Аргументы Недели → 50+ № 20(362) от 30.05.2013

Резервы «Третьего возраста»

, 15:59

«Третьим возрастом» у нас издавна принято было называть старшее поколение, тех, кто достиг зрелых лет. Но из-за новой демографической ситуации в стране, из-за спада рождаемости в период 90-х в России существенно уменьшится число юношей и девушек, выходящих на рынок труда. И людей зрелого возраста теперь всё чаще называют «трудовыми резервами» – именно им предстоит в ближайшие два десятилетия, пока полностью не восстановится возрастной баланс населения, как бы возместить нехватку работоспособных сограждан.

Этот объективный тренд нашего времени – первой трети ХХI века – необходимо учитывать, особенно в условиях нарастания в обществе доли людей старшей возрастной группы, процесса, свойственного всем развитым странам. И если от демографических категорий перейти к задачам социальным,то станет очевидно: проблема активного долголетия, которая лежит в основе Проекта «50 ПЛЮС», становится ныне одной из центральных – в смысле полноценного использования трудового потенциала людей старшего возраста. А сама проблема активного долголетия включает в себя целый спектр социальных аспектов: трудоустройство, переобучение новым профессиям, новой ниши для бизнеса товаров, продовольствия и услуг, ориентированных на потребности людей старших возрастных категорий, и многие, многие другие.

Если вдуматься, обстоятельства времени, иначе говоря, сама эпоха поставила перед государством и обществом принципиально новую задачу: не меняя пенсионное законодательство в части сроков выхода на пенсию, обеспечить заметное повышение «потолка» активного долголетия. Это значит, с одной стороны, создать условия для широкого использования трудового потенциала старших поколений, а с другой – заинтересовать людей зрелого возраста в посильном продолжении трудовой деятельности. Причём хочу подчеркнуть, что в данном случае речь идёт не только и даже не столько о материальных стимулах (хотя и они важны), сколько о самих условиях труда. Что, в свою очередь, предполагает решение целого ряда совершенно новых вопросов. Не стану перечислять их, но, как говорится, навскидку приведу пример. Многие люди зрелого возраста хотели бы лето проводить на даче, а зимой – работать. Каким образом удовлетворить это вполне разумное пожелание? Вопрос очень и очень непростой.

Вообще пора понять, что на рынок труда начинают выходить люди, которых мы условно называем «новыми пенсионерами». Как наиболее комфортно вписать их в современную жизнь – с пользой для общества и для них самих? Тут есть два не противоречащих один другому подхода. Кто-то хочет продолжать работу по своей специальности. А другие, более энергичные, стремятся освоить новые профессии.

Например, у нас в Оренбурге есть женщина, которая, выработав «горячий стаж» на заводе, стала страховым агентом и вот уже более 10 лет успешно трудится в этой сфере. Те, кто в молодые годы любил путешествовать, устраиваются сотрудниками турагентств. Бывшие учителя дают уроки на дому. А скажем, диспетчерская служба скорой помощи почти сплошь состоит из бывших медиков. Людей зрелого возраста всё охотнее берут на работу, используя их профессиональный и жизненный опыт, их добросовестность.

Но есть в Оренбуржье, на мой взгляд, и уникальный опыт трудоустройства так называемых «новых пенсионеров». Область наша – по преимуществу аграрная, и немало сельских жителей, после выхода на пенсию обладающих таким богатством, как свободное время, хотели бы не просто «сидеть на грядках», а завести своё пусть небольшое, но фактически товарное производство – выращивать кроликов, коз, птицу. С такими людьми мы заключаем социальные контракты, выделяя им небольшие стартовые кредиты. Иначе говоря, даём удочку, с помощью которой они уже сами ловят рыбу – снабжают продовольствием семью, продают излишки на рынке.

Хочу повторить, что сегодня пенсионер, как говорится, пошёл совсем другой, желающий овладеть Интернетом, чтобы не отставать от внуков. И возникла любопытная ситуация: студенты всё чаще выступают в роли преподавателей, потому что на базе вузов открываются интернет-курсы для старших. Такие курсы мы открываем и в «Школах пожилого человека», созданных при учреждениях социального обслуживания. Там же – лектории, клубы по интересам, в общем, весь набор традиционных программ для людей, располагающих избытком свободного времени. Тут у нас всё продумано должным образом, ибо на поддержку людей категории «50+» из областного бюджета ежегодно выделяют свыше двух миллиардов рублей.

Но нас особенно интересует проблема активного долголетия, а это уже принципиально иной аспект в деятельности центров социального обслуживания. В дополнение к своим основным функциям они становятся как бы лабораториями по апробации новых социальных практик. В этой связи сошлюсь, в частности, на такие экспериментальные формы работы с пожилыми людьми, как приёмная семья, что позволяет снизить нагрузку на дома-интернаты и продлить активное долголетие людей, обретших себя в домашнем труде на радость близким.

Когда полностью погружаешься в социальную сферу, каждодневно общаешься с людьми, чувствуешь их тревоги и заботы, лучше начинаешь понимать, что наряду с традиционными формами социальной защиты старших поколений сегодня на передний план выходят проблемы активного долголетия людей «Третьего возраста». Достигнув зрелых лет, человек хочет как можно дольше жить активной, интересной жизнью, и наш долг – способствовать развитию этих новых благотворных процессов.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram