«Весеннее обострение» в отношениях на Корейском полуострове стало традиционным. Оно случается с завидной регулярностью – примерно раз в два года. Но сейчас обмен угрозами зашёл значительно дальше, чем обычно. Дошло до того, что северокорейский МИД 5 апреля разослал посольствам других стран предупреждение, что после 10 апреля не сможет обеспечивать их безопасность. Неужели война на пороге?
Напряжённость растёт
Надо отметить, что посольствам не предписано эвакуироваться, а лишь предложено «рассмотреть варианты эвакуации». Вариантов предложено три – закрытие посольств и эвакуация, переезд персонала посольств в безопасные «секретные места» (надо полагать – в защищённые бункера, коих там великое множество) и эвакуация только членов семей посольских работников.
Такие действия обычно предпринимаются перед войной. КНДР на этом не успокоилась и 9 апреля предложила иностранным гражданам, находящимся уже в Южной Корее (РК), «проработать маршруты эвакуации из страны», так как «ситуация на полуострове движется к ядерной войне».
Виноваты южане
Всё это происходит на фоне продолжающихся в Южной Корее совместных с США учений. Именно они серьёзно беспокоят северян. И понять их можно. При высокой степени развёрнутости армий мирного времени именно крупные учения являются идеальным прикрытием для подготовки к началу вторжения. Можно вывести части на исходные позиции, призвать резервистов и так далее. А отрабатывают южане на своих учениях вовсе не только оборону, но и наступление. Заметим, что масштаб этих учений таков, что с ними сравнимы разве что учения НАТО и ОВД 70–80-х годов. В некоторых участвует более 200–300 тыс. человек. В этом году уже прошло 9 учений, планируется ещё 10. Два года назад их число было в 1,5 раза меньше. Военные расходы южан постоянно растут уже не первый год.
Всё это, безусловно, беспокоит Север. К тому же, хотя нынешний президент РК Пак Кын Хе является сторонником мирной линии в отношении КНДР, на ведущих постах пока хватает «ястребов» из предыдущей администрации. Например, министр обороны Ким Гван Чжин не устаёт «веселить народ» различными искромётными заявлениями.
По его словам, армия РК всего за 5 суток уничтожит 70% частей противника, расположенных вдоль границы. Речь идёт о первом эшелоне обороняющихся, и это не одна сотня тысяч солдат. Раздаются с южнокорейской стороны и уверенные заявления о «скором разгроме противника» и «быстром взятии Пхеньяна». Подобные заявления вызывают усмешку или желание вызвать бригаду санитаров. Но, скорее всего, «ястребам» выгодно «максимально гнать волну» напряжённости – многие из них под подозрением в коррупции, а война или её угроза – всё спишут.
Северный ответ
Северяне, конечно, тоже не отстают. И крупные учения проводят, и грозят стереть с лица земли Сеул и другие города РК, и даже ядерным ударом по США. На период после 10 апреля назначены очередные ракетные испытания в КНДР. Для них подготовлены 2 баллистические ракеты средней дальности «Мусудан». Созданные на базе старой советской ракеты подводного базирования Р-27, они способны доставить примерно одну тонну боевой нагрузки на дальность 3–4 тыс. километров. Это будет первый пуск данной ракеты.
Самое интересное, что северяне легко укрыли мобильные пусковые установки «Мусуданов» от средств разведки противника, что, конечно, заставляет супостатов задуматься. Учитывая то, что ядерный арсенал КНДР сейчас может составлять от 6 до 10 боеприпасов, способных поместиться в головной части подобной ракеты, – это достаточно опасное оружие.
И демонстративные выводы японцами и американцами своих эсминцев с ЗРК «Иджис» в районы, над которыми будет пролетать «Мусудан», в случае реального удара не помогут. Противоракеты SM-3 Блок 1А/В по подобным ракетам даже в теории работать не могут. Разве что подловить их на старте, пока скорость недостаточна. Но и тут способность SM-3 по их перехвату крайне сомнительна. Не более поможет и начатое японцами размещение ЗРК «Пэтриот» РАС-3 прямо в городах и даже во дворе министерства обороны. Это вообще выглядит каким-то фарсом – никто не размещает ЗРК непосредственно на защищаемом объекте, а только на подступах к нему. Видимо, им так спокойнее.
Аргумент Пхеньяна
У КНДР свои резоны в нагнетании напряжённости. Первый – руководство страны желает, чтобы его воспринимали как равного в международном диалоге, в первую очередь – с США. Причём прекрасно понимая, что предложения типа «давайте разоружайтесь и потом, может быть, станете нормальным партнёром по диалогу» – неприемлемы. Такой пример у них перед глазами – это Ливия. Значит, остаётся только добиваться нормального диалога с американцами через силу. А для этого нужны и ракетно-ядерный потенциал, и демонстрация готовности его применить.
Есть и внутриполитические причины. Молодого маршала Ким Чен Ына значительная часть военно-политического руководства КНДР неохотно признаёт лидером. Он себя пока ещё «не поставил», чтобы генералы и партийные деятели склонились перед вождём в полной покорности. Ходят слухи даже о том, что в прошлом году имело место покушение на Кима Третьего.
Южнокорейские источники утверждают, что нынешние действия Пхеньяна идут в русле принятого Ким Чен Ыном плана по укреплению как своих позиций во власти, так и по укреплению позиций КНДР. Значит, после роста напряжённости следует ожидать её спада и «оттепели» в отношениях как с РК, так и с международным сообществом, вместе со снятием маржи с данного кризиса Пхеньяном.
Признаки подготовки к войне пока не обнаружены
Но ни одно посольство пока эвакуироваться не собирается. Такое ощущение, что дипломаты отнеслись к предупреждению северян, как к крикам мальчика: «Волк! Волк!» из известной притчи. Нет пока и признаков массового отъезда иностранцев из Кореи. Не наблюдается и паники в приграничных городах, хотя некоторое беспокойство имеется.
Причём, по отзывам «корейских русских», тут больше не уверенности в том, что ничего не случится, а фатализма и раздолбайства, которые наличествуют у южан (хотя на первый взгляд не скажешь). Да и войне обычно предшествуют подготовительные мероприятия, такие как начало скрытой или открытой мобилизации вооружённых сил, переброска войск, рассредоточение мирного населения и ценностей. Ничего этого, по крайней мере внешне, – не зафиксировано. С другой стороны, армии обеих Корей и сейчас находятся в высокой степени готовности и развёрнуты на позициях, с которых уже можно готовиться к наступлению.
Реакция российских военных пока нулевая. Или скрытая?
Косвенным признаком того, что война вот-вот может начаться, было бы приведение сил Восточного военного округа ВС РФ из постоянной степени готовности в повышенную. Но об этом пока тоже никакой информации нет. В округе активно идут различные учения в рамках курса боевой подготовки войск, но это всё плановые мероприятия. Однако если обстановка реально обострится – меры надо будет принимать незамедлительно. Не исключено, что кое-что уже делается.
Впрочем, в день пуска северокорейцами ракеты «Мусудан» в повышенную боеготовность наверняка приведут радиотехнические и зенитно-ракетные части ПВО на Дальнем Востоке. В том числе С-400, которому «Мусудан» очень даже по зубам.
В случае чего Пекин поможет
Китай тоже почти не реагирует на обострение в военном плане. Хотя именно что почти – появились сообщения, что китайцы перебрасывают некоторое количество войск поближе к границе с КНДР. Есть сообщения об 1–2 мотопехотных бригадах. Но этот процесс зафиксирован ещё начиная с середины марта. Некоторые считают, что Пекин готовится перекрыть границу в случае начала войны, чтобы избежать потока беженцев.
Более вероятной выглядит версия, что таким образом КНР показывает КНДР, что китайцы от своих обязательств по отношению к северокорейцам не откажутся. Речь идёт о военной помощи, как было во время Корейской войны.
Многие аналитики, особенно в США, в последние годы любили потолковать об «охлаждении» отношений между Пекином и Пхеньяном о том, что в случае чего помощи от китайцев не будет. Но сейчас до многих в США начало доходить, что КНР свои обязательства выполнит. К тому же новый китайский руководитель Си Цзинпин – сторонник жёсткой линии, своего рода «неомаоист». Он нацелен на союз с Россией, на силовое оппонирование в территориальных спорах с Японией и в решении «тайваньского вопроса».
Косвенным признаком того, что разговоры китайцев о необходимости «пока перестать помогать этим северокорейцам» ныне противоречат «генеральной линии», является увольнение Динь Ювеня – заместителя главного редактора англоязычного органа Высшей партшколы ЦК КПК, газеты Study Times. Он недавно написал статью «Китай должен бросить Северную Корею» – и тут же оказался на улице.
Вашингтон осторожничает
Занимавший крайне жёсткую позицию в отношении КНДР Вашингтон в последние дни явно сбавил обороты. Если до этого американцы демонстрировали свою решимость и возможности вооружённых сил, перебрасывая поближе к Корее бомбардировщики с крылатыми ракетами, то сейчас американцы даже отменили запланированные проверочные пуски МБР «Минитмен-3». Они не хотят провоцировать Пхеньян. Ряд действий США в последнее время направлен скорее на обуздание не в меру разошедшихся «боевых кроликов» из Южной Кореи.
Ближайшие дни и недели покажут, останется ли нынешнее корейское «весеннее обострение» очередным, но крайне тяжёлым или станет началом Корейской войны – 2, причём ракетно-ядерной. И весьма вероятно, масштабной региональной войной, в которую рискуют быть втянутыми две ядерные сверхдержавы, одна великая держава и несколько крупных стран, включая одну «новую ядерную».