Ровно за месяц до выборов губернатора Иркутской области по поручению председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина были возбуждены уголовные дела, касающиеся строительства в Приангарье детских садов, которые прозвали «золотыми», и реконструкции так называемой губернаторской резиденции «Ангарские хутора». Это событие может серьёзно осложнить положение врио губернатора Сергея Ерощенко, который неоднократно упоминался в связи с этими делами, в том числе и нашей газетой.
«Золотые» детские сады
Одной из основных заслуг, которую себе ставит действующая власть в Прибайкалье, является работа по исполнению Майских указов президента по снижению очерёдности в детские сады. Только вот способы, которыми чиновники добиваются этой цели, не совсем честные и эффективные. Так, по данным Счётной палаты Российской Федерации, в Иркутской области строились самые дорогие детские сады, которые впоследствии выкупались за счёт регионального бюджета. Так, в Приангарье были построены три одинаковых детских сада на 49 мест по цене 75 млн рублей каждый. То есть создание одного места обошлось почти в полтора миллиона рублей. При этом львиная часть детских учреждений возводится одной и той же фирмой в отдалённых муниципалитетах Иркутской области, где и острой необходимости в детсадах нет. Строительство происходит по типовому проекту с использованием быстровозводимой технологии. По идее при условии выделения бесплатного участка под строительство, использования типового проекта, недорогих строительных материалов, отсутствия необходимости вести коммуникации стоимость таких зданий должна быть на порядок меньше. В реальности оказалось по-другому. Более того, те самые «золотые» детские сады были построены с многочисленными недоделками и, не проработав и года, закрылись на ремонт. Неоднократные обращения депутатов различных уровней с требованием провести проверку натыкались на сопротивление правоохранительных органов. Даже негативный акт Счётной палаты Российской Федерации, выявивший многочисленные нарушения, не стал для следственных органов поводом для возбуждения уголовного дела. Ещё бы, ведь строительством таких социальных объектов занимается близкий к действующему врио губернатора предприниматель Эдуард Мелконян.
«Секретный объект» стал местом для VIP-вечеринок
Ещё интереснее обстоят дела с другим не менее «популярным» в Иркутской области объектом – гостиничным комплексом «Ангарские хутора». Его называют резиденцией президента, но из глав государств там был только Борис Ельцин в далёкие 90-е. Зато сейчас частыми гостями в резиденции стали врио губернатора и его друзья. И это при том, что «Ангарский хутор» является запасным пунктом управления и засекречен. Именно из-за этого статуса депутаты Государственной думы и Законодательного собрания так и не смогли узнать, на что конкретно из бюджета области было потрачено почти 300 млн рублей. Проверка Контрольно-счётной палаты Иркутской области немного проливает свет на произошедшее. По данным аудиторов, в резиденции на 197 млн рублей была проведена реконструкция якобы к приезду президента России. Но Владимир Путин в Приангарье так и не заглянул. А вот заглянувшие в резиденцию проверяющие нашли там многочисленные нарушения бюджетного законодательства, нецелевое использование казённых средств и необоснованное завышение цен. Так, например, для объекта были приобретены и установлены 11 пожарных шкафов с комплектами пожарных рукавов на сумму 1,86 млн рублей. Изготовителем данного оборудования является новосибирское ООО ПО «Астра», и стоимость одного комплекта у производителя составляет 3800 рублей, а все 11 шкафов можно было приобрести за 42 тыс. рублей. Получилось, что цена этого же оборудования была завышена практически в 45 раз.
По-настоящему барской и вызывающей оказалась и комплектация тренажёрного зала, где установлены две ванны-джакузи из японского кипариса, которые вместе с дополнительным оборудованием обошлись бюджету в 2,9 млн рублей. При этом по заключению государственной экспертизы кипарисовые ванны должны были быть заменены на акриловые эквиваленты, максимальная стоимость которых – 318 тыс. рублей.
Стоит отметить, что реконструкцию «Ангарских хуторов» курировало Управление делами губернатора Иркутской области и правительства Иркутской области.
«Сотрудники прокуратуры выявили незначительные финансовые нарушения, хотя в акте КСП говорится совсем о других суммах. Так, в одном из ответов на моё имя указано, что Управлением делами губернатора Иркутской области ведётся работа по возмещению ущерба в сумме всего 1 миллион 255 тысяч рублей,что якобы создана комиссия для проведения служебной проверки по фактам, выявленным КСП. В результате три сотрудника управления делами, в том числе начальник Управления финансового обеспечения, привлечены к дисциплинарной ответственности. Кроме того, в ответе говорится, что по поручению прокуратуры подразделение по противодействию коррупции ГУ МВД России по Иркутской области по данным фактам проводит проверку. И где результаты этой проверки? Не понятно», – рассказывает депутат Государственной думы Антон Романов, неоднократно обращавшийся в правоохранительные органы с требованием провести тщательное расследование злоупотреблений при реконструкции «Ангарских хуторов».
Ледовый дворец снова «разморозили»
Не менее любопытно развивается история ещё с одним объектом, к которому причастен врио губернатора Иркутской области. Это известный долгострой – Ледовый дворец, возводящийся в областном центре уже второй десяток лет. В 2011–2012 годах его реконструкцией занималась компания «Спецстрой-7». Именно с этой фирмой связан скандал по исчезновению аванса в 140 млн рублей, перечисленного из областного бюджета. Дело в том, что «Спецстрой-7» располагался по одному адресу с управляющей компанией «Истлэнд», которую в 2011 году возглавлял нынешний врио губернатора Иркутской области. И именно он на многочисленных планёрках отчитывался о ходе работ на Ледовом дворце. Правда, после получения аванса, который компания так и не отработала, «Спецстрой-7» был обанкрочен. Но, что самое любопытное, уголовное дело по факту незаконного перечисления аванса было возбуждено лишь против директора областного управления капстроительства, которое было заказчиком строительства. А подрядная организация, аванс в 140 млн получившая и не выполнившая работы, по странному стечению обстоятельств от уголовного преследования ушла. Учитывая, что «Спецстрой-7» получил денежные средства и не продолжил работы, в отношении директора организации в августе 2014 года было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 159.4 УК РФ («мошенничество в сфере предпринимательской деятельности, совершённое в особо крупном размере»). В рамках расследования этого уголовного дела директор ООО «Спецстрой-7» объявлен в федеральный розыск.Но в суд дело до сих пор не передано.
Александр Бастрыкин поторопил подчинённых
В пятницу 14 августа на официальном сайте Следственного управления по Иркутской области появилось сообщение: ««В связи с обращениями депутатов Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации о проверке следственным путём ряда действий должностных лиц Иркутской области следователями регионального управления Следственного комитета, несмотря на ранее проведённые по аналогичным сообщениям доследственные проверки, по указанию председателя Следственного комитета Российской Федерации возбуждён ряд уголовных дел. В ходе следствия будут дополнительно проверены факты приобретения и строительства зданий детских садов, а также расходования денежных средств на строительство Ледового дворца и реконструкции гостинично-оздоровительного комплекса, принадлежащего Иркутской области».
Депутат Государственной думы Сергей Левченко рассказывает: «12 августа у меня была встреча с Александром Ивановичем Бастрыкиным по тем вопросам, с которыми и я, и другие депутаты Госдумы, и депутаты Заксобрания Иркутской области к нему обращались. Мы обсуждали три темы. Первая – это строительство Ледового дворца. Александр Иванович был возмущён тем, что дворец столько лет строится за бюджетные деньги, но до сих пор не сдан, а в суд переданы не все уголовные дела. Он сказал, что поставит под личный жёсткий контроль передачу уголовного дела по Ледовому дворцу в сентябре.
Вторая тема – это детские сады, которые массово строятся на территории Иркутской области. В прошлом году закончилась проверка Счётной палаты, в ходе которой были выявлены многочисленные нарушения в строительстве и покупке детских садов. Эту проверку инициировал я, и её поддержали 92 депутата Государственной думы. Все материалы проверки были переданы в следственные органы, но уголовного дела по ним возбуждено не было. Александр Иванович также был возмущён этим фактом и сказал, что дела возбудят сегодня же.
Третья тема – это «Ангарские хутора». Бастрыкин в курсе этого дела, поскольку к нему были неоднократные обращения в декабре прошлого года после проверки нашей Контрольно-счётной палаты. Она выявила многочисленные факты, о которых говорилось и в наших, и в федеральных СМИ. Но прошло уже больше полугода, уголовное дело не возбудили. Более того, потом документ о проверке КСП засекретили, чтобы никто о нём не узнал. Александр Иванович также сообщил, что лично инициирует возбуждение уголовного дела».
Как анонимно рассказывают следователи из иркутского управления СК, расследование ведут московские специалисты СКР, запрашивается огромный массив информации, что говорит о серьёзности намерений.
Можно предположить, что в федеральном центре достигли определённого компромисса – следователи добросовестно выполняют свою работу, но о ходе дела СМИ и общественность не информируют, поскольку это может повредить ведущему сейчас сложную предвыборную кампанию врио губернатора Сергею Ерощенко. Между тем сам факт возбуждения уголовных дел, фигурантом которых может стать господин Ерощенко, говорит о том, что уровень его поддержки в Москве резко снизился. Поэтому не исключено, что в случае победы Ерощенко на выборах, а скорее всего, даже если она и будет, то очень тяжёлой и, вероятнее всего, в двух турах, в Иркутской области может произойти тот же сценарий, что и с губернатором Брянской области Николаем Дениным. Напомним, что господин Денин, будучи непопулярным в регионе, избрался благодаря жёсткому административному ресурсу.Но через год был отрешён президентом Путиным от должности в связи с утратой доверия.