Аргументы Недели → Армия № 12(554) от 30.03.17

Должна ли Европа платить Трампу за оборону?

, 09:12

Если верить официозу, недавно состоявшаяся встреча Дональда Трампа с Ангелой Меркель прошла хорошо. Но даже по внешним признакам аналитики сделали вывод, что между Германией и США пробежала не просто кошка, а саблезубый тигр. Через некоторое время после встречи правда вылезла наружу. Трамп предложил Германии доплатить примерно 375 млрд долларов за защиту США. А есть ли на самом деле за что платить? Могут ли европейские члены НАТО защитить себя самостоятельно? Ответ на эти вопросы будет один и тот же: нет.

Слово за слово, аргументом по столу

Судя по всему, на встречу Меркель приехала с настроением попытаться донести до тупого янки, как надо вести дела в мире, особенно с Европой. Например, продолжать русофобскую кампанию против России, а то нынешнее руководство Германии в ней увязло, и резко менять вектор крайне вредно для политического здоровья фрау канцлерин. Но с Трампом поучительный тон не работает. В ответ Германии было предложено «возместить расходы США по защите Европы» и резко увеличить свои военные расходы. Причём ни того, ни другого Германия, как и вся Европа, сделать просто не в состоянии – денег нет. Они уходят в песок – например, на содержание толп бородатых «беженцев».

Не приходится сомневаться, что Трамп, как Остап Бендер на заседании «Союза меча и орала», не остановится на сборе взносов только с Германии. Скинуться «на бездомных детей» предложат и остальным. Только взять с ЕС особо нечего – в Европе всерьёз обсуждается вопрос о создании объединённой армии. Причём именно для того, чтобы сэкономить хотя бы 120 млрд евро. То, что из множества «калечных и увечных» армий, не имея формирующего стержня, ничего боеспособного не создашь, – авторов идеи не волнует.

К слову, а как Трамп посчитал, сколько Германия должна Америке? За какой срок? Чем обосновал именно эту сумму и чему она будет равна для всей Европы? Само же предложение «скинуться на защиту» у любого жителя России старше 25 лет сразу вызывает ассоциации с «чисто конкретными пацанами» в красных пиджаках, с золотыми цепями и одинаково жизнерадостными и интеллектуальными физиономиями... на кладбищенских памятниках. Европейцы через свои «громовые 90-е» пока не прошли, но гангстерская субкультура им известна и термин «крыша» – тоже.

Хлипкая «крыша» 

Если внимательно разобраться с тем, за что Европе предлагается заплатить, то выяснится, что американская «крыша» какая-то худоватая, а пацаны какие-то неконкретные. В настоящий момент командованию сухопутных войск США в Европе подчиняются в основном части и соединения обеспечения: бригада военной полиции, бригада полевого снабжения, медбригада, бригада связи.

Из боевых тяжёлых соединений можно назвать только тот самый комплект бронетанковой бригады (личный состав ротируется из США), размещённый в основном в Польше, Прибалтике и Германии. Также есть 2-й бронекавалерийский полк (соединение силовой разведки на БТР «Страйкер» без танков) в ФРГ, 173-я воздушно-десантная бригада в Италии, 12-я бригада армейской авиации в ФРГ. Последняя имеет практически половинный состав и насчитывает несколько десятков боевых и транспортных вертолётов. Ещё есть 10-е командование ПВО – несколько батарей ЗРК «Пэтриот».

Собственно, это всё – 87 танков, 120 БМП, пара сотен БТР и прочей техники. Для защиты Европы этого явно маловато.

