Несколько лет назад на заседании Общественного совета Минобороны один из представителей Генштаба в докладе упомянул о возможности перемещения Центрального музея ВВС из подмосковного Монино в сторону развлекательного парка Минобороны «Патриот». Журналист Александр Сладков тогда сразу встал на дыбы:
– Блок памяти у меня не совсем свежий, не как у студента. Но я же бывший военный, меня учили Родину защищать. И малую родину тоже, где я родился и вырос. И тогда мне ответили: «Нет, что вы, никто никуда ничего переносить не будет». Но интенсивная возня вокруг монинского музея продолжается.
Не тот сфинкс
Монино – большой базар. Все всё знают, ничего не утаить. Говорят, дело было так. Когда 24 июня министр обороны зашёл в музейный ангар, то минуту молча постоял, посмотрел и произнёс: «Да, впечатляет…» И спросил главкома Бондарева: «Перевезёшь?» И тот вроде бы ответил: «К сентябрю». Возможно, это сильно приукрашенная версия. Разыгрался нешуточный скандал, и вот на дворе октябрь, а экспонаты пока на месте. Надо лишь сделать навесы от дождя и снега над открытой экспозицией, да красиво подсветить самолёты, они это заслужили.
Не похоже всё это на Сергея Кужугетовича – он же очень эффективный руководитель. За 330 дней при нём построен Национальный центр управления обороной. Семь тысяч рабочих никто не видел, даже пробок на Фрунзенской набережной не было. Но то, что он придумал для Музея ВВС, крайне нетехнологично. Да и зачем бросать силы и деньги на девальвацию нашего прошлого?
Сколько бы мы отдали сегодня за фотографию полководца Александра Суворова? Ивана Грозного? Или Бородинского сражения? Их нет. Есть работы художников, пусть даже великих. А комплектные, настоящие самолёты прошлого пока есть. После распила под транспортировку в Кубинку их уже не будет никогда. Будут макеты самолётов. Жёстче сказать – распотрошённые трупы авиатехники. Невдомёк генералам: это то же самое, что в Лувре, на место Джоконды Леонардо да Винчи взять и повесить репродукцию шедевра, вырванную из настенного календаря.
Допустим, какие-то экспонаты можно исхитриться перевезти в целости и сохранности, без распила и разборки. Тот же истребитель Ла-7 И. Кожедуба – он относительно невелик. И то страшно. Не так давно перевозили с аэродрома Чкаловский в Монино самолёт. Подвесили его к Ми‑26. Всё бы ничего, но его трижды уронили! А крупные самолёты, даже самый грузоподъёмный в мире Ми-26, не потянет.
И что делать, например, с первым советским стратегическим четырёхмоторным бомбардировщиком Ту-4? Общий размах крыла – 43 с лишним метра, длина самолёта – 30 метров, вес – 35 тонн. Довести до состояния лётной годности и перелететь в Кубинку? Долго и дорого. Значит, резать? А потом, на скорую руку, слепить нечто похожее на настоящий самолёт. К слову, Ту‑4 – далеко не самый крупный по габаритам и весу экспонат.
Чисто технически египетские пирамиды можно переместить на Елисейские Поля, сфинкса растереть в песок и собрать на новом месте, заодно вернуть ему нос. Но это будут уже не те пирамиды и не тот сфинкс.
Последнее слово за Минкультуры
Самое интересное, что возня вокруг Музея ВВС в Монино дошла до Министерства культуры. И как оказалось, без санкции Минкультуры невозможны никакие переезды, никакой распил экспонатов и разгром монинской экспозиции. Должен привести цитату из официального документа, подписанного врио директора департамента культурного наследия С.М. Грачёвой: «Музейная коллекция Центрального музея ВВС в соответствии с действующим законодательством является федеральной собственностью и включена в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 4 Федерального закона от 26.05.1996 №54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации имущественные и неимущественные личные права и обязанности, а также государственный контроль в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включённых в состав Музейного фонда Российской Федерации, осуществляет Министерство культуры Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным, вопрос о перемещении коллекции летательных аппаратов из Центрального музея ВВС в парк «Патриот» взят на контроль Минкультуры России».
