Аргументы Недели → Армия № 6(298) от 16.02.2012

Соберут ли Москва и Пекин свои силы в один кулак?

, 17:53

Недавно в газете ЦК КПК «Жэньминь жибао» была опубликована любопытная статья – «Китаю и России следует создать Евразийский альянс». По мысли китайских экспертов, союз наших стран должен быть направлен против Запада. Следует отметить, что в этом издании, как в «Правде» советских времён, случайных публикаций не бывает. Видимо, появление материала имело целью зондирование реакции мировых СМИ и экспертного сообщества. Это значит, что данная идея имеет хождение в китайской верхушке. Попробуем разобраться, возможен ли сейчас подобный «брак по расчёту» и как он может выглядеть.

Превосходящая военная мощь

В первую очередь интересна, конечно, суммарная военная мощь наших стран. Для этого стоит рассмотреть «приданое брачующихся держав». Армия России насчитывает чуть больше 1 млн. военнослужащих (1,8 млн. вместе с гражданскими служащими, в том числе «распогоненными» в ходе реформы офицерами запаса). Китайская армия ещё недавно насчитывала 2,3 млн. солдат. Однако сейчас сухопутные силы НОАК сокращаются на 700 тыс. человек, но зато на 150–200 тыс. планируется усилить флот и авиацию.

Если говорить о количестве боевой техники, то Российская армия, несмотря на меньшую численность, обладает большими запасами обычных вооружений (танки, бронетехника, артиллерия, зенитные системы и т.д.). К тому же, несмотря на интенсивное обновление НОАК, российские арсеналы совершеннее. Хотя и у нас велика доля оружия, которое считается устаревшим.

Китайская авиация несколько больше нашей, но современных самолётов имеет примерно треть. Система ПВО России намного совершеннее китайской. Флот Поднебесной находится на подъёме – корабли строятся впечатляющими темпами. Российский же флот после погрома 90-х, стоившего ему 80% корабельного состава, только очухался после нокаута. Принята амбициозная программа наращивания и обновления флота, но она лишь начинает давать свои плоды в виде новых боевых единиц.

Ракетно-ядерный потенциал РФ примерно равен американскому в стратегической части (СЯС), но многократно превосходит его по нестратегическим и тактическим ядерным вооружениям. Весь китайский ядерный потенциал составляет суммарно 400–450 единиц, а это примерно в 6 раз меньше, чем только потенциал СЯС РФ. Но китайцы стараются нарастить его, делая упор на качественное обновление стратегических сил, пока никоим образом не удовлетворяющих современным требованиям.

Суммарно армии России и Китая насчитывали бы около 3 млн. военнослужащих – получаются сухопутные силы, не имеющие соперников по численности и вооружению. Авиация больше американской и основных стран НАТО. Флот, который пусть всё равно слабее американского, но гораздо более могуществен, чем каждый по отдельности.

«Военным мозгом» такого союза, скорее всего, стала бы Россия. Китайцы сейчас покупают наше вооружение или лицензии на производство интересующих их агрегатов и узлов, либо – пытаются скопировать. Обратного процесса не наблюдается. Альянс дал бы китайцам более открытый доступ к российским военным технологиям, в которых они нуждаются. Зато Россия, например, могла бы реализовать часть своей кораблестроительной программы на верфях союзника.

Конечно, в таком альянсе не может быть подчиненной стороны – он будет жизнеспособным при равенстве союзников.

Китаефобия – естественная и искусственная

Реален ли подобный «брак по расчёту» между Москвой и Пекином? В нашей стране регулярно и интенсивно педалируется идея о том, что Китай имеет агрессивные планы против России, мечтает устроить блицкриг и захватить Сибирь, аннексировав её до Урала. Это глупость.

В настоящий момент Россия и Китай полностью урегулировали территориальные вопросы. К тому же КНР не ведёт никакой интенсивной военной подготовки в приграничных районах, выходящей за рамки обычной военной деятельности. К тому же китайцы сокращают сухопутные силы, наращивая, однако, флот и авиацию. Это нужно им для противостояния с США.

Конечно, китаефобия имеет естественные корни – боязнь поглощения. Ведь китайцев в 10 раз больше. Да и непонятные они какие-то – все на одно лицо. Но есть и искусственные корни, подогреваемые извне. «Голубой мечтой» американских и европейских политиков является обстановка 70-х годов, когда до войны между нашими странами оставалось совсем немного. Такая ситуация позволит Западу перетянуть Россию на свою сторону в будущем противостоянии с растущим Китаем. Москве в этой ситуации будет уготована роль по тасканию каштанов из китайского огня за других. Но нам-то это совсем не нужно.

Кому выгоднее?

В настоящее время кажется, что такой альянс взаимовыгоден, однако Китаю он нужнее, чем России. Мы не нуждаемся в китайских военных технологиях. Москва и так может продавать ресурсы и товары как на Запад, так и на Восток, получая взамен технологии, которых ей не хватает для перевооружения промышленности. Россия за счёт своего геополитического положения и ядерной мощи может остаться в стороне от очередной мировой схватки. Зато Китаю очень выгодно заполучить такого партнёра, если в Пекине реально готовятся к противостоянию с Вашингтоном.

Для России есть и минус – явный переход на «тёмную», по мнению Запада, сторону. Это приведёт к ещё большему осложнению отношений с США и их ближайшими союзниками. Но, вдумаемся: разве они хороши сейчас? Да и многие европейские державы настолько уже плотно связаны с Россией, например в энергетическом плане, что портить отношения не захотят.

Зачатки альянса

Между Москвой и Пекином уже существуют тесные контакты во всех сферах. Наши страны активно сотрудничают, например в ООН, чему примером согласованная позиция по Сирии и Ирану. Есть контакты и между армиями  – раз в два года проводятся крупные учения, называемые «Мирная миссия».

Первые такие учения в 2005 г. прошли в Приморье и на Ляодунском полуострове Китая. Тогда маневры здорово напугали Тайвань – в их ходе российские и китайские силы проводили отработку высадки войск на неназванное островное государство. С мирной, естественно, миссией, как ещё? И борьбу с террористами на море, в том числе с авианесущими. Последующие учения проводились в других местах и такой паники не вызвали. К тому же они теперь проходят в рамках ШОС.

Зачем вообще нужны подобные учения? В первую очередь они приучают военных разных стран работать вместе. Особенно это касается штабистов. Снабжение разных армий с разным вооружением тоже задача, требующая тренировки. Да и военным в поле надо научиться понимать друг друга и привыкнуть к новому союзнику.

Реально ли это?

Разумеется, на официальном уровне пока никто подобных предложений не делал. Сейчас просто не до этого. И в России, и в КНР на этот год намечена смена власти. В России пройдут президентские выборы, а в Китае начнётся процесс смены руководства страны и партии. Китайская политика последовательна, и преемник определён.

Но внутри руководства КПК есть три разные группы лиц со своими интересами. Это наследники партийных лидеров прошлых эпох, лидеры, вышедшие из китайского аналога комсомола и карьерные руководители-технократы, «сделавшие себя сами». Их взгляды на внешнюю политику могут различаться.

Поэтому весьма вероятно, что столь откровенный зондаж через партийную газету сделан в интересах одной из этих групп лиц. В руководстве КПК есть и иные мнения. Некоторые, например, считают, что Китаю стоит и далее сидеть у берега реки, ожидая, когда там проплывёт труп США. Кто именно победит – покажет время. Да и нам тоже стоит обдумать, готова ли Россия для «брака» с Китаем – которого к тому же никто ещё официально и не предлагал. Так что, скорее всего, в ближайшее время всё останется по-старому.

Заклятые друзья

В этой связи интересно, как складываются отношения США и Китая. Эти страны тесно связаны экономически, однако политически имеют диаметрально противоположные интересы. В Вашингтоне опасаются растущего Китая,

стремятся ограничить или поставить под свой контроль доступ Пекина к ресурсам. Китай же этому противится и готовится отстаивать интересы, в том числе с помощью военной силы.

Большие виды имеет Китай и на Тайвань. А США вовсе не горят желанием отдать «партнёру» эту мировую компьютерную мегафабрику и готовы защищать её своими вооружёнными силами. Китай имеет определённые гегемонистские устремления в южном направлении, где опять же хватает союзников США. К японским и корейским союзникам США у китайцев тоже есть «застарелые, но острые вопросы». Особенно к японцам. И рано или поздно китайцы могут припомнить им всё.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram