Аргументы Недели → Тема номера № 32(222) от 19.08.2010

Школьная парта в чуме оленеводов

, 17:02

«Космос мы проиграли русским за школьной партой», – с горечью заметил президент США Джон Кеннеди 4 октября 1957 года. Что это был за день? День запуска первого искусственного спутника Земли. И запустили его наши «отличники». Превосходство советской системы образования над американской в те годы признавали все.

С тех пор прошло немногим больше полувека. В последние полтора десятилетия мы почему-то перестали двигаться вперед, а все время пятимся назад. Свою систему образования мы потеряли. Это признают многие известные педагоги. Число школьников сократилось с 20 до 13 миллионов. Из почти 60 тыс. российских школ 18 тыс. нуждаются в капремонте, а более 1 тыс. школ находятся в жутко аварийном состоянии. Это когда учителя запрещают детям прыгать во время перемен – иначе обвалятся и стены, и потолок. Но потолки в школах обваливаются и без детских шалостей: эти трагедии уже унесли жизни нескольких школьников. Никаких выводов в Министерстве образования РФ, похоже, не сделали. Может быть, есть какая-то очевидная причина?

Похоже, есть. Министр образования Андрей Фурсенко, энергично закатав рукава, занимается «оптимизацией» школьного процесса. Он закрывает сельские школы: министру – как он сказал в одной из поездок по регионам – не нравятся их дырявые крыши и кривые трубы. Но если деревню оставить без школы – она умрет. Это ясно как день. За постперестроечные годы мы уже потеряли почти 35 тыс. деревень. Теперь это сплошная «мертвая зона».

«Мы – не бараны, хотя живем в Барашково»

Ежегодно в стране закрывается более 700 сельских школ. В Калужской области акции протеста против закрытия школ идут третий год подряд. Из 20 школ отстоять удалось только одну. В Кузбассе уже закрылось 39 школ. В Чувашии – 13 школ. В Иркутской области – 11.

Об эпидемии закрытия школ «АН» сообщили сразу несколько читателей. В частности, об этом написала жительница села Березовка Тамалинского района Пензенской области Елена Сухова: «У нас в селе – хорошая одноэтажная школа. Но на нее ополчились чиновники, которые говорят, что школа убыточна! Нам предложили возить ребятишек в другие школы, в древних автобусах, да еще и по плохим дорогам. А ехать – более 15 км. У меня двое детей. Как же можно 6–8-летних детей каждый день отправлять по разбитым дорогам? Просим помочь».

«АН» переправили письмо Елены Петровны Суховой губернатору Пензенской области Василию Бочкареву. Подождем, каким будет ответ.

Похожее письмо пришло от родителей из села Барашково Варгашинского района Курганской области. Они пишут, что начальник Главного управления образования области Борис Куган обещает закрыть 11 сельских школ, в их числе и Барашковская школа.

«Мы не бараны, хотя и живем в Барашково, – пишут сельчане. –Закрытие школы приведет к оттоку населения. Властям просто экономически выгоднее иметь автобус для транспортировки детей, чем тратиться на ремонт, отопление и оплату труда педагогов». Под письмом – десятки подписей.

Похоже, жители Барашково правы. В регионах власти повсеместно решили привлечь к образовательному процессу автобусы. Это намного дешевле.

Автономные, бюджетные и казенные

Почему же закрываются малоформатные школы? Что тому причиной? Во-первых, еще в 2001 г. был выпущен Закон «О реструктуризации малокомплектных школ», который уже похоронил более 14 тыс. сельских школ. Во-вторых, в апреле с.г. Государственная дума приняла Федеральный закон РФ №83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», или, проще говоря, о коммерциализации бюджетной сферы.

28 апреля его одобрил Совет Федерации. Президент Дм. Медведев подписал закон 8 мая. И теперь в стране вовсю оптимизируют 328 тыс. бюджетных учреждений: это школы, музеи, библиотеки, детские сады, больницы и поликлиники. И уже к июлю 2012 г. все государственные и муниципальные организации в сфере науки, образования, здравоохранения и культуры должны будут преобразоваться в новые типы учреждений: автономные, бюджетные и казенные.

 Зачем тогда нужны маленькие школы? Вот их и сливают с более крупными, не подумав о трагических последствиях.

Ломка системы социальных услуг

По замыслу авторов закона, он пойдет на пользу бюджетным учреждениям, поскольку позволит им легализовать свои доходы и распоряжаться ими по своему усмотрению. Однако при этом законодатели не спешат упомянуть о том, что государство снимает с себя все обязательства по финансированию новых бюджетных организаций.

По мнению противников закона, государство перестает быть гарантом бесплатного образования и превращается в своего рода «спонсора», который может в будущем отказаться от финансирования важных элементов социальной сферы. Многие эксперты считают: истинная цель нового закона не в расширении самостоятельности школ и повышении качества образования, а в экономии бюджетных средств.

– Уже на начальном этапе отказ государства от прямого финансирования большинства бюджетных учреждений и переход на субсидирование госзадания сделает платными многие социальные услуги, которые до сих пор были бесплатными, – уверен спикер Совета Федерации Сергей Миронов. – Этот закон является «приговором неимущим». Под лозунгом экономии денег и повышения эффективности работы готовится ломка всей системы социальных услуг.

Получается, что тот, кто жил плохо, будет жить еще хуже?

Реструктуризация сельских школ уже привела к повсеместному уничтожению образования на селе. В 2001 г.  было закрыто более 9 тыс. сельских школ, за 2003–2006 гг. – более 1900, а за 2007–2008 гг.– около 2600.

Ликвидация сельских школ обязательно приведет к вымиранию сел. И этот процесс уже идет по стране… И особенно остро угроза встает перед жителями Дальнего Востока, Якутии и Чукотки. Там деревенские школы являются единственным источником цивилизации на громадных просторах.

 Может быть, надо остановиться? И еще раз подумать?

Увезу тебя я в тундру…

А как учатся дети оленеводов? Где находятся их школы? Оказывается, школы находятся прямо в чумах. И педагоги кочевой школы приезжают в стойбища два раза в год! В чуме ставят парту. И начинается учебный процесс.

 В национальном эвенском наслеге «Томпонский» кочевая школа-сад работает третий год. Вслед за стадами оленей кочуют четыре бригады и одна родовая община. В этой общине – 12 детей дошкольного и 20 – школьного возраста. Каждый воспитанник кочевой школы-сада имеет индивидуальную учебную программу. Но только два раза в год… Прямо скажем, цифра «значительная». Одно успокаивает: школу в чуме оленевода «оптимизировать» не будут.

Аргумент политика

«Закрытие сельских школ может привести к исчезновению многих сельских поселений. Российская земля начнет пустеть. Единственный выход обучать детей – это открывать малокомплектные школы – с экономической точки зрения это может быть и затратно, но на образовании экономить нельзя. Без образованных людей у государства нет будущего».

Хусейн Чеченов, председатель Комитета Совета Федерации по образованию и науке

Все – в Бенжереп!

Но вернемся к нашим баранам. Попала в черный список реорганизации и школа поселка Лыс Новокузнецкого района Кемеровской области. Девятилетку хотят превратить в начальную школу. А старшеклассники вынуждены будут ездить в школу села Кузедеево. А это 38 км! Вставать к автобусу нужно будет в 5–6 часов утра. Село Лыс с Кузедеево связывает опасная дорога. Зимой ее заметает, весной и осенью – распутица.

Еще один вариант, который предложила администрация района, – разместить детей в интернате поселка Бенжереп. Но ребята будут оторваны от родного дома несколько месяцев в году. Родители против такого «мудрого» решения!

Что удивляет? Кузбасс – один из самых динамично развивающихся регионов в стране. Тут добывается до 180 млн. тонн угля в год. Не бедный регион-то, а с сельскими школами не церемонятся. У руководства Кемеровской области есть все возможности – и финансовые, и административные, чтобы помочь выжить сельским школам.

Но почему же это не
делается?

Информация к размышлению

Более 65% общеобразовательных российских школ находятся в сельской местности.

О пользе горячего шоколада

А как в России живут и учатся другие дети? Скажем, дети непростых родителей? И где они учатся? Оказывается, очень часто в НОУ – негосударственных образовательных учреждениях. В отличие от государственных образовательных учреждений (ГОУ) НОУ предлагают индивидуальный подход в обучении.

Одно из самых престижных НОУ находится, конечно же, на Рублевке. Корпуса этой элитной школы оснащены суперсовременным оборудованием: для занятий физикой и химией есть специальные лаборатории. У школы – свои солярий, бассейн и тренажерный зал. Сколько стоит такая учеба, когда в 5 утра не надо прыгать в дряхлый сельский автобус? Почти 10 тыс. долларов в год. Кто же учится (или учился) в таких райских условиях? Дочери министра МЧС, генерала Шойгу (который сегодня тушит торфяные пожары) и певца Валерия Меладзе.

Еще одна крутая частная школа – «Самсон». Тут царство компьютеров, зимний сад, спортивные площадки, бассейн и тир. В школе есть даже спальни с мягкими кроватями: устал – поспи! У этих счастливых детей – пятиразовое питание. А обильный завтрак (с горячим шоколадом и экзотическими фруктами) они получают еще до начала занятий. Стоит такое обучение от 18 тыс. долларов в год. В этой школе с альковами учатся дети  известных бизнесменов и политиков.

Еще пару слов про НОУ. Меню там разрабатывают диетологи. Они учитывают и персональные медицинские показатели, и гастрономические запросы: вегетарианскую или кошерную еду готовить. Медицинское обслуживание в НОУ тоже на высоте. Если в сельской школе фельдшер приходит к ребятам – дай бог – один раз в месяц, то в НОУ медицинский центр занимает целый этаж. И дежурный эскулап не уйдет из школы, пока там резвится хотя бы одно чадо.

Почему же так по-разному растут наши дети?

Аргумент депутата ГД

«Новый закон создает почву для коррупции. Государственные задания, которые должны будут заменить бюджетное финансирование, будут определять чиновники. Как это делается в России, мы все хорошо знаем. Технология отработана: распил плюс откат. И в результате мы увидим массовое закрытие бюджетных социальных учреждений».

Олег Смолин, зам. председателя комитета ГД по образованию

Элита – в группе риска

–  В социальном плане собирать детей в элитных школах – это очень опасная тенденция, – считает известный детский психолог Ирина Грязнова. – Многие страны уже это поняли. Британия позволяет себе иметь очень ограниченное число элитных школ, в Скандинавии от них давно отказались, потому что дети элиты относятся к группе риска. У них нет понимания реальности, потому что они не общаются с людьми из других социальных слоев.

Похоже, что у нас происходит то же самое. Но только в отличие от скандинавов мы не закрываем элитные школы, а открываем новые. А заодно почему-то закрываем сельские школы. Получается, делаем все наоборот? У нас нет золотой середины. С чем останемся в итоге?

Школа или свадебный салон?

Итак, школам предлагают «оптимизироваться» и начать зарабатывать… Но как? Некоторые школы, похоже, в этом процессе «продай-купи» находятся не первый год. Достаточно посмотреть криминальные сводки. Начнем с Иркутской области. Тут особенно отличился, казалось бы, скромный город атомщиков Ангарск. Средняя школа №29. В школьном бассейне прокуроры во время рейда разглядели… ящики с пустыми бутылками. Оказывается, школа подрабатывала таким вот макаром: принимала стеклотару.

– Пункт сбора бутылок – это дополнительные деньги для образовательного процесса, – объяснил на голубом глазу директор школы.

Еще один лидер школьного коммерческого движения – лицей №1. В его коридорах открылись кафе, парикмахерская и свадебный салон. В школе №38 вовсю ремонтировали обувь. И резали стекло.

До учебного ли процесса директору школы, педагогам да и самим школярам?

Булочку с изюмом или корицей?

Подобные рейды прошли и в школах Ставрополья. Прокуратура Промышленного района проверяла законность аренды школьных помещений. И нашла немало нарушений: школы энергично сдают помещения под магазины, склады и парикмахерские.

В 24-й гимназии огромные помещения сдавались под склад, а в 214-й– под мебельный цех. В школе №29 пекли булочки с изюмом и корицей, а в школе №7 трудились парикмахеры и маникюрши.

Как же тут учат детей, если в школах пекут булочки, стригут и красят ногти? Именно такое будущее, похоже, готовит и новый закон нашим школам. Теперь не только все двери, но и все форточки для этого открыты…

Национальная трагедия: закрыл школу – открыл тюрьму

Какие же пора делать выводы? Новый закон о бюджетных организациях, похоже, затрагивает интересы почти каждого жителя большой страны. Каких последствий можно ожидать от введения нового закона? За годы реструктуризации, действительно, уже исчезло более 35 тыс. сельских поселений. Растворилось более 25% школ, уволено более 20% учителей. Продолжение следует?

По данным ЮНЕСКО, в России сегодня 2 млн. 300 тыс. детей не ходят в школу. По данным российских экспертов, это число давно уже перевалило за 4 миллиона. А как классифицировать обучение в чуме оленевода, когда учитель приезжает к ученику два раза в год? Похоже, эти дети не входят в число этих 4 млн. безграмотных. А зря…

И все это можно назвать национальной трагедией.

Сегодня в развитых странах переходят к бесплатному не только среднему, но и высшему образованию. В Германии к 2020 г. 90% высшего образования будет бесплатным, в Японии оно уже бесплатное. В России, похоже, к 2020 г. до 90% высшего образования будет платным. И это при том, что в России только 3,5% ВВП расходуется на образование. В США этот показатель равен 11% , в Японии – 14%, в Южной Корее – более 20%.

Стоит ли «оптимизировать» процесс дальше?

 – Кто закрывает школы, тот будет открывать тюрьмы, – заметил кто-то из мудрых.

Почему же наши дети не любят Россию? Одни (те, которые учатся в элитных школах) не любят, потому что знают другую сторону жизни. Зачем оставаться в нищей России, если у папы есть вилла в Швейцарии? Других (те, которые живут в маленьких селах и деревнях) заставляют ее не любить, потому что им показывают тоже другую сторону жизни, но не яркую и блестящую, а серую и убогую. У них убивают любовь к родине с младых ногтей. И зачастую это делают нелепые законы, такие, которые закрывают их маленькие сельские школы. Получается – теряем мы и тех и других. Одни навсегда уедут? Другие – сопьются? Кто же тогда будет обустраивать Россию? Кто полетит в космос? Кто будет строить новые космодромы, центры ядерной медицины, стадионы, больницы и родильные дома?

Неужели Пушкин?

Лицей в селении Просница

Но не везде бездумно закрывают маленькие школы. Хочется рассказать и о хороших инициативах. Власти Кировской области приняли решение создать лицей в селе Просница Кирово-Чепецкого района (на базе закрытого училища) для одаренных детей.

«Это учебное заведение будет нацелено на работу с детьми из северных районов области, – сообщает в своем блоге губернатор Никита Белых. – В Проснице есть хороший комплекс – спортзал, общежитие, учебное помещение и мастерские. Ныне из 10 лицеев Кировской области только один работает с сельскими школьниками. Это лицей с интернатом в г. Советске. Там получают качественное образование и живут одаренные дети из 12 южных районов области. Теперь необходимо создать такое же учреждение и для северных районов».

Еще одна хорошая новость. Правительство Кировской области перевело с муниципального на областной уровень Вятскую гуманитарную гимназию, физико-математический лицей, Кировский лицей естественных наук и Кировский экономико-правовой лицей.

Значит, не везде бездумно крушат остатки когда-то образцовой системы образования.

Школа-шалаш: прыгать запрещено

Через несколько дней – 1 сентября. Готовы ли школы к приему детей?

Школу в селе Семеновск Заларинского района Иркутской области построили полвека назад. Деревянная конструкция начала «ходить» уже через семь лет.

– Потолки падали несколько раз, когда я сам учился в 10-м классе, – рассказывает «АН» глава администрации села Василий Лапаев.

И хотя школу признали аварийной, тут по-прежнему учатся 200 детей из трех деревень. Преподаватели установили для детей правило: вести себя на переменах тихо. И не прыгать возле дряхлых стен. Школьники находятся в постоянной готовности пулей вылететь из здания. Но эту школу-шалаш почему-то не «оптимизируют»…

В Иркутской области только за один год закрыли 11 начальных школ – в Заларинском районе (Шабалинская школа), в Киренском районе (школы в селе Усть-Киренга и в деревнях Орлово и Сополошино), в Ольхонском районе (Куртунская и Сахюртская школы), в Аларском районе (Сидинская школа) и в Тайшетском районе (Пуляевская школа).

Как же так можно относиться к детям?

Хочу быть президентом Англии

Но если в школах принимают бутылки, делают табуретки или диваны, то как там учатся дети? К чему они стремятся? О чем мечтают?

В одной из в школ г. Омска раздали анкеты подросткам 12–15 лет с вопросами: «Кем ты хочешь быть?» и «Где бы ты хотел жить?».

Девочки 12 лет ответили: хотим быть фотомоделями, киноактрисами и «бизнесменками». Одна девочка захотела быть «президентом Англии». Мальчики в 12 лет мечтают быть адвокатами, пластическими хирургами и даже «дизайнером в магазине по продаже штор». К 15 годам свой выбор меняют. «Хочу быть директором Сибнефти», «специалистом волоконно-оптических систем связи» или «президентом США». В России хотели бы жить лишь две девочки и три мальчика из всего класса (там 25 человек). Одна из девушек пишет: «Очень хочется жить в Австралии, к сожалению, я не патриотка».

Куда хотят уехать наши школяры? В США и Германию, Великобританию и Францию, Канаду и Бразилию. А также в те страны, «где хорошо платят» и «где наиболее благополучные условия».

Разве все это не трагедия для России? В 12–15 лет они дружно мечтают жить за границей. И быть президентами Англии или США.

 «Англичанка» на вес золота

Посмотрим же, как живут «далекие» школы.

Селемджинский район Приамурья. На этой территории, на востоке Амурской области, вольготно может разместиться, к примеру, Испания. Из 11 общеобразовательных школ района три находятся в аварийном состоянии. Но там продолжают учиться более 300 детей. На ремонт школ денег нет.

Эвенкийское село Ивановское едва ли не золотыми буквами вписано в Федеральную программу поддержки коренных и малочисленных народов. Но новую школу там возводят уже более пяти лет… Конца и края не видно. У чиновников один ответ – нет денег. В селе нет телефонной связи. А что такое сотовый телефон – местная ребятня даже не знает.

Не лучше ситуация и в других местах. В поселке Норск 80 учеников учатся в школе, построенной в 1916 году. Школа расползается на глазах…

На Дальнем Востоке работает 25 федеральных программ с общим бюджетом более млрд. рублей в год. Но чиновники от Амурской области не горят желанием в них участвовать. За 2009 г. 70% федеральных денег из различных социальных программ оказались не использованы.

 В этих районах катастрофически не хватает педагогов: преподавателя физики или «англичанку» найти труднее, чем самородок золота. И когда тут неделями не работают переправы, в сельской пекарне мука на исходе, на одну семью дают только одну буханку хлеба...

Вот сюда бы детей Путина и Медведева хотя бы на недельку-другую.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram