Аргументы Недели → Общество № 31(423) от 21.08.2014

Мал золотник, да дорог!

, 19:58

Уже 20 лет подряд в августе отмечается Международный день коренных народов. Провозгласила его ООН в начале Десятилетия коренных народов мира. Предполагалось, что в этот срок удастся существенно улучшить условия жизни этих немногочисленных этносов. Однако времени на решение задачи не хватило, а потому следом провозгласили второе Десятилетие коренных народов, которое, собственно, и заканчивается в нынешнем году. Но, судя по всему, третьего десятилетия для решения столь непростой проблемы нам не избежать.

Коренными в мире считаются народы, которые живут на территории своих предков и жили там до возникновения централизованных государств, сохраняют свои социальные институты и обычное право, имеют иной язык, чем у остального населения, но главное – воспринимают себя как иных. А малочисленным по российскому законодательству является народ, насчитывающий менее 50 тыс. человек.

Руководитель Ассамблеи народов России Светлана Смирнова справедливо напомнила, что в нашем государстве большинство народов сформировались не где-то там за рубежом, а именно на территории своей страны, а значит, все они относятся к коренным народам мира. Причём крупные этносы – русские, татары, буряты и так далее – не исключение. А 9 августа она рассматривает как день дополнительного привлечения внимания к тем народам, которые нуждаются в защите:

– Прежде всего мы говорим в этот день о малочисленных народах, которые нуждаются в особой поддержке государства для сохранения традиционной среды обитания, промыслов, родных языков, своих традиций и обычаев.

Нынешний – 2014 год в Международном десятилетии коренных народов мира посвящён преодолению разрыва между теми, кого называют коренными, и их соседями – остальным населением. Однако, по словам ведущего научного сотрудника Института антропологии и этнологии РАН Натальи Новиковой, в России всё ещё существует определённый разрыв между уровнем жизни коренных малочисленных народов и большинства россиян. Причины тому разные: экономические, социальные, экологические и даже юридические.

Так уж случилось, что в местах проживания коренных малочисленных народов находятся богатейшие месторождения полезных ископаемых. Поэтому на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке фактически возникла конкуренция между недропользователями и коренными народами. Последним нужны возобновляемые биологические ресурсы: вода, пастбища, леса. А добывающим компаниям – полезные ископаемые. Соблюсти интересы всех на одной территории очень непросто. Ведь добыча углеводородов, как правило, влечёт за собой экологические проблемы. В результате деятельности промышленных компаний уменьшается территория традиционной среды обитания коренных малочисленных народов, вместе с этим уходит привычный образ жизни, а значит, и традиции.

По словам Новиковой, в Западной Сибири с начала 90-х годов ситуация стала меняться к лучшему. Часть земель закрепили за коренными народами, однако такие территории традиционного природопользования обозначены пока только на региональном уровне и недостаточно защищены законодательством.

В регионах России проблему земли решают по-разному: в одном заключают договора с определёнными семьями, в другом – с организациями коренных малочисленных народов. Самой удачной Новикова считает схему, которая действует на Сахалине. Там подписан трёхсторонний План содействия развитию КМНС между правительством области, добывающей компанией «Сахалин Энерджи» и организациями местных малочисленных народов. По этому соглашению выделяются гранты на развитие хозяйства аборигенов, а не только на организацию фестивалей или публикацию книг, как в других регионах. Учёный надеется, что такое сотрудничество скоро станет нормой и для крупных отечественных компаний типа «Газпрома» и «Роснефти».

Президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (АКМНСС и ДВ) Григорий Ледков уверен, что проблемы коренных малочисленных народов актуальны для многих россиян. И связаны они в основном с труднодоступностью мест проживания, где люди сталкиваются с невозможностью улучшить жилищные условия, отсутствием инфраструктуры, трудностями обеспечения медицинским обслуживанием и получения образования.

Но есть и сложности, типичные только для малочисленных народов. К примеру, ведущих кочевой и полукочевой образ жизни. Советская практика обучения детей оленеводов в школах-интернатах привела к тому, что новое поколение отказывалось от традиционного образа жизни. Сейчас в России возрождаются Кочевые школы, которые позволяют детям обучаться без отрыва от традиционного образа жизни их родителей.

Государство регулярно выделяет немалые средства на поддержку коренных малочисленных народов, но тем не менее само становится объектом их жёсткой критики. Самые большие баталии ведутся вокруг квот на вылов рыбы. Эта проблема волнует народы, ведущие традиционный образ жизни, от Мурманской области до Сахалина. Часто рыболовы-аборигены не успевают должным образом оформить нужные документы. В этом году ситуация особенно обострилась на Камчатке. В результате общины, получившие квоты, решили поделиться рыбой с теми соплеменниками, которым не так повезло.

Решение проблем малочисленных народов АКМНСС и ДВ видит в изменении ряда федеральных законов, чтобы привести их в соответствие с современными реалиями жизни. Григорий Ледков настаивает на целом блоке поправок в законодательство, которые навели бы порядок в определении принадлежности к коренным малочисленным народам, взаимодействии с промышленностью, изъятии земель, компенсационных мероприятиях и механизмах создания территорий традиционного природопользования.

Наталья Новикова основной проблемой коренных малочисленных народов России назвала полное отсутствие этнической статистики:

– Как могут тратиться государственные деньги, выделяемые на программы, если никому не известно, сколько вообще у нас аборигенов, в каких местах они живут и какие у них проблемы?

Лидеры национально-культурных организаций коренных малочисленных народов всё чаще жалуются, что им в мире отвели роль «декоративных наций». Член рабочей группы ООН по правам человека, транснациональным корпорациям и иным видам бизнеса Павел Суляндзига недоволен тем, что мировое сообщество признаёт только право коренных народов на сохранение традиционности, но отторгает право на развитие. Такой подход он считает ущербным и дискриминационным. По его мнению, впору объявлять третье Десятилетие коренных народов мира.

Возможно, так оно и будет, ведь разработка месторождений Арктики немыслима без учёта мнения её коренных обитателей – малочисленных народов Севера. И похоже, здесь России предстоит совершить своего рода интеллектуальный прорыв, разработав на основе своего уникального исторического опыта особый, максимально справедливый алгоритм взаимодействия аборигенного населения, промышленников, государства и природы. Ведь примеров таких действительно гармоничных отношений пока на нашей планете, увы, не наблюдается.

 

Подписывайтесь на «АН» в Дзен и Telegram