Несмотря на «перемирие», бои в Новороссии не стихают. Занимаемые позиции не устраивают обе стороны. Но у армии Украины и территориально-террористических батальонов сил для наступления сейчас нет. Ополчение имеет силы – его сдерживает желание наладить мирную жизнь хотя бы на подконтрольных территориях. Однако это невозможно, пока противник рядом и стреляет. Одной из таких горячих точек является донецкий аэропорт. Поэтому за него сейчас идут серьёзные бои. В этот раз его таки дожмут.
Диспозиция
Донецкий аэропорт имени Сергея Прокофьева был реконструирован в 2011–2012 гг. к чемпионату Европы по футболу. В ходе работ были построены новая взлётная полоса 1-го класса (4000х75м), огромный терминал и другие строения.
Аэропорт находится практически в черте города. С юга к нему примыкает малоэтажная застройка – посёлок Весёлое. С юго-востока, максимум в километре, – Киевский район Донецка. Неподалёку – железнодорожный вокзал, куда не раз прорывались украинцы во время летних боёв. С северо-востока – посёлок Спартак, ещё севернее – Авдеевка. Она пока контролируется армией Украины, которая оттуда поддерживает сидящие в аэропорту войска артиллерией. Между Авдеевкой и Ясиноватой и проходит линия боевого соприкосновения. Южнее аэропорта – Пески, где также идут бои и где пока тоже сидит противник.
Зачем аэропорт «укропам»
За аэропортом на северо-запад, запад и юго-запад начинается слабо урбанизированная местность с обширными полями и редкими посёлками вдоль трассы Е-50. Когда украинцев выбьют из аэропорта, Авдеевки и Песков, то ближайший пригодный для обороны относительно урбанизированный рубеж на этом направлении будет почти за 20 километров. Кроме этого вероятно отступление противника и с позиций южнее – из Курахова, Угледара, Горняка. Иначе украинцы окажутся под нависшим «балконом» позиций противника, с которого их будут обстреливать и атаковать. Могут и совсем отрезать.
Но даже если Киев закрепится в Карловке, обстреливать Донецк из значительной части своей артиллерии украинцам будет невозможно. Ни 122-мм гаубицы, ни РСЗО «Град», ни 152-мм САУ уже не достанут. Именно с аэропорта и прилегающих пунктов до сих пор ведутся абсолютно бессмысленные с военной точки зрения, по сути – террористические, обстрелы Донецка. Также аэропорт является удобным районом сосредоточения сил для возможного наступления на Донецк.
Конечно, стрелять по городу в этом случае смогут дальнобойные средства – пушки «Гиацинт», РСЗО «Ураган» и «Смерч», а также ОТРК «Точка-У». Но «Точки» горе-ракетчики почти все уже выпустили. В большей части случаев – безуспешно. «Ураганов» и «Смерчей» у Украины на Донбассе после июльско-августовского разгрома «в живых» осталось очень мало – порядка 8–9 установок «Смерч» и 15–20 «Ураганов». В общем, опасность снизится. Даже можно будет открыть наконец донецкие школы.
Почему так долго?
Почему же аэропорт так долго не могут отбить? Не удалось в мае, когда украинцы атаковали авиацией приехавших в аэропорт для мирного решения вопроса бойцов батальона «Восток». Не удалось и в июле, когда в Донецк прибыл И. Стрелков со своей бригадой. Противник тогда прорвал оборону города на западном направлении, и аэропорт был деблокирован. Брать постоянно получающий подкрепления большой и укреплённый объект И. Стрелкову было ещё нечем. Ну а позже и вовсе стало не до наступления – удержаться бы. Аэропорт, как могли, блокировали и исключили его использование по прямому назначению. Самолёты, пытавшиеся туда сесть, просто разделили бы судьбу тех, что пытались сделать это в Луганске.
С переломом положения в пользу ВСН в августе гарнизону аэропорта стало неуютно. Если раньше здания аэропорта явно жалели, то к сентябрю это делать перестали – начались серьёзные артобстрелы, позиции украинских военных начали «поджимать». Дорога в аэропорт теперь под наблюдением и плотным обстрелом артиллерии. Но всё равно не перерезана – колонны, состоящие из бронетехники иногда прорываются.
