- Лариса Ивановна, что для вас сейчас главное в жизни?
– Самое главное в жизни любой женщины – семья, дети, внуки… По большому счёту уже всё продумано, пережито, и если что-то ставить на первое место, то, конечно, это дочь и внуки – Маша, Ваня и Настя. Они живут самостоятельно и время от времени меня к себе зовут, но иногда так получается, что у меня или спектакль, или я в отъезде. Вообще в моём представлении идеальная бабушка – это та, что топчется на кухне и ждёт детей из школы. Я не такая. Видимо, это уже вчерашний день.
– В вашей семье складывается актёрская династия. Дочь тоже актриса. Вы хотели бы, чтобы и внуки выбрали эту профессию?
– Думаете, мои родители хотели, чтобы я была артисткой? Но я ею стала. Думаете, я хотела, чтобы Маша была артисткой? Конечно, нет. А она в 14 лет снялась в фильме «Ребро Адама», после чего ко мне это уже не имело никакого отношения. Она достаточно самостоятельная, у неё другой взгляд на всё, другой темперамент, внутренний мир. И мне кажется, она на сцене более свободна, чем я. Хотя я тоже стараюсь никогда не прикидываться, быть правдивой и органичной, но у неё это лучше получается…
– Вы как-то сказали, что для вас дом – это творчество, что даже к приготовлению котлет вы относитесь творчески.
– Когда был жив Андрюша (Андрей Миронов. – Прим. ред.), в доме всегда были завтрак, обед и ужин, и дверь всегда была открыта для людей, которых он мог в любой момент привести. Андрюша когда-то говорил своей маме: «Мама, ты делаешь хорошие котлеты, но Лариса делает их лучше». А когда одна осталась… Сейчас я люблю готовить для гостей. Могу сварить борщ, когда приходит подружка детства. Получаю удовольствие, если делаю блинчики с мясом или голубцы для внуков.
– Вы очень рано стали звездой, уже на 2-м курсе института после «Гусарской баллады» проснулись знаменитой. В столь юном возрасте сложно не заболеть звёздной болезнью.
– Во-первых, тогда такого понятия не было – «звезда». Но были знаменитости. Те люди, которым я доверяла, меня не хвалили, папа вообще говорил: ну подумаешь, снялась! А то, что за полгода картину посмотрели 49 миллионов, я не считаю своей заслугой. Хотя после этого почти 50 лет я прожила, что называется, «на поверхности». Меня знали все, и в советское время можно было по блату купить растворимый кофе, сыр «Виола», вырезку.
В какой-то момент я от этого устала и подумала: какой кошмар, чтобы мясо купить, надо быть очень известным человеком! Раньше у нас тут был овощной магазин, и время от времени меня пускали «за кулисы» магазина, где было то, чего не было на прилавке. Но даже если ты заходил «со двора», всё равно нужно было показывать какие-то фокусы, рассказывать сказки, пройтись по канату, сделать тройное сальто, прежде чем тебе принесут килограмм огурцов… Это другая жизнь. Нынешнему поколению она не понятна.
– Однако многие ностальгируют по тем временам.
– Ностальгируют, потому что внешне были все равны, и это многих устраивало. В нашем доме, где я живу уже 40 лет, машина была только у Олега Табакова, у его жены, и у нас с Андрюшей было по машине. Это было всё равно что иметь «Бентли» по нынешним временам. Но мы были известными артистами.
Вы знаете, сколько было в Москве девочек и мальчиков, закончивших технические вузы? Инженеры тогда были в моде, и всех их загоняли в НИИ закрытого типа. Что они там делали? Вспомните «Служебный роман» Рязанова: продавали сапоги, красились, накручивали волосы, курили, пили кофе до 6 вечера... Что могло им там нравиться? Но зато все были пристроены.
А несчастные женщины! Трусы в очереди отхватишь – бюстгальтера нет. Или наоборот, верх есть – низа нет. Туфли купишь – пальто нет… Мы никогда не ставили материальные блага на первое место.
– Лариса Ивановна, есть ли вашей семье какие-то традиции, кумиры?
– Явных, записанных в семейной книге традиций нет. Но тот стиль жизни, который был в детстве, сохраняется. А что касается кумиров… У меня было три Маши: Мария Петровна Максакова, которая была моим педагогом по вокалу, Андрюшина мама Мария Владимировна Миронова и ленинградский режиссёр Мария Иосифовна Давыдова.
Когда Андрюша сделал мне предложение, мне было 23 года, и он познакомил меня с родителями. Я с ними даже больше общалась, чем с ним, у меня сложились приятельские отношения с его мамой, у которой я многому научилась. У Марии Петровны Максаковой я научилась профессии, пению, вокалу, манере себя держать на сцене, умению разговаривать... А с Марией Иосифовной Давыдовой, которой я очень благодарна, мы виделись каждый год до самой ее смерти. Эти женщины, конечно, были и остаются для меня кумирами.
– Расскажите, пожалуйста, о своих концертах. Люди слушают вас, затаив дыхание. Вы сами подбираете репертуар?
– Репертуар я уже давно подобрала. Конечно, сама! Я знаю, как звуком можно привлечь зрителя, и этим пользуюсь. В древние времена людей можно было привлечь с помощью обрядов, так же и сейчас – можно завлечь звуком, тембром…
У меня диплом актрисы музыкального театра. Я пела всегда, выступала с лучшими пианистами эстрады: Давидом Ашкенази, Симоном Коганом, Левоном Оганезовом, пианистом Утесова Леонидом Кауфманом. А с какими музыкантами и дирижёрами я работала! И все-таки на протяжении всей жизни надо было больше уделять себе внимания в музыкальном плане. Хотя до сих пор у меня голос «незамыленный», я его сохранила, но если бы пела каждый день, может, спела бы сейчас Чио-Чио-Сан…
– А кто ваш зритель?
– Я играю в театрах – в Пушкинском, Театре Российской армии и в антрепризе. Смешанный зритель, но в основном это женское крепкое поколение нашей страны. Мужчин очень мало. В консерватории, на классике, в опере их ещё можно увидеть, но в театре они редкие гости. Конечно, приятнее всего, когда молодёжь приходит.
– Вы говорите – крепкое женское поколение. А ведь сколько у нас женщин, перешагнув определённый возрастной рубеж, боятся в свет выходить! Что вы можете посоветовать тем, кто теряет уверенность в себе, замыкается на домашних проблемах, погружается в одиночество?
– Это происходит подсознательно. Почему-то в нашей стране стоит женщине выйти замуж, родить, сделать карьеру – и в представлении окружающих она уже почти старуха! Даже её дети могут сказать: всё, мама, хватит, ногами не крути… Давать советы по этому поводу очень сложно. Надо менять в корне отношение общества к людям зрелого возраста.
Вот мы были в Америке со спектаклем. Там люди покупают абонементы на целый год, как у нас в Консерваторию, и в выходные из Нью-Йорка выезжают в Атлантик-сити или ещё куда-то. Играют там в казино, читают книги, ходят на море, а вечером идут смотреть представление. Я спросила одну женщину: «А где ваши дети, внуки?» А она мне: «Там где-то. Мы-то при чём здесь? У нас своя жизнь».
– Это совсем другой менталитет.
– Да, но этот менталитет в конечном итоге можно выработать. Конечно, это небыстрый процесс.
Поэтому Проект «50 ПЛЮС» – очень хорошая задумка. Именно поэтому я вошла в его Попечительский совет. Но нужны большая силища и выносливость, чтобы привлечь к себе внимание, побудить людей объединиться вокруг этой замечательной идеи.