Эта неделя стала в истории сирийской войны официальной точкой в «Битве за Алеппо», длившейся с 2012 года. Но успех был омрачён внезапной потерей Пальмиры (Тадмора), только полгода назад отбитой у ИГИЛ при активном участии армии России, в особенности – ВКС. Что же дальше?
Алеппо наш!
12 декабря после очередного рывка армии Сирии и союзников было объявлено о том, что «все районы Алеппо контролируются армией». Это вызвало массовые народные гулянья в Дамаске и других городах Сирии. Правда, строго говоря, боевики удерживали некоторые кварталы. Имелось очаговое сопротивление.
Но дата 12 декабря очень «удобна» для дня победы – это день рождения пророка Мухаммеда. На следующий день войска продолжили добивать бандитов – только с утра сдалось 400 человек. Причём бород ни у кого уже не было. Почти каждый пленный уверял, что его чуть ли не силой завербовали в «армию Алеппо» – так боевики назвали переименованную «Нусру».
Всего за время операции по ликвидации «Алеппского котла» сдалось около 3 тыс. боевиков. Большую часть амнистировали. Ещё 1,5–2 тыс. уехали в Идлиб ранее. Если поверить, что в котле сидело около 10 тыс. боевиков, то получается, что порядка 4 тыс. из них были убиты.
Договорённость о выводе была достигнута Россией при посредничестве Турции. Но непонятна судьба «нусровцев» – их сирийцы выпускать не хотят. Впрочем, поступали сообщения, что «Нусра» и не хочет уезжать и будет воевать до последнего.
Как потеряли Пальмиру
Падение Пальмиры стало большой неожиданностью. Долгое время ИГИЛ вёл себя пассивно. Бои ограничивались периодическими набегами на нефтегазовые месторождения. Никто не обращал на это особого внимания. Между тем в начале декабря обстановка стала меняться. Начались нападения на нефтегазовые объекты к северу от города.Противник сосредоточил там значительные силы.
Набег ИГИЛ не был стихийным – это достаточно продуманная операция, осуществлявшаяся продолжительное время. Помогло террористам и то, что значительное число частей были отведены из Пальмиры и заменены на Силы национальной обороны (СНО). Причём как на более-менее опытных ополченцев, переброшенных из Латакии, так и набранных из местных, прошедших минимальную подготовку.
Проспали или нет?
Сейчас многие удивляются, как наша разведка проглядела, а авиация не уничтожила такую большую группировку боевиков. Министерство обороны России сообщает аж о 5 тыс. игиловцев.
Впрочем, цифра выглядит преувеличенной. Ну нет у ИГИЛ сейчас столько лишних бойцов. Они одновременно обороняют и Ракку, и Мосул, и Аль-Баб. Тем не менее террористы сосредоточили внушительные силы, которые перебрасывали не одной колонной, а мелкими группами ночами, по 2–4 пикапа и 20–30 человек максимум. Многие приехали на рейсовых автобусах под видом мирных жителей из Ракки, «к родственникам» в Пальмиру или окружающие деревни и оазисы. Никакой тяжёлой техники у них не было. Она появилась позже.
Да, вся эта информация не могла полностью пройти мимо глаз и ушей разведчиков нашей группировки и сирийцев. Можно уверенно утверждать, что о готовящихся событиях было известно. Но их масштаб вскрыт не был. Аналитики не смогли сделать правильные выводы или же сирийское руководство было слишком занято завершением алеппской битвы. Есть сведения, что о возможной атаке сирийцы были предупреждены, но её точная дата была неизвестна – она всё время менялась. Возможно, поэтому на постоянные предупреждения просто перестали реагировать. Атаки же началась тоже прямо перед днём рождения пророка – 10–11 декабря.
Кроме этого неподалёку от Пальмиры есть много бедуинских поселений. Этот район не был зачищен, хотя оттуда шли нападения и на дорогу на Алеппо, и на Карьятен, и на Пальмиру. Местные шейхи сначала поддерживали «зелёных», а теперь «чёрных». Значительная часть приезжих боевиков пряталась именно там. Да и местные «абреки» приняли участие в нападении.
Первый штурм
Сначала последовали атаки на ключевые высоты у Пальмиры. Там сидели ополченцы, боевая ценность которых была невысока. Удивительно, но в древнем замке города вообще не было гарнизона. Как показывает опыт цитадели Алеппо, даже крохотный мотивированный гарнизон может держаться там вечность, если есть чем стрелять и есть как доставлять припасы.
В итоге среди большей части ополченцев началась паника. Они оставили позиции и значительную часть оружия и техники. Армейцев же было мало, и противопоставить что-то боевикам они одни не могли. Первый натиск был отбит с помощью оперативной реакции нашей группировки – по бандитам отработали 18 боевых вертолётов Ка-52, Ми‑28Н, Ми-35М и Ми-24П с авиабаз Т4 и Шайрат. Ударная авиация тоже совершила более полусотни вылетов. Были применены и крылатые и баллистические ракеты комплекса «Искандер-М» с Хмеймима. Были даже сообщения об использовании дальних бомбардировщиков Ту‑22М3, очевидно, с Моздока.
Кстати, при проведении воздушной операции были замечены американские беспилотники. Что они там делали? Смотрели, как русские справятся с задачей? Или давали ценные советы игиловцам? Тем не менее террористы понесли тяжёлые потери.
Отступление для одних и бегство для других
Противник рассеялся на мелкие группы. Но в сирийских частях под Пальмирой не было авианаводчиков. А без них работать по таким целям даже современной авиации сложно.
Поэтому на следующий день даже воздушные удары не смогли удержать боевиков – их было даже больше, чем до этого, несмотря на потери. Они подтянули за ночь смертников на «шахидмобилях», которые не страшны обученным и обстрелянным войскам, но их там не было. Авиация не может удержать город, если никто нормально не сопротивляется на земле.
Надо сказать, что армейские части отступили из города достаточно организованно, прикрывая эвакуацию более 80% населения. А вот про ополченцев этого сказать нельзя – они побросали немало оружия. В боях погибло минимум 47 военных и ополченцев, не считая местных, списки которых сейчас уточнить невозможно.
Главное – удержать авиабазу Т4
Боевики попытались давить и далее, в сторону авиабазы Т4 и посёлка Теяс. Они понимают, что если не взять эти опорные точки, их пребывание в Пальмире будет крайне недолгим.
На данный момент на авиабазу уже переброшены значительные подкрепления сирийской армии, там же собраны и отступившие из-под Пальмиры войска. Работает и авиация. Хочется надеяться, что авиабазе ничто не угрожает, хотя игиловцы и не оставляют своих попыток прорваться.
Совершенно ясно, что Пальмиру будут возвращать. Сейчас идёт накопление ресурсов, перебрасывается часть ударных войск, высвободившихся под Алеппо: дивизия «Тигры» Сухейля аль-Хассана, «Соколы пустыни», гвардейцы, части 1-го корпуса, военные «Хезболлы». Пока важно сбить атакующий порыв бандитов, нанося им потери авиацией, артиллерией и ракетами. Наверняка сирийская армия постарается при активной помощи России решить вопрос побыстрее, но, конечно, без ненужных потерь. Сам город, как и в прошлый раз, штурмовать не будут – если занять господствующие высоты, противник уйдёт сам. Но процесс возвращения позиций займёт недели, а может, месяц или более.