Группировка ВВС США в Европе также невелика и является бледной тенью себя самой 10–15 лет назад. Но она в отличие от сухопутных и особенно тяжёлых частей может быть относительно быстро усилена. Хотя авиабазы продолжают закрываться. Недавно закрылась одна из старейших британских авиабаз Милденхолл,сам аэродром продадут. Но основные группировки истребительной авиации США находятся в Германии (1 эскадрилья на F‑16С/D), Италии (2 эскадрильи на F-16С/D) и Британии (2 эскадрильи на F‑15E и 1на F-15C/ D) – это чуть более 70 истребителей.Есть небольшая группировка заправщиков, транспортных самолётов, авиации спецназначения. Периодически прилетают подкрепления на учения из США.

Однако группировка ВВС США в Европе также активно вовлечена в «войну с террором» на Ближнем Востоке. Значительная часть сил практически постоянно сидит на Инжирлике в Турции и других авиабазах в регионе. Также эта группировка действует и в Африке. В общем тоже не особо густо и на общий баланс сил не влияет.

К тому же именно ВВС США являются единственным носителем тактического ядерного оружия (ТЯО). В Европе на нескольких хранилищах имеется 120 авиабомб В-61 (другого ТЯО у США вообще нет). Ценность этого оружия весьма сомнительна – долететь куда-то с авиабомбой свободного падения против такого противника, как Россия, маловероятно. Но и учитывать этот фактор надо.

«Крышуемые» не лучше

Различные аналитики очень любят оперировать цифрами военной мощи НАТО, не особо вникая в суть цифр и их актуальность. В реальности никаких миллионов солдат у европейских членов НАТО нет. С техникой и особенно боеспособными частями дела обстоят ещё хуже. Самая многочисленная армия НАТО после США – турецкая. Но и она за время правления Эрдогана урезана почти вдвое. И это турки, которые постоянно воюют с курдами, а чего ждать, скажем, от голландцев и даже немцев?

Бундесвер в настоящее время деградировал и сократился до того, что его сухопутные войска численностью 59 тыс. не способны оборонять даже одно операционное направление. Наступать и подавно нечем и некем. Танковые силы составляют целых 4 батальона и 176 танков, полсотни машин в «учебке». Планы нарастить парк до 325 танков с модернизацией старых машин в настоящее время под угрозой – денег опять-таки нет. Более того, боеспособны только 132 машины!

Со всем остальным дела не лучше. Из 216 боевых самолётов «Торнадо» и «Еврофайтер Тайфун» только 69 находятся в лётном состоянии, из 42 боевых вертолётов «Тигр» в боевом составе имеются 27, остальные на консервации, но только 12 в лётном состоянии. Из 42 вертолётов морской авиации летают 9. И вообще только треть парка армейских вертолётов может подняться в воздух. Список можно продолжить.

Британская, итальянская, французская армии – у всех сходные проблемы. Маленькая численность, мало техники, особенно тяжёлой. И крайне низкая боеготовность. Например, из парка французских вертолётов способны летать в зависимости от типа от 30 до 45%. Из истребителей «Рафаль» – только 50%. С танками ситуация куда хуже. К боеготовым и боеспособным у французов можно отнести разрозненные подразделения в составе Иностранного легиона и ряда лёгких бригад численностью не более 5–7 тыс. человек. Тяжёлых частей для немедленного использования нет.

В британской армии к частям высокой готовности относятся лишь легкопехотные части численностью около 5 тыс. солдат. Подготовить к боевым действиям одну дивизию возможно в лучшем случае за полгода. А что творится в армиях поменьше, которые сократили всё что можно и нельзя, включая танки, – лучше и не вспоминать. На этом фоне даже польская армия смотрится очень боеспособно.

Европа в нынешнем состоянии защитить себя не способна. Более того, нет никаких кардинальных подвижек на этот счёт, несмотря на некоторые шевеления под соусом «российской угрозы». Причина простая – этой угрозы на самом деле нет – не нужна России Европа ни с беженцами, ни с гей-парадами, ни без них. Сама Европа это отлично понимает, что не мешает политикам раскручивать данную тему. Поэтому вряд ли ЕС скинется Трампу за свою «крышу» непонятно от чего.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram