Ещё недавно турецкий премьер Р. Эрдоган буквально захлёбывался от антисирийской риторики. Казалось, пройдёт пару недель, и новые османы победно промаршируют по Дамаску. Однако проходит день за днём, но турки не предпринимают никаких реальных военных действий в отношении Сирии. Они ограничиваются лишь кратковременными артиллерийскими обстрелами подконтрольной Б. Асаду территории и оказанием помощи сирийским повстанцам.
Более того – в последние дни Анкара неожиданно для многих наблюдателей начала выдвигать «мирные инициативы». Как пишет иранская пресса, «если раньше Р. Эрдоган исключал какие-либо переговоры по Сирии с участием Ирана и России, то сейчас он предложил президенту Ирана М. Ахмадинежаду создать трёхсторонний комитет, целью которого будет урегулирование сирийского вопроса». В его состав турки предлагают включить Иран, Египет или Иран, Турцию и Россию.
Что же случилось и почему «вторая армия НАТО» (по версии Анкары) не спешит штурмовать Дамаск, попробовали разобраться «АН».
В Стамбуле закончилась валерьянка
Агрессивная политика, проводимая Турцией в последние годы, привела к её полной изоляции в регионе. Анкара умудрилась переругаться со всеми соседями, с которыми ранее поддерживала ровные и порой дружеские отношения: Ираном, Ираком, Сирией, Израилем. И это, не говоря о том, что с Грецией, Болгарией и Арменией напряжённость существовала всегда. Более того – турки стали «наезжать» даже на Москву. Это очень удивительно – связи между нашими странами в последние годы были лучшими за всю многовековую историю.
Как же Анкара дошла до жизни такой? Ещё «пятилетку» назад неоосманское правительство Турции провозгласило новую внешнеполитическую идеологию – «Ноль проблем с соседями» и стало пытаться мирно урегулировать все застарелые конфликты. К примеру, с Арменией. Но затем всё пошло вразнос. Турецкая внешняя политика полностью сменила свой вектор и стала чрезвычайно нервной и агрессивной. Такие резкие метаморфозы даже заставили шутить серьёзных экспертов: «Во всех аптеках Стамбула и Анкары внезапно закончилась валерьянка».
Но настоящая причина такого поведения в другом. Из-за вызванного кредитной накачкой бурного экономического роста страны у турецкого правительства произошло «головокружение от успехов». Османы вспомнили своё имперское прошлое. Тогда, к примеру, флот Блистательной Порты полностью контролировал Средиземное и Чёрное моря.
Впрочем, если и была нехватка успокоительных лекарств, то она коснулась только турецкой верхушки. По последним опросам, почти 80% турок не желают односторонней военной операции своей армии против Сирии. Если же Анкару поддержит НАТО, то выступающих против войны будет меньше, но всё равно большинство – 60%. Понятно, что в такой ситуации Р. Эрдоган оказался в ловушке. Войну начинать нельзя, но и слава «нервного балабола» может очень плохо сказаться на будущих выборах.
К тому же в сирийском вопросе Анкара попала под влияние Саудовской Аравии и Катара. В Эр-Рияде и Дохе полагали, что Б. Асад будет «отправлен в ад» в течение нескольких месяцев. Однако сейчас всем понятно, что ближневосточные аналитики вместо реального анализа ситуации слишком много молились и уповали на Аллаха – они ошиблись. Поэтому Турция вынуждена дать задний ход, а её руководство пытается сохранить лицо.
«Россия готова к войне, и я не шучу»
Турецкие газеты наперебой рассказывают о якобы состоявшемся 8 октября разговоре В. Путина и Р. Эрдогана. «АН» сообщали об этом факте неделю назад. Тогда информация о резкой беседе только просочилась в печать Ливана. Теперь и турецкие СМИ приводят слова российского президента о том, что вторжение Турции в Сирию будет расценено Москвой как вторжение в саму Россию. Всё это вызовет незамедлительную реакцию Кремля. «Россия готова к войне, я с тобой не шучу», – такими словами якобы закончил разговор Путин.
По мнению некоторых экспертов, скорее всего, эта информация преднамеренно вброшена в СМИ турецким правительством. Р. Эрдоган не хочет начинать войну – он понимает, что она не будет лёгкой прогулкой и исход сражений не ясен. В любом случае турецкая армия понесёт серьёзные потери, которые несомненно скажутся на популярности правящей партии. Так что премьеру нужно выходить из положения.
Для этого был разработан хитрый план. В СМИ вбрасывается информация о злом Кремле, который грозит мирной Турции ядерной дубиной. И, как говорится, ставит её в безвыходное положение – отказ от войны неизбежен. Не начинать же, в самом деле, из-за «мясника Асада» Третью мировую. Таким образом, турецкое руководство сохраняет лицо.
Понятно, что на самом деле Р. Эрдоган использовал воинственную риторику в основном для внутриполитической борьбы. Образ смелого и решительного политика в глазах любого избирателя выглядит предпочтительно. На самом деле турецкий премьер знает истинное положение международных дел и состояние своей армии, которые весьма далеки от пропагандистской картинки.
От Кубы до Сирии 50 лет
Любопытно, что информация о резком изменении позиции Турции пришла буквально за пару дней до мрачного юбилея – 27 октября исполнилось ровно 50 лет со дня Карибского кризиса. В конце октября 1962 года мир висел на волоске – ядерные ракеты США и СССР уже были готовы к старту. Но всё обошлось – Москва и Вашингтон смогли переступить через свои амбиции и договориться. Конечно, нынешняя ситуация вокруг Сирии на первый взгляд не выглядит столь трагичной. Но большие войны всегда начинаются с, казалось бы, незначительных эпизодов.
Бой боксёров со связанными руками
Каковы же возможности Турции начать и быстро закончить войну в Сирии? Любые прогнозы о конфликте должны учитывать тот факт, что ни Турция, ни Сирия не могут использовать не то что все свои армии, но даже значительную их часть.
Сирийская армия вынуждена кроме борьбы с бандитами держать приличные силы на Голанских высотах, против Израиля. Хотя часть лучших войск, пользуясь нейтралитетом Тель-Авива, сирийцы с Голан сняли. Даже мирные границы с Ираком и Ливаном тоже надо прикрывать от проникновения бандитов.
В мирное время у сирийцев в расположенный на севере страны 3-й армейский корпус входили четыре бронетанковые и три резервные дивизии, а также несколько отдельных бригад и полков. Сейчас же в связи с боями в Алеппо и ряде других районов туда переброшены дополнительные части. Но, для того чтобы добить боевиков в трёхмиллионном Алеппо, не считая других мест, войск нужно ещё больше.
Поэтому, в случае начала турками агрессии, сирийцам жизненно необходимо провести мобилизацию, да и временно снизить нажим на бандитов – иначе войск не хватит. Не на это ли рассчитывают османы?
Наши ракеты разорвут турецкий флот
Флот Турции может считаться весьма сильным, но в гипотетическом конфликте вряд ли сыграет роль – сирийский флот слаб и не будет удаляться от своих берегов. А туркам к этим берегам лучше не соваться – у сирийцев много противокорабельных ракетных комплексов, в том числе 2 дивизиона «Бастионов»,вооружённых сверхзвуковыми ПКР «Яхонт», а они на дальности 300 км от берега «разорвут» любое число турецких кораблей. Турки, правда, могут использовать ВМС для блокады, но вряд ли они посмеют перехватить в море суда под российским или, например, китайским флагом.
Куда ни кинь – всюду клин
У Турции положение не намного легче. Её границы с Ираком, Ираном и Сирией прикрывает 2-я полевая армия, состоящая из трёх армейских корпусов. Но один из корпусов расположен в глубине страны, рядом с Анкарой. Второй прикрывает иранскую и иракскую границы. Он может быть задействован лишь частично, к тому же именно он дислоцирован в курдских районах. Вряд ли из его состава можно взять значительные силы – максимум пару бригад.К тому же в случае турецкой агрессии в войну наверняка вступит Иран с его мощной армией. Так что корпус лучше вообще не дёргать.
Оставшийся «сирийский» корпус самый маленький – состоит из двух бригад. Раньше граница с САР для Турции была одной из немногих дружеских. Конечно, можно взять значительные подкрепления из состава других армий, расквартированных на границах с Грецией, Болгарией, Арменией. Однако ослаблять их тоже рискованно – возможно, потребуется перебросить силы и на иранское направление.
Главный козырь турок – авиация
У Турции очень неплохие и мощные ВВС – более 400 боевых самолётов. Основой являются 220 американских F-16 различных серий, в том числе и самых современных Блок 52+. Наряду с ними в ВВС есть и около 160 древних F-4 «Фантом-2», большей частью модернизированных и используемых как ударные и разведывательные машины. Одного такого разведчика, как мы помним, не так давно блестяще сбили сирийцы.
Дойдут ли турки до Дамаска за несколько часов
В общем на сирийском фронте никаких масштабных действий турки предпринять не могут. В войну сразу же вступит Иран, да и РФ может «не оценить шутку». Так что можно забыть похвальбу о том, что их армия «за несколько часов дойдёт до Дамаска». До которого от границы просто по дороге больше 360 км. При этом надо помнить, что средняя скорость войсковых колонн не выше 20–25 км/ч, и ещё надо делать привалы. Даже грузины не умеют передвигаться настолько быстро. А они умеют – в 2008 г. наши их даже не догнали.
Тем не менее турки вполне могут попытаться атаковать. Возможная схема турецкого наступления изображена на карте. Для наступления вглубь Сирии «янычарам» придётся нанести удар от турецкого Искендеруна в направлении Латакии и Тартуса вдоль побережья. И оттуда же в направлениях на Идлиб и Алеппо.
Одновременно турки наверняка нанесут удар в направлении Алеппо с севера – от Газиантепа. В случае успеха наступление на Дамаск будет развиваться вдоль ключевой автотрассы М45 через Хаму и Хомс. Но там и в мирное время было полно сирийских частей.
Поэтому туркам необходимо атаковать на востоке Сирии в направлении Дайр-эз-Заура и оттуда нанести вспомогательный удар в направлении Дамаска. Правда, вызывает здравые сомнения возможность турецких соединений действовать на столь большом удалении от базовых районов, да ещё и в пустыне.
В целом осуществлять столь крупную стратегическую операцию турецким полководцам придётся значительными силами, которых у 2-й полевой армии нет. Даже если взять её целиком, то группировка составит максимум 60–70 тыс. бойцов и примерно 400–450 устаревших танков М60. Мягко говоря, маловато для блицкрига. Оперировать малыми силами, разнося всё с воздуха, – тоже не получится. Вот если бы у Сирии армия развалилась совсем, то попробовать можно. Но сейчас этого не наблюдается.
Отжать кусочек
Гораздо более вероятен иной сценарий. На сирийской границе турецкая армия попытается создать буферную зону. Причём речь не идёт о полосе шириной в 50–60 км. В этом случае придётся оккупировать Алеппо, Идлиб и Латакию. Никто им без боя это всё не отдаст, а сил, способных отобрать, – пока нет. Нет и каких-то серьёзных передислокаций турецких сил в направлении сирийской границы.
А вот узкую полоску вдоль границы шириной 10–15 км, которую возможно прикрыть артиллерией, турки попробовать «отжать» могут. Причём весьма вероятно, что даже без вторжения в Сирию – постоянными артобстрелами. Сирийцы пока не открывают ответного огня на малоэффективные турецкие обстрелы. Они не могут причинить особого ущерба – для уничтожения целей в любой армии в боевом уставе артиллерии назначается на порядок больше снарядов, чем выпустили турки за всё время.
Но, чтобы лишний раз не подставляться под обстрелы, сирийские части могут постепенно оттянуться из приграничной полосы, а их место займут бандиты. Они перенесут туда лагеря из Турции (турки будут только рады), организуют «правительство» – его признают западные страны. Агрессия против Сирии продолжится.
Сирийские «дембеля» не уезжают в родные края
Сирийская армия считается одной из сильнейших в регионе, а теперь, после годовой войны, она ещё одна из самых опытных. Перед войной её численность оценивалась в 325 тыс. человек, из них более 220 тыс. в сухопутных войсках.
С одной стороны, армия несла приличные потери – от 3 до 6 тыс. убитыми, несколько десятков тысяч раненых, до 9 тыс. дезертиров. Однако говорить о сокращении ВС САР, скорее всего, нельзя. Наоборот они даже выросли в численности. Мобилизации не объявляли, но демобилизация тоже не проводилась. К тому же исправно ведётся призыв нового пополнения. За 1,5 года отменены уже три «дембеля», и численность личного состава большинства дивизий и бригад серьёзно возросла. Причём бойцы опытные, уже повоевавшие и умелые.
Если вначале в дивизиях не хватало пехоты и танки шли часто «голыми», то сейчас этого почти не наблюдается. Лучшая в стране танковая дивизия Республиканской Гвардии, по сути, стала корпусом, а полки спецназа «распухли» до бригад.
Армейские части, в целом, хорошо экипированы – бойцы одеты в кевларовые шлемы, противопульные бронежилеты, разгрузки. Кроме войск с бандитами сражаются и отряды сил безопасности, полиции, ополченцев, причём весьма многочисленные и обладающие боевым опытом, хотя экипировка у них похуже.
В сирийской армии до войны имелось более 3500 танков и 1500 старых Т-54/55 на хранении. Наиболее современными машинами являются 1700 Т‑72М1,
частично модернизированные. Остальное – Т-62 и Т-55. По реалистичным оценкам, безвозвратно утеряно менее сотни машин.Армия очень хорошо насыщена противотанковыми средствами: ПТРК «Корнет-Э», «Метис‑М» и «Конкурс-М». Имеются и современные гранатомёты РПГ-29 «Вампир».
«Краснознамённые» османы
Формально армия Турции считается намного сильнее сирийской. В своём составе она насчитывает 480 тыс. человек.В сухопутных войсках (СВ) около 380 тыс. бойцов – 4 полевые армии, состоящие из 9 корпусов. Но в настоящее время, так же как и в России, в Турции идёт реформа армии. Причём режут там так же по живому – в результате в ближайшие годы численность СВ сократится до 300 тысяч. Будут расформированы 2 армии и несколько корпусов, а также часть бригад (сейчас их более 30).
Танковый парк достаточно многочислен: более 2300 машин, плюс более 500 в резерве. Но относительно новыми можно считать лишь 340 купленных в Германии подержанных «Леопардов-2А4» 80-х годов выпуска и 170 танков М60Т «Сабра» (израильская глубокая модернизация американского «старичка» М60). Остальные – это 400 устаревших уже «Леопардов-1» и различные варианты М60.
Причём близко к сирийской границе «Леопарды» не дислоцированы. Все они находятся на западе страны – ждут «заклятых друзей» по НАТО из Греции. Там же находятся лучшие и самые сильные турецкие части. Сходная ситуация и с другими видами вооружения сухопутных войск. Из 4500 единиц лёгкой бронетехники современных лишь 20%.Среди нескольких тысяч ствольных и реактивных артсистем таковых 15%. Остальные вооружения устарели – встречаются даже раритеты времён Корейской войны.
Есть у турок и российское вооружение – вертолёты Ми-8 и БТР-80.Их активно используют против курдов и не жалуются на незаконность поставок, как в случае с Сирией. Есть даже новейшие противотанковые ракетные комплексы «Корнет-Э», способные поражать любые западные танки, но их мало. Но вообще противотанковых средств у «янычар» довольно много, и они разного происхождения.
ПВО Турции можно считать весьма слабой. Зональная ПВО почти отсутствует. ЗРК большой и средней дальности, достойных упоминания, просто нет. Эти задачи возложены на ВВС, но истребители не могут решить их одни, да и F‑16 – не лучший перехватчик. Войсковая ПВО, весьма плотная на «низовом» уровне, представлена большим числом ПЗРК и зенитных пушек, но ничего способного перехватывать цели выше 3,5 км нет.
К минусам турецкой армии стоит отнести, например, то, что нынешнее руководство страны в армии никакого авторитета не имеет – более 70% офицеров отрицательно относятся к Эрдогану и его политике. Недавние репрессии и чистки командного состава нелояльных «генеральной линии на строительство исламизма» привели к тому, что лучшие кадры из армии просто вышибли. Их место заняли «наиболее верные». Те, кто хорошо выступает на собраниях, зато вряд ли блеснёт в бою. Не поддерживают военные и политику в отношении Сирии.
Несмотря на приличную дисциплину в армии, можно отметить как недостаток невысокий уровень овладения современной техникой и слабую выучку младшего комсостава.