СРОЧНО
|15:35  Инвестор вложит 1,3 миллиарда в тульский завод |15:35  Очевидцы рассказали о страшном пожаре на московском складе |15:12  Газовый баллон взорвался в одной из московских квартир |14:35  Президента Молдавии освистали во время выступления |14:20  Во время пожара в типографии погибла молодая девушка |13:43  Шестилетнюю девочку, пострадавшую от педофила, экстренно доставили в Астану |13:16  В одном из бизнес-центров Омска в шахту рухнул лифт с человеком |12:22  Названа причина пожара на складе в Москве |12:00  Призер Олимпиады продал свою медаль, чтобы оплатить операцию ребенку |11:52  Мутко обвинил комиссию WADA в фальсификациях |11:34  Появились страшные подробности гибели людей в ходе пожара на складе в Москве |11:05  Спецоперация в Кабардино-Балкарии завершилась уничтожением двух боевиков |11:03  Министр спорта РФ прокомментировал продажу подаренных олимпийцам автомобилей |10:40  МЧС: во время пожара на складе в Москве погибли 16 человек |10:31  В Казани женщина положила новорожденного в пакет и бросила на улице |09:31  В Москве загорелся склад: погиб человек |07:41  В Ростовской области собака насмерть загрызла младенца |07:31  В Москве водитель врезался в группу пешеходов и скрылся, погиб человек |26.08 22:26  Олимпийский чемпион объяснил, почему спортсмены продают подаренные BMW |26.08 22:11  Переговоры Лаврова и Керри снова прерваны |26.08 21:28  Де Мистура присоединился к переговорам в Женеве |26.08 19:40  В Люберцах взорвали подозрительный предмет |26.08 19:15  Лавров и Керри обсуждают ситуацию в Сирии уже восемь часов |26.08 19:06  Молдавия заявила о своем желании улучшить отношения с Россией |26.08 18:51  Тело одной из трех девочек, пропавших у реки в Амурской области, обнаружено |26.08 18:41  В России набирают популярность африканские сомы |26.08 18:06  УЕФА внёс серьёзные изменения в регламент Лиги чемпионов и Лиги Европы |26.08 17:58  Путин и Эрдоган решили, где и когда встретятся |26.08 17:57  Рогозин: «Россия – кулак в горле Запада» |26.08 17:21  Кирпич упал на голову прохожему в центре Москвы

//Мы в соцсетях

//НАШИ ПАРТНЕРЫ

PR

//новости Kadam.net

//новости 24СМИ

//Новости

//50 Плюс

//Пиши-Читай

//Новости news.net.finam.ru

//Поп-новости

//Общество

Необычный самолёт – тихая сенсация

№ 2 (493) от 21 января 2016 [«Аргументы Недели », Владимир Леонов ]

Необычный самолёт – тихая сенсация

25 декабря 2015 года на бывшем аэродроме ДОСААФ в Калужской области совершил первый полёт абсолютно новый красавец-самолёт для Военно-воздушных сил России. Скромно, без огласки. На самом деле – это настоящий прорыв!

СР-10 – немного истории

Самолёт СР-10 создан в инициативном порядке конструкторским бюро ООО КБ «Современные авиационные технологии» (КБ САТ). Впервые в истории это делает частная компания без привлечения средств из госбюджета. То есть заказчик получает готовый отечественный самолёт. И никакой дерготни с импортозамещением (это на заметку Военно-промышленной комиссии), настоящий подарок вице-премьеру Дмитрию Рогозину.

Работу над самолётом начали ещё в 2007 году, когда два энтузиаста Максим Миронов и Сергей Юшин основали КБ. Идея создать спортивно-пилотажный реактивный самолёт переросла в понимание, что машина должна заменить в лётных училищах и центрах подготовки ВВС стремительно стареющий учебно-тренировочный самолёт L-39 чешского производства.

В 2009-м макет СР-10 был показан на МАКС-2009, и специалисты высоко оценили его дизайн и расчётные характеристики. В последующие годы, пройдя огонь, воду и медные трубы, КБ САТ укрепилось. Появилась и производственная площадка, где готовы начинать серийный выпуск, – дагестанское ОАО «Авиаагрегат». В мае – июле 2014 года проект оброс серьёзными документами, появилось тактико-техническое задание на выполнение опытно-конструкторской работы, утверждённое Главнокомандующим ВВС МО РФ Виктором Бондаревым (сегодня он главком Воздушно-космических сил), согласованные и утверждённые Минобороны решения. По результатам испытаний предусмотрена закупка для частей ВВС учебно-тренировочного комплекса СР‑10 в количестве 100 единиц. Первые четыре самолёта должны быть изготовлены в этом году, в следующем – уже 26, в 2018–2019 гг. – по 35 единиц. У самолёта в серийном производстве отличные экспортные перспективы. А вдруг опять в стране возникнет призыв: «Молодёжь – на самолёт!»?

