В начале апреля теленовости уже показывали орды тракторов с плугами. Выпускница мединститута и по стечению обстоятельств советник Президента России по сельскому хозяйству, бывший министр Скрынник рапортовала: «В этом году к такому-то числу уже засеяли яровыми на столько-то га больше, чем в прошлом». А сейчас опять заговорили о засухе в южных районах страны, раздаются стоны, что планы по зерновым под угрозой.
Похоже, всех агрочиновников, менеджеров, директоров и земледельцев надо насильно отправить на обучение и практику в Пензенскую область, в замечательное хозяйство «Пугачёвское». Может быть, дойдёт до них, что давно существует рецепт, как дёшево и эффективно получать богатые урожаи. Как будто нет в России примера, что засуха ещё не повод складывать руки и поднимать панику.
Торопиться не надо
Поначалу, наслушавшись министра, я засуетился и начал названивать в село Красное Польцо А.И. Шугурову, чтобы напроситься взглянуть на полевые работы в ТНВ «Пугачёвское». Анатолий Иванович осаживает:
– У нас ничего не происходит, техника готова, на поля выйдем сеять яровые в конце мая, когда земля прогреется.
Просто фельдмаршал Кутузов. Это что же за земледелец такой – все рванули сеять и пахать в поте лица, а он, депутат Пензенской областной думы, спокойно отправляется в рабочую поездку по районам области? В его ведении их пять, и никакой суеты.
Странно – говорят, крестьянский труд тяжёлый, спину не разогнуть. А оказывается, можно спланировать работу так, что все, от механизатора до руководителя хозяйства, и заработать успевают, и домашние дела решить, и отдохнуть без проблем. Даже в самую жаркую страду, когда за трудовой героизм когда-то комбайнёрам давали ордена, у Шугурова всё идёт неспешно, по плану. И культуры в «Пугачёвском» никогда не подходят одновременно. Сначала озимые, потом по очереди яровые: ячмень, пшеница, овёс. Без авралов и подвигов, на уборку урожая уходит месяц. С Шугуровым спокойно, он стратег, всё наперёд просчитывает.
Наступил май, пора к Шугурову. В Пензе меня подхватил на собственной иномарке механизатор из «Пугачёвского» – возил невестку в больницу. Проговорился – у него дома на видном месте висит Почётная грамота от самого Алексея Гордеева, бывшего министра, а ныне воронежского губернатора. Спрашиваю, чем хороший комбайнёр отличается от плохого, за что награждали? А он пожимает плечами. Но знает одно – контроль строгий:
– Не дай бог скорость при уборке превысить. Анатолий Иванович требует не более 2,5–3 км/ч держать. Это самый оптимальный режим – всё до зёрнышка собрать и технику не загнать.
Острый вопрос – кто будет сеять?
Присылают ставшему знаменитостью Шугурову проекты госпрограмм по развитию АПК, на рецензию, или, может, найдёт что добавить? Иногда это учёные мужи, а чаще мечтатели или просто дилетанты. Но все дружно грозятся завалить страну и мир отечественными мясом и зерном. Шугуров читает и смеётся:
– Вроде умные люди, профессора, спецы по сельскому хозяйству, а ни жизни не знают, ни реальную работу на земле просто не представляют. Учат всю страну, а то, что сами написали, – туфта-туфтой! Программа Минсельхоза, конечно, тоже никуда не годная и невыполнимая, но и то ближе к реальности.
Что интересно, многие в своих посланиях ссылаются на нашу газету и главного редактора – дескать, появилась поддержка в центральной прессе. И апеллируют к Президенту России.
А на самом деле, по Шугурову, самый острый вопрос – сельское население. Оно обижено государством, там, где работы нет, народ спился. Надо спасать село, людей, чтобы закрепиться хотя бы на позициях сегодняшнего дня. Если ничего не делать, то и эти позиции скоро сдадим:
– В селе уже и работать-то стало некому. По деревням ходят вечно полупьяные мужики. Жизнь, замешанная на алкоголизме. Если лечить, то всех подряд. Беда… У нас-то коллектив трезвый. Надо – помогаем. Есть у нас работник – был совершенно падший человек, неуправляемый. Взяли его, подлечили, собутыльников не стало, за голову взялся. Сейчас самый лучший.
Шугуров суеверно стучит кулачищем по столу, как бы не сглазить. Руки у него, как у кузнецов на картинах времён соцреализма, аж столешница гудит.
– Есть ещё несколько таких людей на моей совести. Сами говорят: «Шугуров спас, жизнь сохранил». А вчера хоронили нашего бывшего шофёра. Нормальный парень, работящий. Но развёлся с женой и перешёл в другую организацию, где нет никакого контроля. Почувствовал «волю», и вот результат – от ежедневной пьянки в 44 года остановилось сердце.
Невольно думается – а не восстановить ли советскую систему принудительного лечения от алкоголизма? Лукашенко в Белоруссии сохранил, правозащитники возмущаются, но наша проблема рабочих рук и трезвых голов на селе там отсутствует.
У белорусов по-шугуровски не выйдет
Прошлым летом в «Пугачёвское» заехал помощник президента Лукашенко. И пригласил от его имени в Белоруссию, опытом делиться. Шугуров сформировал мини-делегацию, сел в машину и отправился в Минск. От него требовалось за два часа рассказать первому лицу о методе. Приняли хорошо, заодно удалось посмотреть страну.
– Порядок и чистота на зависть. На отличных дорогах не встретили ни одного гаишника. Животноводством и землёй занимаются здорово, но на полях сплошная химия.
Белоруссия является крупным производителем и экспортёром калийных удобрений. И своим крестьянам подбрасывает в избытке. Активно работают и с гербицидами, печалится Шугуров:
– Но хуже то, что перепахивают поля плугами, переворачивают пласты земли, добивая полуживую почву. Я им говорю, работаете с гербицидами от сорняков и паразитов – бог с вами. Но зачем землю мучаете, тратите колоссальные средства, ресурсы, энергию, топливо на пахоту там, где плоскорез прекрасно справится?
Без химии Белоруссия, по заключению Анатолия Ивановича, останется с носом. Ввести пары, одно из непременных условий шугуровской системы, дать земле годик отдохнуть и восстановиться они себе позволить не могут. Слишком мало земли в республике, вся в работе. А на государственном уровне требуют отчёт «по валу». Чтобы показывать высокую урожайность, в землю вносят тонны минудобрений и прочей дорогостоящей дряни. Такое впечатление, что себестоимость продукции белорусов не интересует.
Впрочем, оговорился Шугуров, «по нашей системе они урожаи могли бы снимать не хуже, а даже лучше. Но для этого надо остановиться, задуматься. А у них, как когда-то в СССР, программа составлена на постоянный рост продукции. Никто даже слегка притормозить не позволит».
Артиллерист-крестьянин
В России проще, все по большей части сами себе хозяева. А конкретно – Шугуров отталкивается исключительно от экономической составляющей своего метода. Его не интересуют вал, объёмы и даже урожайность. Звучит кощунственно, но это факт. Во главу угла он поставил себестоимость. И потому с его системой земледелия «Пугачёвское» почти три десятка лет показывает рентабельность 300%. Рубль вложил – три заработал. Остальные приятные мелочи: экологически чистое зерно и корма для скота, отличное качество пшеницы, запредельный уровень содержания клейковины в зерне – всего лишь побочный эффект.
Почему-то, в силу незашоренности, что ли, систему из «Пугачёвского» легче воспринимают люди, далёкие от сельского производства. Шугуров приводит пример:
– Не сельхозник, а пушкарь быстрее всех понял мою систему!
Поясняю – в 1998 году во главе СПК «Гигант-1» в Кузнецком районе области оказался отставной офицер-артиллерист. Владимир Колесников, он давно знал про Шугурова, приехал полюбопытствовать и… «заболел» его системой. И артиллерист сразу внедрил безотвальную обработку почвы. По привычке доказывает правильность выбора с калькулятором в руках:
– Один «Кировец» может обработать дискатором за день 100 гектаров земли. Так? А вспашка плугом потребует на эту же площадь… (считает) шесть тракторов. Это зарплата механизаторам, расход ГСМ, износ техники. А где на селе сразу шестерых трезвых трактористов найти?
Засуху-2010 «Гигант-1», в отличие от тысяч хозяйств европейской части страны, пережил без проблем. Были, как и в «Пугачёвском», в этот страшный год с урожаем. Технология-то ещё и влагосберегающая.
А без воды…
Основной почвообрабатывающий агрегат в «Пугачёвском» – плоскорез-культиватор – сеялка. Подрезает сорняк снизу и выбрасывает наверх. Иссушение почвы минимальное. Исследования подтвердили – после обработки плоскорезом потери влаги на гектар составили 11 тонн. Много? Но при обработке культиватором КНК-6 с рабочими органами фирмы «Лемкен» гектар земли теряет 296 тонн живительной влаги. Рабочие органы на импортной технике так сделаны специально – в США и Канаде, в основных зернопроизводящих регионах, выпадает до тысячи миллиметров осадков в год. А у нас от 180 до 400 мм, в Пензенской губернии каждый третий год засушливый. Это за океаном нужно землю сушить, а нам – сохранять. А простенький отечественный плоскорез и с сорняками разбирается, и по части влагосбережения эффективнее в 27 раз.
Вывод – не стоит уповать на дорогостоящую и красивую импортную технику. Ну а если хотите высушить почву и убить в ней всё живое – добро пожаловать на поле с плугом. К слову, в особо дождливых регионах потому и пашут плугом, чтобы землю подсушить. Но при такой вспашке прироста гумуса не дождётесь, микроорганизмы и дождевые черви погибнут. Тогда выход один – тащить на поле мешки с удобрениями и гербицидами.
Есть ещё не менее важный фактор: метод ведёт корни с юго-запада. Но не Европы или Америки, а Российской империи. А там дожди тоже «заряжали». И выяснилось – неперепаханное плугом поле лишнюю влагу не возьмёт!