То есть Минобороны, могучее ведомство, должно сначала согласовать свои действия с мирным Минкультуры. Если не сработает административный ресурс, то это будет очень сложно сделать – перемещение «с распилом» превращает оригинал в макет. По этому поводу есть вполне конкретная позиция отечественных авиастроительных фирм, которые сотрудничают с музеем. Вот что ответили ещё два года назад из ОАО «Туполев» по поводу перемещений больших летательных аппаратов из Монино: «Разборка самолётов на крупные части проблемы не решает, т.к. части конструкции, даже разобранные по стыковочным узлам, превышают размер, допустимый к перевозке наземным транспортом из-за невозможности проезда под мостами, путепроводами, линиями электропередачи. Расчленение конструкции на более мелкие части приведёт к невозможности последующей сборки, т.к. для этого нужны заводские условия. Стоимость таких работ превысит стоимость работ по постройке самолёта заново.
Считаем, что перемещение летательных аппаратов таких размеров нецелесообразно, требует огромных финансовых и трудовых затрат и потребует напряжённой и кропотливой работы большого коллектива специалистов в течение многих лет и может привести к потере уникальных экспонатов, известных во всём мире, представляющих огромную историческую ценность и играющих неоценимую роль в деле патриотического воспитания.
На основании вышеизложенного считаем, что экспонаты Центрального музея ВВС г. Монино не подлежат транспортировке». Похожее заключение и с теми же выводами сделали в ОКБ им. А. С. Яковлева.
Интересно, что и Минпромторгу идея переноса коллекции тоже оказалась не по душе: «К сожалению, в последнее время прорабатывается вопрос передачи коллекции музея в распоряжение ВППКиО ВС РФ «Патриот» с передислокацией экспонатов, их демонтажем, что приведёт к невосполнимой потере большей части экспонатов, прибывших в музей своим ходом и более 40 лет хранившихся на открытой площадке.
Мы считаем, что нахождение экспонатов на прежнем месте, на монинской авиационной земле, сохранит уникальную коллекцию от уничтожения». Трудно не согласиться с директором департамента авиационной промышленности Минпромторга С. Емельяновым. Цитирую эти письма для того, чтобы избежать обвинений в том, что журналисты раздувают из мухи слона.
Если повезут – то расчленёнку
Есть фирма, которая специализируется на перевозках негабаритных грузов, в том числе и авиационной техники. Её руководитель может на монинской эпопее (случись задуманное) заработать миллионы. Но сказал прямо: «Я хочу спать спокойно, не желаю иметь такое пятно на своей биографии».
Стоит добавить – Монино пропитано авиационным духом. А лётчики, как известно, – народ свободолюбивый, но организованный. И все эти люди, отставники, военные пенсионеры, их дети и внуки, готовы выйти на улицу, перекрыть въезды и выезды и жечь костры, чтобы не дать свершиться несправедливости. Зачем доводить дело до крайностей, зачем так бездарно подставляться действительно уважаемому и достойному министру обороны? Неужели у страны мало проблем в экономике, на международной арене? Или генералы боятся доложить Сергею Шойгу правду, что переезд угробит коллекцию? По указанию главкома ВКС генерал-полковника Виктора Бондарева от 14 июля уже создана комиссия по «организации работы по перемещению авиационной техники из Центрального музея ВВС в Военно-патриотический парк культуры и отдыха Министерства обороны Российской Федерации на основании перечня поручений министра обороны РФ по итогам рабочей поездки в городское поселение Монино…»
Парк «Патриот» – потрясающее место! Но можно же создавать собственную экспозицию? Да, это долго и дорого. А тут так просто взять самолёт Марины Расковой или Ивана Кожедуба, разрезать, распилить, выпотрошить, привезти в «Патриот», собрать на скорую руку. Наверное, решили – «какая разница, смотрится солидно, по-любому летать этому самолёту никто не разрешит!»
Хочется посоветовать Минобороны – сделайте в Монино филиал парка «Патриот». А сами бросьте силы на создание летающих копий заслуженных боевых машин. Пусть к «Русским витязям» и «Стрижам» присоединится эскадрилья или полк ретросамолётов. Они гарантированно станут гвоздём любых авиашоу. Для Кубинки собирайте свою экспозицию – сейчас стало известно, что из эксплуатации вывели фронтовые бомбардировщики Су-24. Так перегоните пару для парка «Патриот» – через десяток лет они тоже станут объектами культурного наследия. Самолёты-амфибии Бе-12 – туда же. Военным лучше других известно, где и что стоит без дела.