СРОЧНО
|22:31  В Ульяновске полицейский сбил двух детей |20:43  США отказались посылать делегацию в Астану на переговоры по Сирии |19:28  ЧП в московской подземке: на рельсы упал боец Росгвардии |17:40  Пьяный калужанин открыл с балкона стрельбу из автомата |17:16  Ле Пен назвала избрание Трампа ударом по Европе |16:58  Цены на газ существенно вырастут после президентских выборов 2018 года |16:42  Макарова прошла в четвертый раунд Australian Open-2017, Веснина завершила борьбу |16:21  Марин Ле Пен назвала “катастрофой” миграционную политику Меркель |15:37  Минфин хочет оставить россиян без наличности |15:16  Министр спорта одобрил стремление россиян выступать под нейтральным флагом |15:07  Питерский бомж нашел у КАД мумию в камуфляже |14:27  Силуанов: резервный фонд в 2017 году пополняться не будет |13:25  Песков рассказал о невозможности убрать «Искандеры» из Калининграда |13:02  Украинский посол анонсировал скорую встречу Порошенко и Трампа |12:58  Голубая мечта «Газпрома» - перевести население на мировые цены |12:08  Дмитрий Песков рассказал, выдаст ли Россия Сноудена |11:48  В Италии разбился автобус с детьми, погибло 16 человек |11:23  Владимир Путин готовится ко встрече с Дональдом Трампом |11:19  Самолет с сотней пассажиров на борту аварийно сел во Владивостоке |10:34  ФК "Манчестер Сити" купил 13-летнего игрока за рекордную сумму |10:14  Инаугурационная речь Трампа была яркой и театральной - бизнес-омбудсмен Титов |09:22  Администрация США станет публиковать зарплаты своих сотрудников |09:07  Турецкий парламент проголосовал за расширение полномочий президента |08:45  В Восточно-Китайском море пропало рыболовное судно с 12 рыбаками |08:05  Трамп станцевал на балу в честь своего президентства (ВИДЕО) |07:43  СМИ: инаугурационная речь Трампа стала самой мрачной в истории США |06:52  Трамп начал выполнять предвыборные обещания |20.01 22:53  Самарская область попробует застраивать заброшенные промзоны |20.01 22:41  Полицейские сломали парню протез |20.01 21:30  Информатором нового фильма о допинге стал бегун Дмитриев

//Мы в соцсетях

//НАШИ ПАРТНЕРЫ

helikon

//новости rtbsystem

//новости MIXADVERT.com

//новости 24СМИ

//Новости

//50 Плюс

//Пиши-Читай

//Новости news.net.finam.ru

//Поп-новости

//Общество

Необычный самолёт – тихая сенсация

№ 2 (493) от 21 января 2016 [«Аргументы Недели », Владимир Леонов ]

Необычный самолёт – тихая сенсация

25 декабря 2015 года на бывшем аэродроме ДОСААФ в Калужской области совершил первый полёт абсолютно новый красавец-самолёт для Военно-воздушных сил России. Скромно, без огласки. На самом деле – это настоящий прорыв!

СР-10 – немного истории

Самолёт СР-10 создан в инициативном порядке конструкторским бюро ООО КБ «Современные авиационные технологии» (КБ САТ). Впервые в истории это делает частная компания без привлечения средств из госбюджета. То есть заказчик получает готовый отечественный самолёт. И никакой дерготни с импортозамещением (это на заметку Военно-промышленной комиссии), настоящий подарок вице-премьеру Дмитрию Рогозину.

Работу над самолётом начали ещё в 2007 году, когда два энтузиаста Максим Миронов и Сергей Юшин основали КБ. Идея создать спортивно-пилотажный реактивный самолёт переросла в понимание, что машина должна заменить в лётных училищах и центрах подготовки ВВС стремительно стареющий учебно-тренировочный самолёт L-39 чешского производства.

В 2009-м макет СР-10 был показан на МАКС-2009, и специалисты высоко оценили его дизайн и расчётные характеристики. В последующие годы, пройдя огонь, воду и медные трубы, КБ САТ укрепилось. Появилась и производственная площадка, где готовы начинать серийный выпуск, – дагестанское ОАО «Авиаагрегат». В мае – июле 2014 года проект оброс серьёзными документами, появилось тактико-техническое задание на выполнение опытно-конструкторской работы, утверждённое Главнокомандующим ВВС МО РФ Виктором Бондаревым (сегодня он главком Воздушно-космических сил), согласованные и утверждённые Минобороны решения. По результатам испытаний предусмотрена закупка для частей ВВС учебно-тренировочного комплекса СР‑10 в количестве 100 единиц. Первые четыре самолёта должны быть изготовлены в этом году, в следующем – уже 26, в 2018–2019 гг. – по 35 единиц. У самолёта в серийном производстве отличные экспортные перспективы. А вдруг опять в стране возникнет призыв: «Молодёжь – на самолёт!»?

Минус десять

Для начала расшифровка СР‑10 – «Самолёт реактивный минус десять». «Минус десять» – это 10 градусов отрицательной стреловидности крыла, что уже сенсация. Любители авиации помнят совершенно футуристический истребитель Су‑47 «Беркут» с крылом обратной стреловидности. Он был показан на МАКС-1999 и 2001. Многие тогда посчитали, что это и есть грядущее «пятое» поколение. Но победила классика – самолёт так и остался экспериментальным, для полётов на сверхзвуке такая компоновка требует очень высокой, практически недостижимой при существующих технологиях жёсткости конструкции. И вот второй заход на эту же тему.

Правда, у СР-10 и стреловидность умеренная, и скорость дозвуковая. В этом случае такое крыло начинает сулить сплошные преимущества – отличную управляемость на малых скоростях полёта, лучшие взлётно-посадочные характеристики. Конструкторы уверяют, что по маневренности самолёт не уступает самолётам поколения 4+, то есть обладает сверхманевренностью. Самолёт будет способен выполнять все фигуры высшего пилотажа с максимальной перегрузкой +10 -8. Двухместная кабина, скомпонованная по схеме «тандем», оснащена катапультными креслами К-36, что позволяет обеспечить безопасность экипажа во всём диапазоне высот и скоростей пилотирования.

Первый полёт прошёл штатно. А при взгляде на мощную пневматику и стойки шасси видно, что машина способна выдержать «косяки» курсантов. Нет проблем и с двигателями. Первый экземпляр поднялся в небо с двигателем АИ-25ТЛ, которые стоят на L-39 и имеются на складах. Но СР-10 почти вдвое легче «чеха», поэтому тяговооружённость машины намного выше. В дальнейшем на самолёт возможно устанавливать самый современный отечественный двигатель АЛ-55,он ещё мощнее, а изменяемый вектор тяги добавит перчинки и позволит творить и опытным пилотам, и курсантам чудеса пилотажа самой высшей пробы. Ниша у самолёта в рядах ВВС между учебно-тренировочным винтовым Як-152 завода «Иркут» и Як‑130. Но заслуженный лётчик-испытатель и Герой России Магомед Толбоев горячится:

– Зачем сажать курсантов, которым предстоит летать на Як‑130, а потом на строевых «МиГах» и «Сухих», на винтовую машину с поршневым двигателем? Это же анахронизм! СР‑10 – вот идеальная учебно-тренировочная машина, самолёт-парта. Кабина пилотов по размерности, объёму и обзору специально соответствует нормативам боевой авиации. Предусмотрена возможность подвесок вооружения для учебных стрельб и пусков ракет.

ЮБИЛЕЙ

У Магомеда Омаровича Толбоева сегодня, в день подписания номера, юбилей – 65 лет. Часто, договариваясь с ним о встрече, натыкаешься на категоричное: «Завтра не могу, у меня полёты». Лётчик-испытатель легендарной программы «Энергия-Буран» в строю, и все, кто знает Магомеда, уверены – своё место в небе он освобождать не собирается. Кто не верит – попробуйте сами оценить его по-молодому стальное рукопожатие, резкие и точные движения, загляните в горящие юношеским задором глаза. Коллектив редакции «Аргументов недели» на правах старых друзей поздравляет юбиляра, у которого появилась очередная высокая цель – привести самолёт СР-10 на аэродромы страны. Чтобы российские пилоты были лучшими в мире. Так держать! Январь, Толбоев торжествует – опять есть цель и самолёт!

Ошибка в тексте? Пожалуйста, выделите ее и нажмите "Ctrl + Enter"



Скачать весь номер «АН» бесплатно

Обсудить наши публикации можно на страничках «АН» в Facebook и ВКонтакте


//Новости ADWILE

//новости MIXADVERT.com

//Новости партнеров


//Авторы АН

Все авторы >>

//Музподарок от Юры Валова

Pic

//Новости

//Новости ADWILE

//Новости advert.mirtesen.ru

//Наши фотогалереи

//Читайте также

//Новости СМИ2

//Новости Lentainform.com

//Новости LiveInternet.ru

//Наши партнеры