Аргументы Недели → Армия № 23(315) от 21.06.2012

Украина опять покушается на Черноморский флот

, 18:05

Недавно президент Украины Виктор Янукович подписал новую Военную доктрину и Стратегию национальной безопасности страны. Этот документ является основополагающим для определения направлений военной деятельности государства. Ряд его положений позволяют считать принятую доктрину недружественной по отношению к России. Похоже, руководство соседней страны не совсем адекватно оценивает реальную ситуацию и «внезапно» решило накалить обстановку. Что же случилось? Попробуем разобраться.

Двойственное впечатление

Предыдущие Доктрина и Стратегия были приняты на Украине при президентах Л. Кравчуке (1993 г.) и Л. Кучме (2004 г.). При В. Ющенко эти документы правились, но серьёзно не менялись. Зато В. Янукович родил свою Доктрину и свою Стратегию.

Если отбросить достаточно стандартные для таких документов абзацы с описанием обстановки в мире и выжать налитую в документы «воду», остаётся очень странное, двойственное впечатление. С одной стороны, признаётся, что военное нападение на Украину в среднесрочной перспективе маловероятно. Заявлено в очередной раз о нейтралитете и внеблоковом статусе страны – мол, ни в НАТО, ни в ОДКБ не собираемся.

Также указана последовательность действий в случае возникновения военной опасности для страны. Сначала надо будет предпринять действия в медиапространстве, то есть начать жаловаться в прессу. Затем – обратиться в СБ ООН, ОБСЕ и другие международные организации. В случае ядерной угрозы – запросить гарантов своей ядерной безопасности. Согласно соглашениям, на основе которых Украина отказалась от ядерного оружия, ими являются Россия и США. И только затем – попытаться показать супостату свою оборонительную мощь. Возникает, правда, вопрос, а что делать, если супостат не будет ждать?

В целом в документах хватает всякой шелухи миролюбивого характера. Даже цели в военном конфликте ставятся очень мирные – вынудить врага к отказу от дальнейшей агрессии, решить ситуацию за столом переговоров и получить компенсацию за ущерб. Также Украина обязуется не применять силу первой, и руководствоваться принципом «адекватности применения силы масштабу агрессии». Правда, перенос боевых действий на территорию противника в процессе принуждения к миру – не исключается.

Севастополь не даёт покоя

С другой стороны, в подписанных документах есть положения, которые будто написаны людьми с совсем иной, явно не миролюбивой, позицией. По крайней мере таковой она выглядит из России. Эти положения касаются «Вооружённых сил другого государства, базирующихся на основании международных договоров, на территории Украины». То есть Черноморского флота России и его главной военно-морской базы – Севастополя. Ни Кравчук, ни Кучма не додумались обозначить эти объекты как военную угрозу стране. А вот «хороший» Янукович – отличился. По сути, выставил одного из гарантов ядерной безопасности Украины как потенциального противника.

По новой доктрине, ЧФ станет угрожать Украине, если без согласования с киевскими властями станет перемещаться из пунктов постоянной дислокации. Либо же если начнёт вести боевые действия против третьего государства без согласования с Украиной. То есть при повторении ситуации августа 2008 года, когда Россия принуждала к миру Грузию. Тогда корабли ЧФ сыграли важную роль в действиях на абхазском направлении, попутно поучаствовав в ликвидации грузинского флота.

Формально, в этом положении есть некая логика, исходящая из нейтралитета Украины. Флот действует с её территории – значит, втягивает Украину в конфликт. Однако получается, что отныне выход в море без разрешения либо применение сил нашим флотом против третьей страны будет расцениваться Украиной как акт подготовки к войне против неё. В этом нет никакой логики. Нет и адекватного понимания объективной реальности.

Повторение пройденного

Напомним, что случилось во время Пятидневной войны. В. Ющенко подписал указ, на основании которого устанавливался разрешительный порядок перемещения кораблей ЧФ России. При их возвращении в Севастополь украинцы попытались «продемонстрировать силу», мол, захотим – не пустим в бухту.

Первым домой вернулся малый ракетный корабль «Мираж», который в ходе конфликта утопил, как минимум, один грузинский катер. Неожиданно фарватер ему перегородил древний украинский ракетный катер «Каховка». Но вместо демонстрации силы вышел позор – его двигатель не выдержал копеечной дистанции, и катер встал без хода посреди фарватера.

На «Мираже» по этому случаю, как говорят, подали ток на артустановки. «Каховка» сразу просигналила о потере хода, и её начал отжимать к берегу украинский буксир. Говорят, что толкать приходилось потому, что ни на буксире, ни на катере не было буксирного троса. «Мираж» же спокойно прошествовал к пирсам под восторженные крики севастопольцев.

Итогом этой комичной истории стала демонстрация факта – никакая разрешительная система не работает, если нечем эту систему подкрепить, если нет силы. В настоящий момент сила у Украины так и не появилась. Поэтому в случае очередной кризисной ситуации страна никак не сможет помешать нашему флоту выполнять его задачи. Зачем же было городить огород? Видимо, для того чтобы действовать по алгоритму, описанному выше, – жаловаться, жаловаться и ещё раз жаловаться.

Ещё один камень в огород соседа

Также в Стратегии нацбезопасности Украина отметила, что планирует поддерживать «международные усилия, направленные против намерений легитимизировать статус самопровозглашённых образований на территории государств региона». Речь идёт о Южной Осетии, Абхазии и о Приднестровье. По сути, Москва будет воспринимать это положение как недружественное по отношению к проводимой политике. Хотя, конечно, от написанного нам ни жарко, ни холодно. Но осадочек останется.

Семёнов, а пистолетик-то у тебя имеется?

Может быть, принятие подобных положений, заодно с ясно обозначенным внеблоковым статусом вызовет денежный дождь в украинской оборонке и резкий рост финансирования армии? Понятно, что государству-нейтралу, не имеющему сильных союзников, нужна приличная, хорошо оснащённая и обученная армия. Нет, чуда не случится. Даже в принятых документах повышение возможностей и переоснащение ВС Украины, как и прочие методы повышения боеготовности, – лишь на пятом месте.

 

Не наблюдается и резкого роста ассигнований на армию. Хотя, надо заметить, в последние год-два отмечаются некоторые положительные тенденции. На Украине чуть лучше стали кормить и одевать военных, правда, обещанное повышение окладов так и не выполнено.

Хотя бы чуть-чуть начали заниматься ремонтом техники, в том числе в ВВС, где ситуация совсем аховая. Также приняли на вооружение первые образцы модернизированного вооружения. Помпа была большая, но если взглянуть в список изменений: вертолёта Ми-24П1, штурмовика Су-25М1 и истребителя МиГ-29МУ1 – на глаза наворачиваются скупые слёзы. По сути – это ремонт с заменой некоторых узлов на украинские или импортные, чуть улучшающие характеристики машины. Правда, обещают в дальнейшем проводить более масштабные модернизации, ставя больше французского оборудования.

А саму армию при этом активно сокращают. По концепции реформирования и развития ВС до 2017 года, за 5 лет численность украинской армии порежут со 192 тыс. до 70 тыс. человек. У соседней Польши, в которой имеются люди, бредящие новой Речью Посполитой «от можа до можа» – 100 тыс., у Румынии, с которой у Украины есть территориальные проблемы на Дунае, – 74 тыс. человек. Даже у маленькой Белоруссии – 60 тыс. человек, причём они боеспособнее нынешней украинской армии в несколько раз. В общем, украинская армия будет очень маленькой и слабой.

Причины и следствия

В чём же причины описанных выше недружественных действий Киева? Ведь избирался В. Янукович как чуть ли не «пророссийский» кандидат. Да и первые шаги его кабинета были прямой противоположностью действиям «оранжевых». Причина совершенно ясна – на Украине осенью состоятся выборы в Верховную раду. Ввиду не слишком радостной экономической ситуации и ошибок в политике Партия регионов может проиграть их «свидомым» партиям. К тому же часть русскоязычного электората Януковича разозлена его половинчатой политикой. Вот и пытаются регионалы собрать как можно больше голосов противоположной стороны (для которой они никогда своими не будут). Заодно и перед Западом выслужиться, вдруг да пустят в «европейский дом» на порожек.

Хотя с Москвой серьёзно портить отношения в Киеве тоже не хотят – чревато большими неприятностями. Поэтому Украина так и будет болтаться между двух стульев – страна не в силах охватить пятой точкой оба сиденья или выбрать одно из них.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram