Реагируя на жалобы потребителей, специалисты ОЗПП провели проверку предприятий торговли и сферы услуг в Храме Христа Спасителя по адресу: Москва, ул. Волхонка, 15. В результате было установлено, что на территории Храма имеется действующая автомойка, шиномонтаж, автосервис, платная автостоянка, столовая, химчистка, торговые ларьки и павильоны, реализующие ювелирные изделия, сувениры, посуду, столовые приборы, швейные изделия и другие потребительские товары. Отдельные помещения Храма сдаются под проведение банкетов и корпоративов. Очевидно, что мойка машин, где трудятся в основном выходцы из Средней Азии, как и другие подобные услуги, не являются религиозным обрядом, следовательно, должны регулироваться не уставом религиозной организации, а светским законодательством.
Фактически на территории Храма действует бизнес-центр, предоставляющий потребителям широкий спектр коммерческих предложений. Однако, в нарушении положений п. 1 ст. 9 закона «О защите прав потребителей» и п. 10 Правил продажи отдельных видов товаров на здании бизнес-центра отсутствует вывеска с информацией о продавце, его наименовании, месте нахождения и режиме работы. Имеющаяся вывеска «Храм Христа Спасителя» не соответствует требованиям закона к торговым предприятиям.
Кроме того в ходе контрольных мероприятий выявлены следующие нарушения:
- отсутствие информации о правилах продажи товаров (п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей, п. 9 Правил продажи отдельных видов товаров);
- отсутствие оформленных ценников на реализуемый товар «с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника» (п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей, п. 19 Правил продажи отдельных видов товаров);
- отсутствие обязательной информации на ряд товаров (п. 2 ст. 10 Закона о защите прав потребителей, п.п. 11, 15 Правил продажи отдельных видов товаров);
- отсутствие книги отзывов и предложений (п. 8 Правил продажи отдельных видов товаров);
- неприменение контрольно-кассовых машин, невыдача покупателям кассовых, товарных чеков и иных документов, подтверждающих факт и условия покупки (п. 21 Правил продажи отдельных видов товаров), в том числе касательно товаров, не подпадающих под определение «предметы религиозного культа и религиозная литература»;
- в помещениях, где осуществляется торговая деятельность, находится объявление о том, что купленные товары возврату не подлежат (ст. 25 Закона о защите прав потребителей), продавцы отказывает потребителям в возврате и обмене товаров, ссылаясь на распоряжение начальства.
Действующее законодательство освобождает религиозные организации от уплаты налога на имущество, уплаты земельного налога, если на данном участке находится здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры. Также при определении налоговой базы не учитываются доходы религиозных организаций, которые получены в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения. Но закон не содержит каких-либо исключений относительно соблюдения религиозными организациями прав потребителей при осуществлении коммерческой деятельности.
В поданом иске ОЗПП требует обязать Религиозную организацию «Подворье Патриарха Московского и всея Руси Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» прекратить противоправные действия, нарушающие права неопределённого круга потребителей, а также опубликовать сведения о вынесенном судебном решении в газете Правительства Москвы «Тверская, 13».
В связи с поступающими вопросами относительно коммерческой деятельности религиозных организаций ОЗПП разъясняет:
Несмотря на то, что РПЦ и другие религиозные организации отделены от Государства, их деятельность, в том числе коммерческая регулируется действующим российским законодательством. На правоотношения, возникающие при приобретении товаров в церковной лавке, либо заказе услуг в полном объеме распространяется действие закона «О защите прав потребителей». В частности: все изделия из золота, серебра, платины, палладия должны иметь пробирное клеймо и ярлык, содержащий сведения о массе изделия, изготовителе, пробе, характеристики драгоценных камней. Все реализуемые товары должны иметь ценники с указанием наименования товара, его сорта, цены за вес или единицу товара, подписи материально ответственного лица или печати организации, даты оформления ценника. Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества, включая предметы культа, приобретенного в церковной лавке, на аналогичный, если тот не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, кроме ограниченного списка товаров, внесенных в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 55. Потребитель вправе потребовать выдачи кассового чека на все товары, кроме относящихся непосредственно к предметам религиозного культа и религиозной литературе. В случае продажи товара или услуги ненадлежащего качества, потребитель вправе предъявить религиозной организации, осуществляющей коммерческую деятельность, требования, предусмотренные законом «О защите прав потребителей». Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) религиозной организацией в любое время при условии оплаты фактически понесенных расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. В случае нарушения своих прав со стороны религиозной организации потребитель может обратиться в государственные контролирующие и надзорные органы, а также в суд.