Уже несколько дней в шведских водах царит настоящий переполох. Шведский флот ищет... Впрочем, он и сам не знает, что ищет. Сначала шведы ловили русскую подлодку, вероятно, аварийную. Потом – подводное средство доставки диверсантов. Потом стали искать какой-то разведывательный буй. Что же происходит?
«Стокгольмский Комсомолец» поневоле
Шведская война с виртуальной (и не очень) подводной угрозой началась давно – в 50–60-х годах прошлого века. Но сначала противолодочная оборона у шведов была на зачаточном уровне, потому такие инциденты не были частыми. Обострение началось с 70-х, когда эпизоды с обнаружением в территориальных водах Швеции неизвестных субмарин начали происходить раз в пару лет.
Обычно береговая охрана, военные корабли и самолёты или простые рыбаки обнаруживали то перископ, то подлодку. Прибывшие по тревоге силы противолодочной обороны пытались найти лодку или выгнать из своих вод. Не останавливались они и перед применением глубинных бомб.
У шведской подводной "эпопеи" есть, как минимум, одно весомое подтверждение. Оно зовётся дизель-электрической подводной лодкой (ДЭПЛ) проекта 613 «С-363» советского Дважды краснознамённого Балтийского флота. В 1981 г. «С-363», ведомая вахтенным офицером (им оказался замполит) и неопытным штурманом, сбилась с курса, чудом проскочила все мели, случайно попав в секретный узкий фарватер, и выскочила на камни в 30 метрах от берега рядом с главной базой ВМС Швеции Карлскруна.
Причём шведские моряки и пограничники её не заметили ни ночью, ни утром! А нашёл лодку рыбак, вышедший в море. В итоге нашу подлодку через 10 дней сняли с мели. На флоте её прозвали «Стокгольмский (или Шведский) Комсомолец» (по аналогии с многочисленными названиями типа «Комсомолец Чувашии»).
Эта история привела к невиданному усилению шведской паранойи. Охота на неизвестные подводные объекты стала происходить очень часто, со стрельбой глубинными бомбами и масштабными операциями. Шведы даже создали специальные крайне маломощные торпеды и бомбы, призванные не топить подлодки супостата, а принуждать их к всплытию.
Однако в ходе поисков обнаруживалось что угодно, но не русские лодки. На морском дне шведы нашли даже километровую колею от гусениц. В другой раз – «мистический подводный объект». Спустя годы расследование показало, что чаще всего за русские лодки скандинавы принимали звуки, издаваемые тюленями и прочими животными. Также в роли субмарин СССР выступали «друзья» из НАТО, например английские ДЭПЛ.
После развала СССР все успокоилось на долгие 20 лет. Но на днях в связи с украинскими событиями и высокой активностью Российского флота, увы, возобновилось...
Борьба с ветряными... подлодками
В этот раз всё началось 16 октября. Одна из шведских газет, ссылаясь на «неназванные, но надёжные источники», сообщила, что радиоразведка Швеции якобы поймала некий радиосигнал в территориальных водах страны в районе Стокгольмского архипелага. Передан он был открытым текстом, на русском языке и на частоте, которую якобы обычно использует только Российский флот в случае ЧП. Был ли сигнал вообще – достоверно не известно. Но шведы сделали вывод: на подводной лодке ВМФ РФ случилась авария.
Затем из этого же района на той же частоте опять был засечён радиосигнал. Только он был уже кодированный. И тут шведы подняли тревогу. В район стянули ракетные и патрульные катера, «стелс-корвет» «Висбю», подводные лодки. К поискам подключили морскую пехоту как на берегу, так и на моторных лодках. Кстати, в поисках активно участвуют шведские малые высокоманевренные бронекатера типа Combat Boat 90 – их у шведов много. Интересно тут то, что такие катера есть и в России у ФСО и ФСБ. Недавно питерская верфь «Пелла» начала серийный выпуск их лицензионной адаптированной версии «Рэптор», закупаемой для нужд морского спецназа.
В итоге шведы лодку так и не нашли. К тому же Министерство обороны России сразу же опровергло версию об аварии своей субмарины в шведских и любых других водах.
