6 сентября с борта второго по счёту и первого серийного атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения (РПКСН) «Александр Невский» был произведён пуск морской стратегической ракеты «Булава» 3М30. Пуск оказался неудачным: на второй минуте автоматика отдала команду на выключение двигателей, и ракета упала в океан.
Пуск был предназначен не для проверки ракеты, а для проверки работы систем подводного крейсера, который завершает государственные испытания. И вот – сбой, сразу давший пищу для разговоров. Ракета-то официально принята на вооружение, успешно пройдя все госиспытания.
По одной из версий, в аварии виновато оборудование самого корабля или действия экипажа. Но она была опровергнута – работа ракетного комплекса и экипажа признана отличной. По другой версии – произошёл сбой в системе управления отклоняемыми соплами ракеты. Кстати, запущенная ракета относилась к первой серийной партии, которая была выпущена ещё до того, как проблемы «Булавы» были излечены в ходе испытаний и доработок. Скорее всего, потому ракета и не полетела.
Некоторых экспертов удивила реакция на случившееся министра обороны С. Шойгу. Как сообщается, он сразу же приказал произвести 5 пусков «Булавы» с целью подтверждения характеристик. Также было указано приостановить испытания и процесс сдачи флоту РПКСН «Александр Невский» и «Владимир Мономах». Такое решение вызывает сомнения. Почему именно 5 пусков, а не 2, 3 или, скажем, 6? А может, в проблеме виновато оборудование корабля и ракета ни при чём? И чем провинился «Владимир Мономах», который недавно приступил к испытаниям и ему до проверочных ракетных пусков ещё очень далеко, – почему он должен прекращать, например, ходовые испытания? Похоже, налицо явное начальственное желание «жёстко отреагировать», вместо того чтобы дождаться результатов расследования.
Хорошо, что, по последним сообщениям, перерыв в испытаниях субмарин составит не более месяца – пока работает Госкомиссия. Да и про 5 пусков уже не вспоминают – сначала нужно установить причину, а потом изучить все ракеты, особенно ранней серии, на предмет проверки на обнаруженный дефект. После этого станет ясно, сколько пусков потребуется.