Аргументы Недели → Армия № 22(212) от 10.06.2010

Афганистан – ситуация стабилизируется?

, 15:29

В конце восьмидесятых годов прошлого века в СССР ходил анекдот про майора-десантника, который вернулся «из Афгана» в отпуск и зашел постричься. Парикмахер во время стрижки стал задавать ему регулярно один и тот же вопрос: «Как обстановка в Афганистане?» Майор отвечал по-военному лаконично: «Стабилизируется».

Затем не выдержал и спросил парикмахера: «Почему вы все время этот вопрос задаете?» Тот ответил: «Я как про Афган спрошу – у вас волосы на затылке дыбом. Очень, знаете, стричь удобно».

Точно такой же анекдот ходил в США во время войны во Вьетнаме. Неизвестно, помнят ли его там сейчас. Однако обстановка в Афганистане, несмотря на продолжающийся рост численности группировок войск США и их союзников, все больше и больше «стабилизируется».

Нашествие двунадесяти языков

Начавшаяся в октябре 2001 г. ударом крылатых ракет по лагерю в Тора-Бора локальная операция против террористов в Афганистане переросла в полномасштабную войну. В данный момент там находятся уже более 135 тыс. военных из разных стран. Только американский контингент насчитывает 100 тыс. человек, а есть еще афганская правительственная армия численностью 93 тысячи.

 Это значительно больше, чем было в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане (ОКСВА). Его численность при вводе составляла 81,8 тыс. человек, при максимальной в 1985 г. – 108,8 тысячи.

Сейчас кроме американцев там воюют солдаты и наблюдатели из 41 страны. Наиболее крупные контингенты у Великобритании, Германии, Франции, Канады, Нидерландов, Польши, Австралии.

Немцы засели на севере, в районах, где живут этнические узбеки и таджики. Эти места до недавнего времени считались одними из самых спокойных. Итальянцы и испанцы – вдоль границы с Ираном. Там тоже относительно тихо. Так же итальянцы вместе с турками и французами обеспечивают безопасность столицы – Кабула. В общем, эти парни «неплохо устроились» в афганском «котле».

А вот американцы, англичане, поляки, канадцы, австралийцы хлебают из этого «котла» половником. Их войска оперируют в самых проблемных областях Афганистана – южных и восточных, таких как Кандагар, Гильменд, Нангархар, Панджшер, Пактия, и других. Это зона проживания пуштунских племен, наиболее многочисленных, неуправляемых и воинственных. Одновременно там наиболее сильны позиции движения «Талибан».

Успешные наступления и «спрямление линии фронта»

Из Афганистана то и дело приходят восторженные рапорты о «решающих наступлениях», «достигнутых успехах», сотнях уничтоженных талибов, захваченном контроле над каким-то районом. Однако если изучить карту, можно увидеть, что зачастую взятый «город» является мелким и малозначимым кишлаком. Затем выясняется, что «окруженные и уничтоженные» талибы ушли, оставив несколько десятков убитых, а большую часть жертв составили гражданские лица.

Спустя какое-то время войска коалиции потихоньку покидают район «великой победы» для «облегчения снабжения», «удобства оперативного использования» или по какой-то еще причине.

На самом деле это значит, что торчащие в этой дыре морпехи США сидят без снабжения, потому что не могут удержать контроль над дорогой. Вертолетами снабжать армию очень разорительно и опасно – их часто обстреливают и сбивают.

Характерным примером столь «великой» победы и последующего тихого отступления является разрекламированная операция в районе «города» Марджа, объявленная «решительной победой, первым ударом в решающей битве за Кандагар».

Этот «последний оплот талибов» вместе с окрестными районами оказался просто группой ферм в горной местности. Население района и при короле, в годы мира, не превышало 50 тыс., а сейчас оно в разы меньше.

Талибы в отличие от их предков – афганских душманов – имеют значительно меньшую численность. Однако регулярно обстреливают даже крупнейшую базу США Баграм под Кабулом. Только столица является единственным городом, прочно удерживаемым коалицией.

Дороги американцы контролируют еще хуже. Число сожженных бензовозов иногда измеряется десятками, а то и сотнями. Удары по линии снабжения из порта Карачи наносятся еще на пакистанской территории. Пакистанцы активно воюют с талибами в своих приграничных областях и понесли потери даже большие, чем американцы и союзники.

