнили анекдот про трусливых пиратов с двумя флагами – чёрным «Весёлым Роджером» на мачте и с белым флагом на корме – таки на всякий случай.
Террористов не пощадят
Границы зон обсуждаемы, растяжимы и сжимаемы
Для определения границ зон деэскалации и полос безопасности создаётся рабочая группа, которая будет работать до 4 июня. То есть границы зон пока весьма эфемерны и не точны. Например, в зоне Идлиб, на юге Сирии и в Хаме имеются территории, сплошь контролируемые «нусрятами». Уничтожать их совершенно не возбраняется, чем и пользуются сирийские части.
Полосы безопасности и их обеспечение
Также в зоны безопасности обеспечивается быстрый и беспрепятственный гуманитарный доступ, создаются условия для оказания населению медпомощи и удовлетворения первоочередных нужд граждан. Принимаются меры по восстановлению объектов инфраструктуры, в первую очередь водо- и энергоснабжения. Создаются условия для возвращения беженцев.
Но стоит сразу понимать, что, учитывая наличие внутри части зон террористов, это может быть затруднено. Причём борьба с ними декларируется странами-гарантами как общее обязательство. Для обеспечения режима перемирия на границах зон будут созданы полосы безопасности с КПП и с размещением там сил сторон-гарантов. Возможно, с привлечением третьих стран, не вовлечённых в конфликт и на основе консенсуса гарантов (и сирийского правительства). С нашей стороны это будет всё та же военная полиция, а также различные части, действующие в Сирии. Причём численность этих частей, очевидно, возрастёт. Со стороны Ирана – Корпус стражей исламской революции (КСИР) и аффилированные формирования. Турки же пока прямых заявлений не делали.
Турецкий вопрос
В соглашении особо подчёркивается нерушимость принципа территориальной целостности САР. Туркам, которые раньше мечтали отжать себе кусочек Сирии, было наверняка неприятно это подписывать. Но возможность кинуть камнем в мечтающих о федерализации Сирии курдов – бесценна для них. А заодно и в США, которые этих самых курдов поддерживают.
Куда перенаправить усилия?
Перемирие выгодно армиям Сирии и России – можно перенаправить силы на другие, более приоритетные направления. Ими, несомненно, станут следующие. Во-первых, это направление от Пальмиры на восток – в сторону осаждённого Дейр-эз-Зора. Во-вторых, на север и юг от этой жемчужины пустыни – с целью ликвидации рассадников ИГИЛ в небольших пустынных поселениях бедуинов и возврата месторождений углеводородов.
Сейчас армия активно наступает на север от Пальмиры, чтобы ликвидировать там постоянную угрозу набега на дорогу в Алеппо. На юг от этого города войска за несколько дней продвинулись более чем на 50 км, заняв важный перекрёсток дорог, ведущих в том числе на границу с Ираком. Там проходит трасса на Багдад.
Её освобождение очень важно – это позволит пусть и по длинной дороге, но возить грузы из Ирана через Ирак не самолётами, а автомобильными конвоями.Контроль над стратегическим шоссенужен не только Тегерану для переброски проиранских формирований и частей КСИР, но и для Москвы. Мы получим пусть и длинный, но резервный путь в Сирию. Сначала по Каспию до Ирана, потом по железной дороге через эту страну, а потом автодорогами через Ирак. Сейчас на этом направлении сидят не игиловцы, а проамериканские «зелёные» боевики, которых США снабжали и обучали. Но ни под какое соглашение о перемирии они не подпадают.
Выручить же Дейр-эз-Зор пока сложно. Слишком велико расстояние – до осаждённого города около 200 км. Дороги к нему идут через пустыню и весьма уязвимы для набегов маневренных групп «чёрных». Но это возможно и очень нужно. За полгода в этом направлении что-то можно сделать, как и «переварить» остающиеся в разных местах единичные небольшие анклавы бандитов.
Вопрос лишь в том, получится ли воспользоваться такой паузой и не нарушат ли соглашение «зелёные». Скорее всего, террористы и прочие как воевали, так и будут воевать. В ответ их будут уничтожать и бомбить, причём в том же стиле, что и недавно в Хаме – с обильным «лечением» объёмно-детонирующими авиабомбами (ОДАБ). Остаётся надеяться, что эти боевые действия не сильно отвлекут от поставленных задач в других регионах страны.