Чистая лирика Юнны Мориц
26 марта 2015, 10:39 [ «Аргументы Недели» ]
Для широкой аудитории Юнна Мориц — автор популярных песен, которые любят миллионы: «Ёжик резиновый с дырочкой в правом боку», «Когда мы были молодые»… Однако интересующиеся поэзией знают, что Юнна Петровна — большой русский поэт с биографией, в которой история нашей страны отразилась во всей трагической полноте.
Родилась в Киеве в 1937 году, и к ней по праву относится определение «дети войны» — ребёнком оказалась под фашистскими бомбами, а в эвакуации читала раненым стихи в челябинском госпитале. В 1955-ом поступила на отделение поэзии Литературного института, который закончила в 1961 году, хотя её и исключали из знаменитого вуза за «нарастание нездоровых настроений в творчестве». Оказывалась она и в «чёрных списках», книги её издавались редко, вообще Юнна Мориц никогда не была поэтом «обласканным государством» — советским, перестроечным, постсоветским. Но у неё всегда был Читатель (о котором Юнна Петровна неизменно отзывалась уважительно, с прописной буквы), её переводили на десятки языков выдающиеся поэты и переводчики.
Неожиданно для многих в 90-е Юнна Мориц стала антагонистом московской либеральной тусовки. Конфликт начался с поэмы «Звезда Сербости», осуждающей бесчеловечную бомбардировку Югославии. «Лидеры общественного мнения» назвали поэму «антиамериканской», а гражданскую лирику Юнны Петровны — «ужасными стихами».