Технологии в «Пугачёвском» каждый год незначительно, но меняются – как природа распорядится. Зимой на полях перебор снега – озимые подзадохнуться могут, надо принимать меры. А озимые не любят резкий приход сухой и жаркой погоды – есть повод задуматься, как им помочь.
Удивительное ощущение – земля на полях «Пугачёвского» кажется такой же ухоженной, как у фанатичного огородника на шести сотках. Мягкая и податливая. Только у хозяйства земли побольше, чем у любого дачника, будет – около 7 тыс. гектаров.
Сколько нужно ума на гектар пашни
Первые годы освоения целины обещали всеобщее благоденствие. Перепахали! Итог плачевный – засухи, пылевые бури, урожай под вопросом, завоз зерна, чтобы не уморить народ голодом, из-за границы.
Забыли, что у каждого растения есть в почве ангелы-хранители – микроорганизмы. Перепахиванием и перемешиванием пластов земли их убили, пошла корневая гниль, плодородная земля превратилась в пыль. Перешли на химобработку. А это уже ядерный удар по земле-матушке.
Ключевая фигура
Благополучие ТНВ «Пугачёвское» во главе с Шугуровым базируется на «Новой системе земледелия» русского учёного и практика И.Е. Овсинского. Жизнь этого учёного-агронома – готовый сюжет для авантюрного романа. В исторических справочниках Иван Евгеньевич представлен чуть ли не революционером. Родился, как гласят данные, в 1856 году. Дворянин, сын помещика. В 1875-м – первое задержание на четыре месяца. Второй раз – «за контрабанду запрещённых сочинений и сношения с неблагонадёжными лицами» – заключён под стражу 30 мая 1887 года. «По Высочайшему повелению 26 марта 1888 г. выслан на пять лет под надзор полиции в Архангельскую губернию. Водворён 5 мая 1888 г. в Холмогорах». Ещё тогда Овсинский предложил и новую эффективную структуру для работы на земле – акционерное общество, чтобы каждый работник был собственником части угодий, орудий труда и получал соответствующую вкладу прибыль от полученного урожая. Актуально по сей день – ТНВ «Пугачёвское» организовано именно по этой схеме.
После ссылки Овсинский отправился на Дальний Восток, где изучил китайские способы обработки почвы, познакомился с «китайским бобиком», сейчас его все знают под названием «соя». Уже тогда предсказал, что соя – это сельскохозяйственная культура будущего.
После ссылки и странствий он приступил к работе на земле. Поэтому самой важной для потомков стала маленькая приписка в уголовном деле – автор сочинений по сельскому хозяйству.
Обязательные пары, отказ от классического плуга в пользу плоскореза (безотвальная обработка земли), отбор для сева самых сильных семян и множество других приёмов взяты Шугуровым у Овсинского. Само собой, им учитывались и внедрялись современные достижения, изобретались новые агротехнические приёмы, основанные на исследованиях почвоведов и собственном опыте.
Но Шугуров далеко не первым увидел преимущества системы Овсинского. Из-за глубокой вспашки земли плугом под зерновые на американском континенте поднялись пылевые бури, почва стала истощаться. И тут появился фермер из штата Огайо Эдвард Фолкнер. Спустя 40 лет после публикации работы Овсинского в Киеве он стал использовать приёмы, описанные в труде Ивана Евгеньевича. Можно предположить, что с системой Овсинского Фолкнер познакомился благодаря массовой эмиграции украинцев в Канаду в начале прошлого века.
В первую очередь Фолкнер отказался от классического плуга с переворотом пласта и глубокой вспашки. К слову, безотвальная обработка почвы не гарантия высоких урожаев, а лишь первый принципиально важный шаг на пути к ним. Система потому и называется «системой», что приносит успех исключительно при комплексном подходе.
Фолкнер на своих полях фактически во многом повторил опыт Овсинского, опубликовал «агробестселлер» «Безумие пахаря». С тех пор, с массовым внедрением его опыта в США и Канаде, о пылевых бурях и засухах забыли, а в одном из канадских университетов висит приговор плугу, который пришёл на поля из Германии: «Один немецкий учёный Сакс изобретением плуга сделал больше вреда для всего мира, чем все немцы во Второй мировой войне». Утверждение, конечно, спорное: у Канады не было своих Сталинградских битв, разрушенных до основания городов и миллионных потерь.
В истории России первым, кто применил на практике, после самого Овсинского конечно, новую систему земледелия (правда, тщательно это скрывал) был Терентий Семёнович Мальцев, полевод колхоза «Заветы Ленина» Курганской области. В 1942 г. засуха повсеместно уничтожила в регионе все посевы, с урожаем оказался только его колхоз. Впоследствии Мальцев – почётный академик ВАСХНИЛ, больше известный как «народный академик», дважды Герой Соцтруда, лауреат Сталинской премии. Он сильно рисковал: за нарушение Постановления о глубокой пахоте мог быть признан вредителем и сесть лет на 10!
Почувствуйте разницу
Механическая обработка земли против сорняков забирает из кассы «Пугачёвского» за год 150 рублей на гектар. Добиться того же эффекта с гербицидами можно, но стоить это будет уже около 1800 рублей.