Аргументы Недели → Общество № 27(518) от 14.07.16

Аритмия не местного значения

, 09:00 ,

В прошлом номере «АН» мы рассказывали о тревожной правовой ситуации, сложившейся вокруг Тюменского кардиологического центра и его директора профессора Вадима Кузнецова. Тревожной по многим причинам.

Во-первых, по совокупности событий. Например, внезапная «плановая» проверка работы центра местной прокуратурой, которая хоть и оказалась на деле никакой не «плановой», но так и не нашла там никаких финансовых нарушений. Вроде бы хорошо, но…

Официально признав работу коллектива центра не подлежащей «мерам прокурорского реагирования» (значит, работали честно? – «АН»), та же прокуратура тем не менее передаёт акты проверки… в УВД г. Тюмени, где оперативно возбуждают уголовное дело! Получается, по результатам, не подлежащим «прокурорскому реагированию»? Интересно, кто тут лукавит: УВД или горпрокуратура? Или все вместе?

Далее по печальной логике – обыски, изъятия, задержания, уголовные дела, аресты и т.д. Всё это с громким шумом в местных СМИ! Нет, прав был тот, кто когда-то вывел правило: «новое – это хорошо забытое старое»! Что, привет, девяностые? Здравствуй, рэкет? Заходите, рейдеры?

А потому мы решили ещё раз вернуться к событиям в Тюмени и подробнее рассказать, как в работу специалистов своего дела, учёных-медиков, вмешались специалисты другого дела, уголовного, – местные силовики и чем это вмешательство может быть чревато для тысяч ждущих экстренного исцеления жителей Тюменской области. Итак.

Жги глаголом своих! Чтобы чужие боялись

В любой социальной заварухе, особенно с участием известных учёных, с одной стороны, и бдительных полицейских – с другой, тут же откапывают уютный окоп и местные СМИ.

Оно и понятно: скандал – значит, увеличение тиража, значит, растёт число рекламодателей, значит… В общем, ясно. В нашей истории всё так и происходит. Например, должность медийного флагмана в этом информационном потоке почему-то сразу присвоило себе местное агентство «URA.Ru».

Впрочем, допускаю и то, что этот высокий пост нашим коллегам достался по чьему-то персональному высокому благоволению. Во всяком случае, многие информации агентства, по странным случайностям, как нельзя лучше подтверждают непреложное правило, по которому работают и люди в погонах: «Служи по уставу – завоюешь честь и славу!». Например.

«Инсайд! Главная фигурантка «дела Тюменского кардиоцентра» проведёт в СИЗО ближайшие два месяца» – под таким упругим заголовком 9 июня на ленте URA.Ru. появился очередной материал «о растрате в Тюменском кардиоцентре».

Далее – клише, от которого уважающие себя издания давно отказались: «по данным источников URA.Ru в правоохранительных органах» и т.д.

«Источники в правоохранительных органах» никогда родниковой свежестью не отличались, что естественно: они сообщают (или, как говорят сами источники и журналисты, «сливают») в СМИ лишь ту информацию, которая выгодна только им самим. А любой «слив» уже вторичен. Значит, не оригинален и кому-то нужен.

Именно об этом авторы заметки известили своих читателей уже первым словом заголовка: «инсайд!». Поясним читателям URA.Ru: инсайдерская информация – это т.н. информационный «эксклюзив», то, что, как правило, и «сливают» в СМИ! Кто?

По нашему предположению – правоохранительные органы Тюмени, которым позарез надо теперь доказать, что в Тюменском кардиоцентре работают не учёные-медики, но окопались сплошь расхитители и мздоимцы! Если они этого не докажут, то от высоких начальников услышат нечто страшное! А то и погоны потеряют…

Думаем, что наши коллеги из URA.Ru это понимают так же отчётливо. Вполне допускаем, что то же самое при передаче (читай – «сливе». – «АН») информации своим коллегам – журналистам им повторяли и местные «правоохранительные органы», дескать, не подведите, братцы!

Однако «инсайд» оказался в данном случае не очень корректен по отношению к самим же стенографам. Почему?

Слово не воробей. Но клюёт больно

Из текста: «Директор кардиоцентра Вадим Кузнецов, также замешанный в этом скандале, находится в служебной командировке «до следующей недели», пояснили в приёмной кардиоцентра… По данным источника нашего агентства, пока нет подтверждений информации, что Вадим Кузнецов вернулся в Тюмень. По возвращении директора будет решаться вопрос о его отстранении от должности и задержании».

Похоже, этот документ в УВД Тюмени просто забыли прочитать...

...А потому, как следствие, и появилось это заявление В.В. Бутенко

Стоп. Нужны пояснения.

Для того чтобы убедиться в том, что Вадима Кузнецова нет в Тюмени, вовсе не надо было тревожить своего «источника в правоохранительных органах». Достаточно было связаться с ним самим, как сделали это мы. Думаю, что у «источников» URA.Ru есть все необходимые телефоны профессора. Но так – слишком уж просто. Не будет шума. Пропадёт эффект интриги,в которую так зачем-то желают поглубже погрузиться коллеги из URA.Ru.

Отсюда и естественные нелогизмы, которые в журналистике называются «непрофессионализмом».

Если бы тюменские журналисты проявили свою пытливость не только к коллегам из «правоохранительных органов», но и коллегам самого Кузнецова, то быстро бы узнали, что никакого «отстранения от должности» профессору никто не готовил.

Цитируем приказ директора Томского национального исследовательского медицинского центра РАН академика РАН г-на Е.Л. Чойнзонова «О продолжении трудовых отношений с В.А. Кузнецовым от 01.07.2016 г.: Приказываю:

1. Считать Кузнецова Вадима Анатольевича – директором «Тюменский кардиологический научный центр» – филиала федерального государственного бюджетного научного учреждения «Томский национальный исследовательский медицинский центр Российской академии наук»...

Ошибочка вышла? Если бы одна…

Далее в той же заметке автор поясняет аудитории, что «в основу дела (Елены Логуновой, помощника директора центра по международным делам, ныне арестованной. – «АН»), легли материалы проверки, проведённой прокуратурой города Тюмени». И снова «непонятка».

Проверка деятельности центра, которую почти четыре месяца действительно проводила городская прокуратура Тюмени, закончилась ёмкой фразой прокурора Тюмени Р.М.Биктимерова: «…Сообщаю, что по итогам проведённой проверки… оснований для принятия мер прокурорского реагирования не установлено».

Для сведения руководства URA.Ru сообщаем, что это значит – проверяющие за три с лишним месяца пытливой работы никаких правонарушений в деятельности директора Кузнецова и его подчинённых не нашли! Получается, что «источники» наших коллег из URA.Ru в тюменском УВД возбудили дело против учёных без всяких на то оснований? Здесь мы, безусловно, солидарны с журналистами агентства, т.к. считаем так же. Браво, коллеги, за поддержку!

Впрочем, рекомендуем им всё же очень вдумчиво относиться к «инсайду» от своих «источников», как, например, к фразе из статьи от 07.06.2016. «Легендарный врач погорел на международных конгрессах»: «…речь идёт о хищении 66 миллионов внебюджетных рублей путём присвоения или растраты».

Судя по стилю, это даже не журналистский «парафраз», а в чистом виде цитата из обэповского документа. Видимо, у «источника» и URA.Ru действительно установились очень тёплые, близкие и доверительные отношения, на местах это бывает (откуда в деле взялись уже десятки якобы похищенных миллионов, чуть позже. – «АН»).

С подобным утверждением не согласились в самом кардиоцентре и тут же подали исковое заявление в суд Центрального района Тюмени.

В частности, в нём сказано: «…не соответствуют действительности распространённые сведения о хищении 66 миллионов внебюджетных рублей путём присвоения или растраты.

Во-первых, присвоение или растрата денежных средств как юридический факт в материалах дела отсутствуют. Во-вторых, полицейские в указанных выше целях для прессы назвали в качестве якобы похищенных средств всю сумму                                                          денег, которые перечислялись Тюменским кардиоцентром другим организациям в течение пяти лет по гражданско-правовым договорам за выполнение самых разных работ и услуг. (Например, организация тех самых крупнейших международных кардиологических конгрессов, на которые приезжали тысячи учёных из разных стран и о которых с таким обоснованным восторгом писали все остальные тюменские и зарубежные СМИ! – «АН»).

Странно, что мы в Москве о самом иске, как и о странном происхождении этой несуразной цифры – 66 миллионов, знаем, а коллеги из URA.Ru с соседней с Тюменским кардиоцентром улицы – нет.

Как тут не вспомнить знаменитое булгаковское «соврамши»?

Уж коль скоро мы заговорили об участии тюменских СМИ в этой аорто-полицейской истории, то заметим, что ярой категоричностью в ней отличается лишь упомянутое агентство URA.Ru. Другие, по традиции, их просто цитируют.

Интернет-газета «ПРОТЮМЕНЬ.РФ»: «Сообщения некоторых средств массовой информации о хищении бюджетных средств на общую сумму 66 млн в Тюменском кардиоцентре абсолютно не соответствуют действительности! Об этом заявил юрист кардиоцентра Владимир Макаров».

Наверное, правильно протестует юрист: заявленная «источниками» через рупор URA.Ru многомиллионная сумма названа «внебюджетной», а в только что приведённой перепечатке речь идёт уже о якобы «бюджетных» деньгах, почувствуйте разницу!

Какая странная манера формирования общественного мнения в Тюменской области! А ведь речь идёт о судьбах людей. Хотя если предположить, что на кону – сам кардиоцентр ценой в не один миллион долларов и возможностью зарабатывать очень много, то когда на Руси задумывались о людях?

Кто ответит «за базар»?

Впрочем, давайте снова послушаем директора центра – профессора Вадима Кузнецова, до которого по какой-то странной прихоти не смогли даже дозвониться журналисты URA.Ru:

«…Возбуждается уголовное дело, и тут мы поняли, что такое часто упоминаемый «российский беспредел».

Оперативный сотрудник УЭБ УВД Тюменской области Ф. Минибаев 24 марта 2016 г. около 7 утра в прямом смысле вломился в квартиру сотрудника нашего центра Щербакова. В дверь колотили так, что проснулись не только его маленькие дети, но и весь подъезд. Щербакова заставили одеться и потребовали, чтобы он поехал с ними на допрос. Никакой повестки о допросе при этом нашему сотруднику не вручили. Хорошо, что Щербаков смог дозвониться до адвоката и назвать адрес, куда его якобы собрались доставить сотрудники УБЭП».

– Почему «якобы»?

– Потому что привезли его совсем в другое место, по другому адресу. Пока адвокат искал, куда в действительности увезли Щербакова, прошло почти два часа допроса. Это мне рассказал затем сам Щербаков.

Кстати, аналогично обошлись через несколько дней с другим сотрудником – Саакяном.

– Они об этом куда-нибудь заявили?

– Нет, рассказали мне. Говорят, что боятся писать заявления. Я сам, как директор, официально обратился по этому факту и к прокурору области Владимирову, и к начальнику УВД Алексееву, но…

– Что же вам ответили хотя бы по поводу действия сотрудника Минибаева? И кто?

– Ответил начальник УВД Алексеев:

«Следственные действия – допросы в качестве свидетелей Г.С. Щербакова и И.Э. Саакяна – проведены в соответствии с требованием главы 26 (Допрос. Очная ставка. Опознание) УПК РФ. По окончании допроса от Г.С. Щербакова и И.Э. Саакяна замечания (жалобы) на производство данных следственных действий не поступили…»

– Очень может быть, что в те два часа допроса за «закрытыми дверями» без адвоката опер Минибаев наряду с правами и обязанностями допрашиваемых пояснил им и свои возможности в случае их строптивости. Такое в жизни бывает. А чего, в конце концов, хотят услышать и от вас, и от ваших сотрудников правоохранители кроме того, о чём в режиме онлайн сообщает всем URA.Ru?

– Признания в этих якобы хищениях во время проведения международных конгрессов.

Своими силами организовать и провести эти форумы невозможно, я уже говорил, что мы для этого привлекали специальные фирмы-операторы. Проводили аукционы, с победителями заключали контракты: это ведь огромный объём работ! В общем, делали всё так, как регламентируют это законодательные акты, – с техзаданием, торгами и т.д.

– То есть после подписания контракта с фирмой, выигравшей конкурс, ваш центр по договору перечислял оговорённую сумму, и дальше все хлопоты по исполнению контракта брала на себя эта фирма? Правильно?

– Совершенно верно. Наш центр оставлял за собой контроль за его исполнением, следил за качеством оказанных гостям услуг, анализировал их отзывы и т.д.

– Вам, как я понял, как раз пытаются доказать, что никаких работ эти фирмы-модераторы не проводили, что договора, дескать, были фиктивными…

– Эту, простите, чушь я слышу второй год от господ полицейских. Ну а сами конгрессы, о которых писала и наша, и западная пресса, что, тоже не проводились?

Тысячи учёных с мировыми именами приезжали из года в год в Тюмень, жили здесь, выступали на конгрессе, давали интервью – это что, фантомы?

Глупость эту, простите, с лёгкой руки «источников из правоохранительных органов» тиражируют и особо преданные этим источникам местные СМИ. Это очень удобно: формируется негативное общественное мнение,«лепится» новый образ «врагов в белых халатах» и т.д.

– Это лирика. Хотя, согласен, очень часто при чьём-то желании она становится «вещдоком». Что лично вам инкриминируют?

– То, что в состав этих фирм входили и некоторые рядовые сотрудники центра. Но законом это не запрещено! Фирмы не были «однодневками». Никто ничего не скрывал. Те, кто входил в эти фирмы, как я уже знаю, никак не могли повлиять на их деятельность, тем более финансовую. Что тут противозаконного?

– Логично. Скорее эти вопросы стоило бы задать главному бухгалтеру?

– А их и задавали. Это особая тема. В июле 2015 года задержали нашего главбуха Наталью Ударцеву около её дома. На улицу женщину вызвали телефонным звонком. Звонил человек, который, как выяснилось потом, уже подал на неё в органы какой-то «сигнал». Ей задали какие-то вопросы и отпустили. Естественно, встал вопрос о защите.

Ей порекомендовали местного адвоката. Сказали, что специалист, но...

Удивительное дело, этот человек, назвавшийся адвокатом тогда, сегодня активно участвует в… допросах моей арестованной помощницы Логуновой, но совсем не в роли защитника!

Позволю себе привести жаргонное слово, «прессует» её, оно, как ни странно, сегодня очень уместно.

– Бухгалтер согласилась?

– Согласилась. Скорее всего, растерялась. Не удивлюсь, если тогда была даже благодарна своим оппонентам за такое участие в её судьбе.

В итоге, наверное, не без участия «адвоката», она и подписала те показания, которые от неё, скорее всего, и ждали.

– А каких показаний, на ваш взгляд, по этому делу ожидают обвинители?

– Главное, как мне кажется, от ныне арестованной Елены Логуновой хотят услышать, что она якобы по сговору со мной инициировала создание тех самых фирм-организаторов конгрессов, необходимого рекламного и информационного обеспечения для якобы хищения денег на их проведение и т.д. Но это лишь слова, подтверждения которых теперь всеми способами добиваются от Логуновой.

– Слово иногда дорогого стоит, особенно если его заставляют произнести…

– В том-то и дело, что никаких моих резолюций, указаний, подписей и т.д. в деле нет.

Но для следствия это не важно. Сейчас на показаниях Ударцевой как раз строится вся так называемая схема «хищений века». Знаю, что некоторые руководители тех фирм-организаторов вдруг внезапно тоже стали «вспоминать» о том, что и они якобы никаких организационных работ не проводили, и т.д.

– Но это как раз проверить легче простого: билеты ведь участникам приобретались? Приобретались. Их встречали, возили, кормили, развлекали? Эти траты тоже считаются. Расходы на сам процесс конгресса: буклеты, бумага, связь, транспорт, бензин, авторучки и т.д.? Тысячи людей, не один год, арифметика солидная!

– Вот она, скорее всего, кого-то и не устраивает. Кому-то нужен иной результат. Но кому?

Задержательная беседа 

В этой тривиальной для России истории вопросов больше, чем ответов. Но к некоторым из них у нас уже есть любопытные пояснения. Например. Вот что, в частности, написал отец арестованной Елены Логуновой Виктор Бутенко после своего допроса у сотрудника УБЭП Ф. Минибаева (приводим с незначительными сокращениями. – «АН»).

«...Отчетливо помню, что фамилия Кузнецов в потоколе не была упомянута. Более того, даже в разговоре с Минибаевым данная фамилия не упоминалась.

Впоследствии, уже после ареста судом моей дочери Елены Логуновой, её адвокат представил мне фотокопию моего допроса от 18.05.2016. Прочитав эту фотокопию протокола моего допроса, я пришёл в ужас, поскольку в нём были отражены совершенно другие показания, подписи в протоколе были выплолнены не мною, это подтвердит любая экспериза...

Протокол моего допроса от 18.05.2016, представленный следователем Ворониным Ю.С. в Ленинский районный суд г. Тюмени с ходатайством об аресте моей дочери Логуновой Е.В., является настоящей ложью и фальсификацией со стороны должностных лиц следствия».

Ещё один эпистолярный «шедевр», принадлежащий перу уже упомянутого следователя Ю.С. Воронина, из его же «Постановления о привлечении в качестве обвиняемого» Логуновой Е.В.:

«Логунова Елена Викторовна, находясь в неустановленном месте г. Тюмени, вступив в преступный сговор для совершения преступления с неустановленным лицом из числа сотрудников филиала НИИ Кардиологии, действуя умышленно из корыстных побуждений в составе группы лиц по предворительному сговору, совершила хищение путём обмана...» и т.д.

Лично я из этого текста понял одно: следователь Ю.С. Воронин так ничего, по сути, по делу не установив, тем не менее Елену Логунову арестовал. На всякий случай?

Если бы этот детекивный перл прочёл профессор Преображенский из «Собачьего сердца», он снова неприменно произнёс бы свою знаменитую фразу: «Простите, кто на ком стоял?»...

P.S. А следоваетель Ю.С. Воронин, который, если, как утверждает В. Бутенко, действительно представил в суд фальшивые документы для ареста его дочери, должен немедленно освободить Елену Логунову из-под стражи и сам тут же занять её место: так трактует законодательство России.

Как отреагирует на ситуацию законодательство отдельной Тюменской области, покажет время. Подождём...

От редакции:

Скорее всего, пришёл момент в эту тягостную ситуацию вмешаться «установленной группе лиц» из числа профессиональных, неангажированных следователей, не имеющих клановых и иных связей в Тюменской области.

Хотя бы потому, что впереди выборы в Госдуму и жителям Тюмени наверняка небезразлично, с каким социальным шлейфом общественного мнения их новые избранники займут кресла законодателей страны в здании на Охотном Ряду.

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram