СРОЧНО
|20:01  Гибель детей в ХМАО: следствие сообщило, кому и за что предъявлены обвинения |18:45  Итоги осенне-зимнего отрезка чемпионата России, а также что ждёт РФПЛ весной |18:22  Падение метеорита над Сибирью сняли на камеру (ВИДЕО) |17:38  На Сибирь упал метеорит |16:05  Сильнейший ветер ронял остановки в Пензе |15:46  Задержана директор спортшколы, где занимались погибшие в ХМАО дети |15:04  Все фракции Госдумы поддержали введение депутатских «майских каникул» |14:58  Режиссер Валерий Белякович скончался в реанимации московской клиники |14:56  Консьержка элитного дома в Москве воровала дорогие вещи жильцов, заведено дело |14:00  В Ульяновской области уже неделю не могут найти двух школьниц |13:20  В Кремле посетовали на сдержанную реакцию Запада по поводу обстрела госпиталя в Алеппо |12:49  Жительницу Подмосковья, укравшую 80 плиток шоколада, будут судить |12:28  В Карелии совершил суицид 10-летний ребенок, оставшийся дома один |12:13  Задержана банда преступников, похищавшая деньги с банковских карт пенсионеров |12:01  Непарламентские партии начинают консультировать Госдуму |11:54  Адвокат скончался прямо в московском суде |11:48  Ученик питерской коррекционной школы скончался после урока физкультуры |11:19  В Москве за минувшие сутки случилось почти 900 аварий |10:35  Украинским военным предъявлено обвинение в обстреле российской территории |10:32  В Норильске 17 тысяч человек остались без света |10:30  Российские гандболистки уверенно обыграли хорваток на старте ЧЕ-2016 |10:15  «Шапекоэнсе» объявили победителем Южноамериканского кубка |09:50  Из больницы выписали двух пострадавших в ходе ДТП в ХМАО |09:47  Утверждена новая доктрина информационной безопасности России |09:15  В московских аэропортах массово отменяют рейсы |07:34  Минобороны: реакция МККК на гибель российских врачей в Алеппо весьма цинична |05.12 23:10  Россия и Китай наложили вето в Совбезе ООН на прекращение огня в Алеппо |05.12 22:31  На игре "Спартака" и "Рубина" скончался известный болельщик |05.12 22:06  РФПЛ: "Спартак" обыграл "Рубин" |05.12 21:22  Путин пожаловался на вице-премьера Козака

//Мы в соцсетях

//НАШИ ПАРТНЕРЫ

helikon

//новости rtbsystem

//новости MIXADVERT.com

//новости 24СМИ

//Новости

//50 Плюс

//Пиши-Читай

//Новости news.net.finam.ru

//Поп-новости

//Национальный Акцент

//Общество

Авиаторы спасают флот

№ 3 (494) от 28 января 2016 [«Аргументы Недели », Владимир Леонов ]

Авиаторы спасают флот
Фрегат «Ярослав Мудрый». Фото ТАСС

Большинство надводных кораблей развитых стран оснащены газотурбинными силовыми установками (ГТУ). СССР входил в тройку монополистов-производителей этой сложнейшей техники. Но в 1991-м настал час икс, и монополистом стала Украина.

Корабли-невидимки

До 2014 года украинское госпредприятие НПК газотурбостроения «Зоря»–«Машпроект» исправно поставляло новые агрегаты и ремонтировало двигатели кораблей, стоящих на вооружении российского ВМФ. И вот благостный для наших чиновников порядок рухнул – корабли строим, а движков нет. Хуже того, из-за износа двигателей встают на ремонт строевые боевые корабли, которым сегодня самое место не у заводской «стенки», а где-нибудь в Средиземноморье и других морях и океанах – внешних угроз в адрес России предостаточно, защищать интересы страны надо.

Корветы, фрегаты, эсминцы, крейсеры – все с украинскими (читай – иностранными) двигателями. Поднимать вопрос, почему рулевые промышленности проспали эту угрозу, бессмысленно. Решения, что нужно делать свои, принимались ещё в середине нулевых, деньги осваивались, результат известен. Расхождение слов (постановлений) с делами налицо. Та же история происходит в других отраслях. Где Ту-334 и Ил-114? Почему гражданская авиация оседлала «Боинги» и «Эрбасы»? Про элементную базу радиоэлектроники и станкостроения вообще говорить стыдно. Так и хочется подпевать Сергею Трофимову: «Дядя Вова, где посадки? Колыма вскопала грядки, и засеять огород просит весь честной народ…» Вице-премьер Дмитрий Рогозин носится по предприятиям Оборонно-промышленного комплекса и увесистыми пинками стимулирует «эффективных» менеджеров. После чего сроки сдачи некоторых изделий, в том числе и для кораблей ВМФ, возвращаются из туманного далёка во вполне осязаемый текущий год. Например, если долгожданные ГТУ для новых кораблей Рыбинское НПО «Сатурн» всего полгода назад обещало сдать на испытания в 2018-м, то сейчас уже грозятся предъявить в конце 2016 года. Прогресс налицо.

Фрегат «Ярослав Мудрый». Фото ТАСС

Двигатель фрегата. Фото ОАО ПГ «Новик»

А что же делать с кораблями из боевого состава флота? В феврале прошлого года на базу Балтийского флота после 196-суточного похода вернулся по-новому – фрегат, а по-старому – сторожевой корабль «Ярослав Мудрый». За кормой – Средиземное море, Индийский океан, пираты Аденского залива. И вышедший из строя один из двух форсажных двигателей ДО-90. Без него полный ход корабля невозможен. Вот он и стоит, ждёт силовую установку, такой вот корабль-невидимка. В морях его не видно. Конструкторской документации по двигателям нет, она в Николаеве. Оснастка, обвязка, специфический инструментарий – там же. Китайский путь тупого копирования заранее провальный – материалы, агрегаты и элементы корабельных газотурбинных двигателей развивались «Зоря»–«Машпроектом» с 1948 года. Но специалисты из промышленной группы «Новик», выигравшей тендер на ремонт множества кораблей отечественного ВМФ, выход нашли – отправились к авиационным двигателестроителям в Самару.

Неремонто-пригодное –отремонтировать

Почему «Металлист-Самара»? Предприятие работает с газотурбинными двигателями – раз. Владеет кучей технологий, производственными площадями и кадрами – два. Производством руководят Юрий Елисеев, суперпрофессионал авиационного двигателестроения, и генеральный конструктор Дмитрий Федорченко, ещё один непререкаемый авторитет-двигателестроитель. И, что немаловажно, «Металлист» не входит ни в одну госкорпорацию, это частное предприятие – «эффективные» менеджеры здесь отсутствуют как класс.

После проходной встречают самые известные изделия самарского предприятия. Спаренная зенитная установка ЗУ-23 сегодня одна из самых популярных на Ближнем Востоке: поставил в кузов пикапа «Тойота» или «Мицубиси» – и готова мобильная скорострельная огневая точка, 2 тыс. выстрелов в минуту. У нас её перестали выпускать десятилетия назад, но множество стран подхватили темп выпуска. Боеприпасы для неё делают даже в Швейцарии и Финляндии.

Тут же камера сгорания самых знаменитых «экспортоориентированных» отечественных ракетных двигателей – РД-180. Это для ракетоносителя «Атлас» (США). Она же РД-170, 171 – комплекс «Энергия-Буран».

Но главная изюминка – сложнейшие форсажные камеры двигателей НК-32 и НК‑25, которые установлены на сверхзвуковые стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-22М3. Завораживающая паутина! Тут пять контуров, коллекторов, которые регулируются по отдельности. Можно управлять мощностью форсажа, дозаторы – на каждый коллектор свой. Так достигается экономия топлива, растёт дальность, что для Дальней авиации важнейший фактор. Чтобы такой «узор» из трубочек был работоспособен, потребовались тысячи экспериментов – хрупкие на вид детали должны функционировать в чудовищно жарких условиях раскалённого газового потока. Может возникнуть детонационное или виброгорение, которые приводят к взрыву. Масса мелочей, и все должны быть взаимоувязаны и сбалансированы, чтобы работать гарантированно надёжно. Завод освоил эти камеры в 1982 году. Старьё? Ещё недавно двигатели истребителей Су-27 имели всего один контур – форсаж или есть, или его нет. Сегодня, правда, на двигателях для новых типов «Сушек», похожие решения тоже применили. Скорее всего, эта демонстрация технологий и сыграла решающую роль в принятии решения ПГ «Новик» осваивать ремонт корабельных двигателей на «Металлисте».

«Украинские судовые двигатели – совершенно новое для нас направление», – говорит генеральный конструктор «Металлист-Самара» Дмитрий Федорченко и несуетливо отвечает на вопросы.

– Сложная конструкция?

– Крайне неремонтопригодная. Сделана как одноразовая.

– И что?

– Разобрали, отремонтировали и собрали. На мой взгляд, там многое можно изменить.

– Как же на кораблях, в дальних походах с ними корабельные механики справляются?

– Корабль не самолёт – не упадёт, а турбин там несколько, – и резюмирует: – Там, в Николаеве, конструкторы отличные профессионалы. Просто школа другая.

Авиационная мысль вообще вещь интересная и материальная. Вспоминаю двери в СНТК им Н.Д. Кузнецова. Установленные под небольшим наклоном, конусно, очень легко открываются и под собственным весом закрываются. Не нужно никаких ломких доводчиков, пружин и прочей дребедени. Спрашиваю, почему так не делать везде? В ответ только саркастический смех. И никто не запатентовал – говорят, «так издревле было».