Минус десять

Для начала расшифровка СР‑10 – «Самолёт реактивный минус десять». «Минус десять» – это 10 градусов отрицательной стреловидности крыла, что уже сенсация. Любители авиации помнят совершенно футуристический истребитель Су‑47 «Беркут» с крылом обратной стреловидности. Он был показан на МАКС-1999 и 2001. Многие тогда посчитали, что это и есть грядущее «пятое» поколение. Но победила классика – самолёт так и остался экспериментальным, для полётов на сверхзвуке такая компоновка требует очень высокой, практически недостижимой при существующих технологиях жёсткости конструкции. И вот второй заход на эту же тему.

Правда, у СР-10 и стреловидность умеренная, и скорость дозвуковая. В этом случае такое крыло начинает сулить сплошные преимущества – отличную управляемость на малых скоростях полёта, лучшие взлётно-посадочные характеристики. Конструкторы уверяют, что по маневренности самолёт не уступает самолётам поколения 4+, то есть обладает сверхманевренностью. Самолёт будет способен выполнять все фигуры высшего пилотажа с максимальной перегрузкой +10 -8. Двухместная кабина, скомпонованная по схеме «тандем», оснащена катапультными креслами К-36, что позволяет обеспечить безопасность экипажа во всём диапазоне высот и скоростей пилотирования.

Первый полёт прошёл штатно. А при взгляде на мощную пневматику и стойки шасси видно, что машина способна выдержать «косяки» курсантов. Нет проблем и с двигателями. Первый экземпляр поднялся в небо с двигателем АИ-25ТЛ, которые стоят на L-39 и имеются на складах. Но СР-10 почти вдвое легче «чеха», поэтому тяговооружённость машины намного выше. В дальнейшем на самолёт возможно устанавливать самый современный отечественный двигатель АЛ-55,он ещё мощнее, а изменяемый вектор тяги добавит перчинки и позволит творить и опытным пилотам, и курсантам чудеса пилотажа самой высшей пробы. Ниша у самолёта в рядах ВВС между учебно-тренировочным винтовым Як-152 завода «Иркут» и Як‑130. Но заслуженный лётчик-испытатель и Герой России Магомед Толбоев горячится:

– Зачем сажать курсантов, которым предстоит летать на Як‑130, а потом на строевых «МиГах» и «Сухих», на винтовую машину с поршневым двигателем? Это же анахронизм! СР‑10 – вот идеальная учебно-тренировочная машина, самолёт-парта. Кабина пилотов по размерности, объёму и обзору специально соответствует нормативам боевой авиации. Предусмотрена возможность подвесок вооружения для учебных стрельб и пусков ракет.

ЮБИЛЕЙ

У Магомеда Омаровича Толбоева сегодня, в день подписания номера, юбилей – 65 лет. Часто, договариваясь с ним о встрече, натыкаешься на категоричное: «Завтра не могу, у меня полёты». Лётчик-испытатель легендарной программы «Энергия-Буран» в строю, и все, кто знает Магомеда, уверены – своё место в небе он освобождать не собирается. Кто не верит – попробуйте сами оценить его по-молодому стальное рукопожатие, резкие и точные движения, загляните в горящие юношеским задором глаза. Коллектив редакции «Аргументов недели» на правах старых друзей поздравляет юбиляра, у которого появилась очередная высокая цель – привести самолёт СР-10 на аэродромы страны. Чтобы российские пилоты были лучшими в мире. Так держать! Январь, Толбоев торжествует – опять есть цель и самолёт!

Ошибка в тексте? Пожалуйста, выделите ее и нажмите "Ctrl + Enter"



Весь номер в формате PDF, подписка

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте

//Новости ADWILE

//Новости партнеров


//Авторы АН

Все авторы >>

//Музподарок от Юры Валова

//Новости

Dom

//Новости ADWILE

//Новости advert.mirtesen.ru

//Наши фотогалереи

//Читайте также

//D-agency.net

//Новости Globalteaser.ru

//Новости СМИ2

//Новости Lentainform.com

//Новости LiveInternet.ru

//Наши партнеры