Ныряющий глиссер
В Стокгольме придумали новую версию. Теперь шведы ищут полупогружной глиссер – полуподводное средство доставки диверсантов ВМФ РФ. Действительно, такие катера существуют. Они способны, пройдя значительное расстояние, погрузиться на конечном участке и прокрасться тихой сапой на небольшой глубине. Такие катера имеются во флотах КНДР и Ирана, причём как диверсионные, так и ракетные. Строят подобные суда и колумбийские наркобароны для доставки своего ценного груза миллионам страждущих американцев.
Несколько лет назад такой катер поступил и на вооружение подразделений обеспечения вывода разведывательно-диверсионных групп российской флотской разведки – проект 21310 «Тритон-НН». Это крайне малозаметный и очень скоростной «стелс-катер». Он способен погружаться и обладает прекрасной маневренностью. Но никаких торпед, как об этом пишут шведские «эксперты по оружию», он не несёт. Да и неспособен пройти под водой больше нескольких десятков миль на глубине несколько десятков метров. Пробыть на глубине несколько суток тоже не может – слишком мал.
Доставляется такой катер к цели кораблём или субмариной-носителем. Шведы сразу нашли «кандидата» – танкер NSConcord» под либерийским флагом, принадлежащий российской компании «Новошип». Он, по их мнению, «совершает странные движения» недалеко от района поисков в нейтральных водах. По сути, болтается на одном месте. В «Новошипе» же удивились, что в Швеции не знают простых вещей: танкеры иногда подолгу дрейфуют в море, ожидая прохода на загрузку.
Шведская пресса приписала к этой истории и другое российское судно – научно-исследовательское «Профессор Логачёв», предназначенное для исследований дна. Якобы оно направляется из Петербурга именно «на место трагедии». Но «Логачёв» двигается мимо, в испанский Лас-Пальмас.
Да и если бы что-то случилось с катером «Тритон-НН», то в составе ВМФ нашлись бы спецсуда. После истории с «Курском», а потом и с подводным аппаратом «АС-28», флот России крайне серьёзно переоснастил поисково-спасательные службы самым передовым в мире импортным и отечественным оборудованием.
Ищут пожарные, ищет милиция
Сейчас шведы ищут, уже и сами не зная что. То ли некий разведывательный буй, то ли всё же мини-субмарину. Что ж, вероятность этого примерно такая же, как у Шуры Балаганова и Паниковского найти золото в гирях. Но шведы продолжают их пилить. Попутно история обрастает дикими слухами. Где-то уже увидели живого водолаза, но нашли мёртвого. А шведские адмиралы уже заявляют, что не знают, чей это «подводный объект», может, инопланетный.
А мог ли быть хоть какой-то «мальчик»?
Но, может, шведы всё же ищут действительно реальные следы какой-то подводной деятельности ВМФ РФ? Исключать такое нельзя – все страны занимаются разведкой. И не всегда разведка остаётся в легальных рамках. Периодически бывают и нарушения воздушного и морского пространства. Считать, что Россия – единственная страна, которая никогда и нигде ничего не нарушила, – глупо. Наши подводники могли бы похвастаться многими подвигами, если бы разрешили рассказывать.
Но шведов могли и банально «развести». На днях с Балтики, завершив госиспытания и войдя в состав ВМФ, ушла на Черноморский флот подлодка проекта 06363 «Новороссийск» – головная в серии из 6 единиц для этого флота. Путь её лежал мимо шведских вод. Ей было несложно, не нарушая морских границ, простым шифрованным радиообменом с базой (стандартным для подводных сил) вызвать соответствующую реакцию у шведов. А далее – внимательно всеми имеющимися средствами разведки наблюдать за оперативностью, характером работы сил ВМС Швеции, считывая параметры интересующего нас оборудования кораблей, катеров и авиации в боевом режиме. К примеру, неплохо было бы узнать возможности шведских корветов типа «Висбю». Впрочем, такое «разводилово» могло случиться и непреднамеренно.
Тем более обмануть того, кто сам обманываться рад, – легко. В шведском руководстве сейчас сильны позиции тех, кто призывает к интеграции в НАТО. Подобный скандал им очень выгоден, и его бы стоило придумать, если бы он не случился. Выгоден шум и военным морякам, страдающим от сокращения ассигнований, и шведскому ОПК, который и вовсе под угрозой гибели: сейчас производство многих видов вооружений прекращено и отрасль разрушается без заказов на экспорт и для своей армии.