Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели Петербург → Туризм № 47(339) от 05.12.2012

«Руссо туристо» сам в ответе за то, что приобрел

Туроператоры регулярно обманывают клиентов, не соблюдая условия договоров

, 01:37

Общественная приемная Балтийской медиа-группы, куда неоднократно поступали жалобы петербуржцев на недобросовестную работу туроператоров и турагенств, предостерегает всех, кто хочет на новогодние каникулы отдохнуть вдали от Петербурга: успех вашего отдыха зависит исключительно от вашего внимания при заключении договора на оказание туристических услуг.

Коллекция жалоб, поступивших в Общественную приемную (ОП БМГ), впечатляет: несмотря на солидный список законодательных актов, регулирующих деятельность туристических операторов и агентств, сегодня случаи заведомого и спонтанного обмана клиентов, отсутствие обещанных услуг или поддержки туриста, выехавшего из России, — не редкость. Так, даже в семье редактора ОП БМГ Елены Лезиной есть своя печальная история, связанная с отдыхом за рубежом: получившая перелом позвоночника родственница была практически брошена за границей в беспомощном состоянии турфирмой, не торопившейся расплачиваться за оказанные женщине медуслуги.

Читать и понимать — вещи разные

Не менее 1000 обращений от граждан, неудовлетворенных работой туристических организаций, каждый год поступает и в Балтийскую ассоциацию защиты прав туристов: 80 % из них — от людей, так и не получивших услугу. Ее председатель Татьяна Касьянова утверждает, что главной причиной неудавшихся отпусков петербуржцев по-прежнему является невнимательное, формальное отношение к текстам заключаемых с турагентствами договоров. По ее мнению, 95% туристов вообще не читают подписываемые ими документы: «Из оставшихся 5% тех, кто понимает суть написанного — 2, а тех, кто читает и ничего не понимает, — 3%». Часто в эти бумаги вносятся штрафные санкции против клиентов, вносить которые ни один туроператор и ни одно агентство не имеют права, или на бумаге изобретаются «левые» билеты на не менее «левые» несуществующие рейсы…

Кому писаны законы?

Однако не менее важна и вторая причина неудавшегося отпуска: практически все самостоятельные заявления туристов, права которых были нарушены недобросовестными продавцами путевок, в правоохранительных органах остаются без ответа. Потому что причин для возбуждения уголовного дела не найдено, обращайтесь в суд. «У нас могут посадить голодного человека за кражу батона, но когда турфирма кладет себе в карман 10 миллионов, это называется “финансовым просчетом”, — горько констатирует Касьянова. — Пока на законодательном уровне не будет жестких наказаний за подобные проступки, наши граждане полностью бесправны». В истории Балтийской ассоциации есть даже случай, когда ее представители называли правоохранительным органам номер рейса, которым директор одной турфирмы бежал с награбленными деньгами туристов в Таиланд, но и тогда повода для возбуждения дела «не нашлось».

Мошенников знают в лицо

Изобретателей «левых» проездных документов Касьянова без стеснения тоже готова назвать при свидетелях: они год за годом работают в Петербурге, меняя только адреса и названия фирм. Оправдываться в связи с отложенными поездками и невозвратом денег таким воротилам тоже не привыкать: чего только от них клиенты не наслушались. Удивительно другое: в большинстве случаев, несмотря на жизненный опыт… люди им верят! А верить турфирмам, как говорилось в известной советской кинокомедии, «надо в самом крайнем случае». Причем ни величина (распространенное заблуждение — полагать, что крупные туроператоры работают безошибочно и безгрешно), ни время существования турагентства или оператора на рынке, ни наличие у них множества дипломов и свидетельств тоже не показатель. Примером тому недавние банкротства доселе вполне успешных турфирм «Ланта-тур» и «Капитал-тур». А уж верить, что хорошую путевку можно купить за полцены (на чем постоянно настаивал «Магазин хороших путевок»), и вовсе не стоит, если у вас голова на плечах. Но все равно, говорит Касьянова, люди продолжают «наступать на те же грабли» бесконечно.

Выход там, где вход

По словам Евгения Владимирова, президента Общества по защите прав потребителей Санкт-Петербурга, гораздо надежнее самому искать и бронировать билеты и отели в интернете. Однако ему возражает Олег Афрамеев, координатор международных проектов СевероЗападного регионального отделения Российского Союза Туристской индустрии (РСТ), предупреждающий, что и в Сети никто не даст вам гарантий в подлинности того или иного сайта, счета или отеля, предлагающего «все включено» за три копейки. И Владимиров добавляет, что мошенники продолжают играть на всем известных слабостях людей — глупости, жадности и невнимательности. «Как взрослые люди могут на год вперед заключить договор, согласно которому приобретают путевку на Мальдивы за… 15 тысяч рублей? — удивляется он. — Ведь один только перелет сколько стоит!..». Нет ответа.

Нет и единого безоговорочного совета всем тем, кто хочет в начале нового года погреться на чужом солнышке. Что выберете, как договоритесь, что подпишите, где и когда получите то, что обязательно оплатите, — дело исключительно ваше личное. Не забывайте только истину из уже упомянутой кинокомедии: «Куй железо, не отходя от кассы!». Так все же надежнее, а то потом ничего не докажешь.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram