В Петербурге набирает обороты топонимический скандал вокруг моста через Дудергофский канал в Красносельском районе, который хотят назвать именем Ахмата Кадырова. Бомба, заложенная депутатом Законодательного собрания Виталием Милоновым два года назад, когда он обратился к губернатору Северной столицы Георгию Полтавченко с просьбой назвать одну из улиц именем первого президента Чеченской Республики Ахмата Кадырова, рванула именно сейчас.
Тогда, в 2014 году, инициатива Милонова не нашла поддержки среди общественности, и тема сошла на нет. Но неожиданно в марте 2016 года началось новое обсуждение, и был довольно быстро найден «объект», а именно – мост, по которому проспект Героев пересекает Дудергофский канал. Почему память Кадырова нужно увековечить именно в этом уголке Красносельского района, где большинство магистралей носят имена героев Великой Отечественной, понять трудно. Видимо, именно поэтому вопрос, обсуждённый Топонимической комиссией 25 апреля, был отложен. Как полагали эксперты, до осени. Но городские власти вдруг заторопились, как на пожар, и повторное заседание назначили на 30 мая, что стало неожиданностью для многих членов комиссии. Кстати, и апрельское, и майское заседания были объявлены закрытыми для СМИ, чтобы избежать «давления со стороны прессы».
Однако, по имеющейся у журналистов информации, давлению как раз подвергались члены комиссии. Их «убедительно» просили проголосовать «за», а если это уж совсем противоречит убеждениям, то хотя бы не приходить на заседание. В результате из 24 человек списочного состава собрались всего 17. После обсуждения девять из них высказались за присвоение мосту имени Ахмата Кадырова, шестеро – против и ещё двое воздержались.
Огласить результаты голосования Топонимической комиссии к журналистам вышел её председатель, вице-губернатор Владимир Кириллов: «Я голосовал за, потому что сам участник боевых действий на Северном Кавказе», – заявил он.
Теперь слово за губернатором – окончательное решение принимает он. По словам депутата Законодательного собрания Петербурга Максима Резника, у противников переименования ещё есть возможность воспрепятствовать реализации замысла. Он считает, что Георгия Полтавченко можно переубедить.
«Мы надеемся, что у нас есть шанс переубедить губернатора. Мы считаем, что решение назвать мост именем Кадырова может вызвать напряжённость в обществе. Все опросы, которые проводятся самыми разными структурами, показывают, что количество людей, поддерживающих эту идею, ничтожно мало. И огромное количество тех, кто считает эту идею категорически неприемлемой. Об этом высказывали свою позицию многие известные люди. Мы все, конечно, противники террористов, жертвой которых стал Ахмат Кадыров, но никакого отношения к Петербургу он не имеет», – заявил «Аргументам недели» Максим Резник.
Член Топонимической комиссии Петербурга Алексей Ерофеев, голосовавший на заседании комиссии против «моста Кадырова», считает, что назвать именем Кадырова-старшего вполне можно было бы Культурный центр Чеченской Республики. Но никак не объект, расположенный в районе, где все топонимы, связаны с именами героев Великой Отечественной войны и советских моряков. В данном контексте «мост Кадырова», по мнению эксперта, будет просто неуместен.
Без восторга к идее с мостом отнеслись и представители петербургской диаспоры мусульманских народов Кавказа. В начале июня они встретились с депутатом Госдумы Сергеем Вострецовым. Оказалось, что им абсолютно всё равно, какое имя будет носить мост, их больше волнует отсутствие мечетей в Петербурге. На данный момент их всего две. Правда, есть ещё так называемые молельные дома, но их также недостаточно.
А ещё через несколько дней возмущённые горожане вышли на Марсово поле. В ходе акции протеста участники приняли резолюцию с требованием отмены решения Топонимической комиссии и выражения Законодательным собранием недоверия вице-губернатору Владимиру Кириллову, который возглавляет комиссию. Под обращением к губернатору Георгию Полтавченко с просьбой отменить решение топонимической комиссии было собрано более 80 тысяч подписей возмущённых горожан.