На Донбассе вновь начинаются ожесточённые бои. Украинские войска обстреливают Горловку, Донецк и другие населённые пункты. Бесконечно это продолжаться не может. Нужно найти решение проблемы, корни которой уходят в наше недавнее прошлое. Главная, фундаментальная основа нынешнего конфликта на юго-востоке Украины была заложена в первые годы советской власти, когда партийно-государственное руководство Советской России, а затем СССР, волюнтаристски руководствуясь сугубо идеологическими мотивами, кроило и перекраивало административные границы страны.
Выступая на Х съезде РКП(б), народный комиссар по делам национальностей РСФСР И. Сталин откровенно заявил: «В 1918 и 1920 годах мы вели работу по линии административного передела России по национальному признаку в интересах сближения трудовых масс отсталых народов с пролетариатом России». Именно в соответствии с этой установкой 15 февраля 1920 года им было подписано постановление об образовании Донецкой губернии в составе Украинской ССР из частей Харьковской, Екатеринославской губерний и области Войска Донского. 23 марта это решение одобрили ЦК партии и Совнарком, а 2 апреля того же года утвердил ВЦИК. Так во имя ложного идеологического мифа – классового перевоспитания народившейся мелкобуржуазной автономной Украины – целые регионы с миллионами русских жителей были переданы под власть другого государственного образования, под руководство другой, вновь создаваемой «титульной» нации.
Что думает и чувствует по этому поводу сам русский рабочий класс, которому предстояло пролетаризировать украинских крестьян, никого не интересовало. В том же выступлении на Х съезде партии Сталин не сомневался: «Ясно, что если в городах Украины до сих пор ещё преобладают русские элементы, то с течением времени эти города будут неизбежно украинизированы». Причём данный процесс протекал отнюдь не стихийно. В 1923 году XII съезд РКП(б) принял специальную резолюцию по национальному вопросу, предусматривавшую курс на «коренизацию» в национальных республиках и регионах партийного и государственного аппаратов, усиленное внедрение национальных языков в систему образования, делопроизводство, издательскую деятельность и т.д. На Украине «коренизация», естественно, проводилась в форме «украинизации».
Во исполнение установок партийного центра последовал ряд соответствующих решений партийных, правительственных и советских органов Украины. Как и во всех других подобных случаях, отдельные правильные меры (по отношению к украинскому населению – это развитие национального языка, науки, культуры, искусства) сопровождались традиционными перегибами (по отношению к русскому населению – украинизация носила принудительный характер). Второй президент постсоветской Украины Л. Кучма в своей программной книге «Украина – не Россия» без излишней политкорректности признал: «Украинизация советского типа, о чём часто забывают, имела один общий знаменатель с украинизацией в УНР и Украинской Державе Скоропадского, а именно – дерусификацию… если бы не проведённая в то время украинизация школы, нашей сегодняшней независимости, возможно, не было бы».
Таким образом, русское население переданных Украине территорий подверглось сознательному, целенаправленному изменению национального самосознания и образа жизни, переформатированию национально-культурного кода. С провозглашением независимости Украины в 1991 году украинизация стала основой культурной, образовательной и информационной политики новой страны. Ударное строительство мононационального государства вступило в открытую, решающую фазу.
Итоговая оценка всей политики украинизации в советское и постсоветское время – социально-политический взрыв, прогремевший в Донбассе весной 2014 года. Его детонатором стали ни социально-экономическое положение в регионе, ни коррупция центральной и местной власти, ни другие важные обстоятельства и события, официально объявленные главными причинами киевского майдана. Донбасс в целом майданный протест не поддержал. Ситуацию взорвало объявленное новой киевской властью намерение окончательно украинизировать юго-восток Украины, полностью подчинить его духовно-идеологическим ценностям западно-украинского национализма, лишить русское и русскоговорящее население тех куцых прав на использование русского языка, которые давал закон Украины «Об основах государственной языковой политики» от 8 августа 2012 года.
Таким образом, суть проблемы состоит в том, что, с одной стороны, украинская власть не желает и по определённым причинам не может отказаться от стратегии построения мононационального украинского государства, а с другой – несмотря на уже 90-летнюю историю пребывания в составе Украины, русское население на это несогласно. В рамках нынешнего государственно-территориального устройства Украины эта проблема неразрешима. Это, кстати, прекрасно понимает народ Донбасса. На референдуме 11 мая 2014 года в ДНР из 74,87% избирателей, принявших участие в голосовании, 89,07% высказались за государственный суверенитет ДНР и только 10,19% – за единую Украину. В ЛНР из 81% проголосовавших избирателей 90,53% – за государственный суверенитет ЛНР и 9,04% – за единую Украину. При всей обоснованности претензий к легитимности и организации данного референдума можно с уверенностью предположить, что большинство жителей Донбасса – за независимость от Украины.
В течение последнего года наметилось несколько путей разрешения проблемы русского населения юго-востока Украины. Киевская власть совершенно очевидно избрала силовой вариант. При этом сам характер действий ВС Украины, широкое применение ими запрещённых методов и средств ведения войны неопровержимо свидетельствуют, что решается задача безоговорочного покорения населения Донбасса или его уничтожения. Вариант федерализации или хотя бы автономизации официально неоднократно отвергался как неприемлемый.
Позиция руководства ДНР и ЛНР трансформировалась от заявлений о невозможности дальнейшего пребывания в составе Украины и необходимости установления с ней равноправных и взаимовыгодных экономических отношений до согласия на особый статус отдельных районов Донецкой и Луганской областей в составе Украины и в соответствии с украинским законодательством. Естественно, что позиция руководства Донецкой и Луганской республик в решающей степени зависит от позиции России. Результат этой трансформации зафиксирован в Минских соглашениях от 12 февраля 2015 года, выработанных в «нормандском формате».
Вся противоречивость и ненадёжность Минских соглашений обусловлена тем, что в них не решена главная проблема всего конфликта – не признано право русского и русскоговорящего населения Донбасса на свою национальную и культурную идентичность, а всего населения Донбасса – на государственное самоопределение. Позиция России в данном вопросе обусловлена многими причинами. Несмотря на многократные заявления об обратном, она всё больше трансформируется под давлением Запада. Некоторые российские аналитики и политики считают также, что, находясь в составе Украины, Донбасс будет залогом хороших отношений России и Украины и не даст последней вступить в НАТО. Это иллюзорная надежда решить проблемы России за счёт Донбасса. После всех принесённых жертв Донбасс вряд ли захочет играть такую роль. Ему будет проще и выгоднее подстроиться под киевскую власть. А Россия, теперь уже навсегда, лишится этого верного союзника.
Исторический опыт российско-украинских отношений в ХХ веке свидетельствует, что все попытки решать вопросы территориально-политического устройства и национального строительства «сверху», не считаясь с мнением народа, приводят к большим ошибкам, жертвам и издержкам. Свою судьбу должен решать сам народ. Задача власти – лишь обеспечить людям условия для такого выбора. Русское и русскоговорящее население Донбасса, точно так же как и население Крыма, оказалось в составе другого государства не по своему выбору, а по волюнтаристскому решению партийно-государственного руководства. Именно поэтому все совершенно справедливые аргументы, которые высказаны президентом В. Путиным в фильме «Крым. Путь на Родину» в пользу проведения референдума в Крыму, в пользу права народа Крыма самому определить своё будущее, в полной мере относятся и к народу Донбасса.
На всех последующих переговорах по урегулированию в Донбассе главным требованием России должно быть безусловное признание права народа Донбасса на государственное самоопределение. Главное предложение – проведение свободного, демократического референдума под объективным международным контролем. Народу Донбасса должно быть предоставлено право самому выбрать один из трёх вариантов своего будущего: «ДНР (ЛНР) – самостоятельное государство», «ДНР (ЛНР) – в составе России», «ДНР (ЛНР) – в составе Украины».
Только открытая принципиальная позиция, опирающаяся на важнейший демократический принцип международного права – право народа на самоопределение, поможет России исправить свою историческую ошибку перед народом Донбасса. Кроме того, это позволит дистанцироваться от обсуждения деталей взаимоотношений Киева и Донбасса. Естественно, что Украина будет готова к ответственным мирным переговорам и соблюдению взятых на себя обязательств только после новых серьёзных военных поражений. Поэтому в условиях, когда США и ряд стран Европы открыто оказывают военную помощь Украине, у России появляется больше оснований для оказания симметричной помощи республикам Донбасса.