Досье «АН»

Импортозамещение по-императорски

Промышленная группа «Новик» названа в честь эскадренного миноносца типа «Новик». Головной корабль серии был принят в состав флота в 1912 году. Эпохальный корабль, образец для подражания всеми кораблестроителями мира, построен в 30 экземплярах и закончил службу в 50-х. Первый отечественный корабль с паротурбинной силовой установкой, работающей только на жидком топливе. Максимальная скорость и сегодня внушает почтение – свыше 37 узлов (почти 70 км/ч). Двигатели для головного корабля серии произвели и установили в германском Штеттине. Как выкручивались корабелы Путиловской верфи с началом Первой мировой войны? Видимо, импортозамещали. И к чести русской инженерной школы справились с задачей в кратчайшие сроки. Подданные кайзера, надо сказать, тоже оказались не лыком шиты – скопировали «Новик» и построили 8 эсминцев этого типа. И так вышло, что именно первому «Новику» в августе 1915 года пришлось вступить в бой с двумя потомками, германскими эсминцами V-99 и V-100. V-99 был повреждён артиллерийским огнём «Новика», попал на мины, выбросился на берег, и был окончательно уничтожен экипажем.

Главное – школа

Что такое школа – от генерального конструктора до квалифицированного рабочего? Представьте себе один из просторных и светлых цехов «Металлиста». Вокруг вертикально поставленного элемента двигателя плавно, как в древнем танце, двигаются два мастера:

– Сейчас мы изделие «Р» второго этапа собираем (НК-32 для стратега Ту-160. – Прим. ред.). Иногда и кувалдометр используем – видите, трубка кривая, надо ей размер поправить. Туда миллиметр – сюда полмиллиметра.

Тут же, на обвязке, торчат странные палочки. Спрашиваю:

– Эти операции прописаны в инструкциях?

– Нет, мы для себя ставим, потом уберём. Располовинили, чтобы потом зазор убрать. Серёг, это мы ещё в каком году придумали так делать, – ритуально обращается к напарнику: – В 85-м, что ли?

– А что же конструкторы?

– КонструкторА они такие. Вы что думаете, они всё сразу и заранее знают?

«Мама дорогая!» – подумал я. Не приведи Господи, уйдут эти носители знаний и умений – кто будет обеспечивать стратегический паритет?

Тут же стоят отремонтированные камеры сгорания фирмы «Сименс» – квалификация наших рабочих, оказывается, вполне соответствует европейским стандартам качества и технологиям.В чём отличие аналогичных западных производств? Возможно, там чище. Более улыбчивые люди и ухоженнее территория. Но тут я всегда вспоминаю образец организации дела – завод украинской компании «Мотор Сич», весь в розовых цветниках.

Крики ультралиберальных господ, что российская промышленность повсюду использует устаревшие и неэффективные советские технологии – ерунда. Но их вопли слышат все. Многие верят. Дать адекватный ответ чрезвычайно сложно, считает генеральный конструктор:

– Практически с любым инженером можно поговорить об искусстве, живописи. Но редко с каким гуманитарием получится обсудить режим, например, форсажной тяги.

Мне показывают газогенератор НК-32. Температура плавления никелевых сплавов – 1350 градусов. В полёте разогреваются до 2000 градусов, адской температуры – и всё нормально. Работает тонко настроенная система охлаждения! То самое, что называется научной и технологической школой.

Спрашиваю: «Российский Военно-морской флот не останется без судовых газотурбинных силовых установок (ГТУ)?»

– Если будет нормальная организация дела, то всё будет нормально. Не надо нажимать только на одну организацию – Объединённую двигателестроительную корпорацию (ОДК). Дескать, ремонтировать и производить корабельные ГТУ осилят только компании ОДК. Сейчас в ремонте уже четыре двигателя. «Новик» – компания, которая имеет контракты на ремонт целых кораблей. Они это умеют делать. А двигатель был первым и для них, и для нас.

Я видел в 2014 году самый первый двигатель, который прибыл «малой скоростью» в Самару. Груда ржавого железа! Казалось, его дешевле сдать в утиль. А сейчас он как новенький, и его ставят на фрегат «Ярослав Мудрый» – ожидается, что месяца через полтора фрегат обретёт полный ход. На очереди «Неустрашимый», БПК «Адмирал Чабаненко».

Ошибка в тексте? Пожалуйста, выделите ее и нажмите "Ctrl + Enter"



Весь номер в формате PDF, подписка

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте


//Новости ADWILE

//новости MIXADVERT.com

//Новости партнеров


helikon

//Авторы АН

Все авторы >>

//Музподарок от Юры Валова

Pic

//Новости

//Новости ADWILE

//Новости advert.mirtesen.ru

//Наши фотогалереи

//Читайте также

//D-agency.net

//Новости СМИ2

//Новости Lentainform.com

//Новости LiveInternet.ru

//Наши партнеры