Вторая линия снабжения – через Россию и Среднюю Азию, по дороге через знаменитый перевал Саланг – до недавнего времени была относительно безопасной. Объем грузов там, по понятной причине, меньше – американцам проще привозить припасы по морю. Да и зависеть от России и стран Центральной Азии особенно не хочется. Но сейчас им приходится все больше и больше опираться на этот путь.

Давай договоримся, шеф!

Любой местный вождь считает, что войска коалиции должны платить за проход конвоев с припасами через его территорию. Поэтому немцы и итальянцы дают взятки горючим, патронами, оружием, деньгами. Не нравится – не надо, но в следующий раз колонну могут подорвать, поджечь, обстрелять.

Американцы еще как-то пытаются и временами решают вопросы силой. Но они же своей неуклюжей политикой и стремлением сначала стрелять, потом думать делают в итоге хуже только себе. Чего стоят истории о расстрелах авиацией США «групп террористов», потом оказывавшихся свадьбами или племенными съездами. После таких «ошибок» в районе обычно начинаются нападения и подрывы.

Учитывая то, что афганская армия и полиция стабильно работают на две, а то и больше, стороны, снабжая боевиков «Талибана» не только припасами, но и оружием, информацией, ситуация легче не становится. Это еще хорошо, если афганские солдаты не стреляют в американских или британских, – такие случаи достаточно часты. Впрочем, американцы тоже не остаются в долгу, угощая «дружественным огнем» и правых, и виноватых.

Кому война…

Коррупция разъедает ряды американских и союзных войск. На чем можно заработать в действующей армии в Афганистане? Ну конечно, на горючем. Сначала на нем наживаются генералы в Пентагоне и их друзья в компаниях-поставщиках, накручивая энные суммы на партиях топлива. Затем зарабатывают и остальные. Все списывается на длительные морские перевозки, необходимость везти горючее тысячи километров по опасным горным трассам, а то и переброску вертолетами. В результате литр солярки стоит 40, а то и 110 долларов. При этом Корпус Морской пехоты США в Афганистане тратит в день до 3 млн. литров горючего.

Зарабатывают на горючем и наши соотечественники, и соседи из Средней Азии. Схема такая. Российская компания продает казахской или узбекской фирме-посреднику тонну солярки или авиакеросина за 600–650 долларов. Та с учетом доставки и таможни поставляет эту тонну на погранпереходе в г. Хайратон уже за 900. Далее местная компания-посредник продает эту солярку войскам коалиции за 1400–1500 долларов. Но на этом накрутка не заканчивается. Вступают в силу реальные и мнимые сложности доставки уже в отдаленные гарнизоны.

Распространены случаи и низовой коррупции. Уже оплаченное горючее сами же бензовозы частично перепродают продавцу назад за наличные. Поговаривают, что и в сожженных колоннах топливо было не всегда. В общем, «от ревизии спасает только кража».

Кроме топлива зарабатывают на многом – откуда-то у талибов находят и американскую экипировку, и полевые пайки. Многие афганцы в связи с этим считают, что американцы сами же финансируют и вооружают «Талибан».

Если оседлать тигра

Все сильнее зреет понимание того, что Западу надо уходить. Засобирались по домам канадцы, британцы и целый ряд других государств. Одновременно с переброской дополнительных войск США напуганные активизацией боевых действий в районах своей ответственности зашевелились немцы.

Они то перебрасывают несколько новых дальнобойных САУ в страну, то обращаются за помощью к США с просьбой выделить 50 боевых вертолетов. Недавно решили перебросить в Афган танки «Леопард-2». Но почему талибы должны бояться немецких «Леопардов», если их не пугают точно такие же канадские? Собрались уходить в течение года и американцы. Их план состоит в том, чтобы активными операциями за этот год нанести поражение талибам и уйти. Правда, неизвестно, утвердит ли эту идею Барака Обамы Конгресс США.

Но уходить надо. Уходить придется, хотя страшно. Все прекрасно понимают, что как только последний солдат США сядет в самолет – режим Карзая достаточно быстро рухнет. И никто не знает, что случится после этого.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram