Утверждённые на сентябрьском саммите НАТО планы по формированию VJTF – «совместной группировки очень высокой готовности» будут реально осуществляться лишь с 2016 года. А ведь ещё недавно это объединение предполагалось создать срочно и как ответ на «агрессивную политику России».
Это войсковое межвидовое объединение является основной частью так называемых NRF – NATOResponseForce (Сил реагирования НАТО). Они состоят из штаба, сил немедленного реагирования и резерва. Подразделения выделяются всеми странами НАТО и даже некоторыми «сочувствующими». Например, в 2008 г. в NRF участвовало финское подразделение, а в 2010 г. – украинский взвод химзащиты.
Силы немедленного реагирования должны состоять из 13 тыс. человек. Но пока туда входит лишь эквивалент одной лёгкой сухопутной бригады, небольшие подразделения разведки, спецназа, а также отряд боевых кораблей и силы авиаподдержки, способные выполнить до 200 вылетов в сутки. В общем, весьма скромно для альянса из 28 стран. А уж для того чтобы пугать такими силами Россию – и вовсе кишка тонка.
Вот для «разруливания» небольшого конфликта или миротворческой деятельности – в самый раз. Но беда в том, что заявленной численности никак не удавалось добиться, боеготовность тоже не дотягивала до установленной. Да и использовались силы всего несколько раз. И тут вдруг Россия вернула себе Крым, и Украина начала распадаться. У руководства США случилась истерика – холопам из Брюсселя пришлось реагировать на капризы господина.
На уэльском саммите НАТО было принято решение создать внутри сил немедленного реагирования ту самую «группировку очень высокой готовности» VJTF в 4 тыс. человек. Она должна быть готова к действиям через двое суток после приказа. Сухопутная компонента там ещё более скромная – батальонная тактическая группа со средствами разведки и усиления. Даже странно, что это рассматривается как ответ на якобы российскую агрессию – всё равно что угрожать медведю снежками.
Но и её никто не торопится создавать. Ведущие европейские страны ясно показали, что не хотят и не имеют средств на серьёзное увеличение военных расходов – сохранить бы имеющиеся. США и Канада тоже не хотят финансировать VJTF, считая, что европейцы сами должны раскошелиться. А расходы оказались весьма высокими. Выяснилось, что собственной военно-транспортной авиации европейцев не хватает, чтобы перебросить даже столь мизерную группировку, к примеру, в Польшу. Для этого нужно нанимать коммерческих перевозчиков, которых без России тоже не хватает.
К тому же в российскую агрессию против стран НАТО мало кто верит. Опасаются разве что поляки и прибалты. Поэтому даже запланированные как «ответ России» крупные учения NRF в будущем году состоятся в Италии и на Пиренеях – подальше от медвежьей берлоги. В итоге планы по созданию «сил быстрого реагирования внутри сил быстрого реагирования» ЕС старается отложить в долгий ящик – вдруг нужда отпадёт? А пока идея выполняет роль «демонстратора решимости альянса по противостоянию новым угрозам». Это не сильно пугает Москву не угрожающую НАТО.