Именно невозможность полного блокирования аэропорта – ещё одна причина долгой возни. Например, когда украинской батальонной тактической группе 93-й механизированной бригады стало совсем тяжело, туда прорвались несколько сотен человек из состава 25-й аэромобильной бригады и батальона «Днепр‑1» (карманной армии Коломойского). А затем и новосформированный батальон «Феникс» из состава практически уничтоженной ещё в первом Южном котле 79-й аэромобильной. Хотя техники они почти не привели – эти бригады ныне «голые» после разгрома.
Сейчас в аэропорту обороняется порядка 800 украинцев, имеющих миномёты и бронетехнику. Танков, правда, у них почти не осталось. Только на днях в ходе боёв было уничтожено их несколько единиц и с десяток других бронемашин. С другой стороны, учитывая огневое превосходство ВСН в этом районе, выгодно не блокировать аэропорт полностью. Чем больше туда прорывается сил противника – тем больше их останется навсегда по дороге и на самом объекте.
К тому же в аэропорту есть где прятаться от обстрелов. За месяцы обороны там успели накопать окопов и блиндажей. Хватает и зданий – некоторые из них весьма прочны. Также имеются подземные туннели приличной протяжённости и бомбоубежища. Разрушить их без применения средств большой мощности не получится, а попытки перерезать коммуникации или и вовсе затопить подземелья увенчались лишь небольшим успехом. Да и площадь аэропорта велика, и накрыть его весь огнём артиллерии непросто.
Ну и ещё одна причина – аэропорт Новороссии нужен относительно целым. Наибольшей ценностью являются полоса и основные сооружения, обеспечивающие посадку и взлёт. Полосу крайне сложно восстанавливать, если её хорошо разрушить. Здания тоже хотели сохранить, но это уже невозможно.
Тем не менее, если бы действительно хотели решить вопрос аэропорта любой ценой – его бы обработали так же, как и луганский. Тот был подвергнут обстрелу из тяжёлой артиллерии, в том числе 240-мм миномётов и РСЗО, в том числе кассетными и зажигательными ракетами «Града» и «Смерча». В результате напоминающие лунный ландшафт заваленные трупами развалины были покинуты остатками сил противника. Но в Луганске вопрос деблокирования города с южного направления стоял крайне остро, аэропорт сохранить было не так важно.
Последний штурм
Нынешний штурм аэропорта станет последним. После того как стало ясно, что Украина никаких сил из аэропорта и посёлков рядом отводить не хочет, с объектом решили разобраться окончательно. На штурм брошены наиболее эффективные в городских боях батальоны «чистильщиков»: прославившиеся в Иловайске и других местах батальоны «Гиви», «Абхаза» и даже легендарного Моторолы. Участвуют в штурме и танковые подразделения ВСН из состава бригады «Оплот» на танках Т-72Б, подразделения самоходной и буксируемой артиллерии, РСЗО и даже противотанковые пушки «Рапира».
Из-за того что пока нет решения на применение артиллерийских средств большой мощности, приходится действовать иначе, чем в Луганске. Тактика чем-то напоминает действия российских войск в городских боях в Чечне или сирийской армии в Джобаре. Проводится разведка боем, выявляются позиции противника – по ним отрабатывает артиллерия. Затем пехотные штурмовые отряды при поддержке танков стараются занять территорию.
Бои идут крайне тяжело, стороны несут большие потери. Только за понедельник 29 сентября были убиты 11 бойцов Новороссии и 40–50 «укропов». Однако штурмовым отрядам удалось занять сначала старый терминал и окружающие его районы, а затем и другие части аэропорта. Украинские войска удерживают сейчас новый терминал, контрольно-диспетчерскую вышку, отделение милиции и ряд других объектов, остальное – под ВСН. С вышкой пока много проблем – оттуда работают снайперы и корректировщики. Конструкция прочная – разрушить её танковыми и противотанковыми пушками не удаётся. Не помогают залпы артиллерии и «Градов». Вот если бы «приложить» 240-мм минами из самоходных миномётов «Тюльпан» – но пока этого не сделано. На момент написания статьи сражение, точнее, «ожесточённое перемирие», продолжалось.