Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 27(419) от 24.07.2014

Мост в будущее

, 16:37 , Обозреватель отдела Общество

Почти тридцать лет новосибирская группа «Калинов мост» играет русский рок. Может быть, самый русский рок. Её глубинные национальные корни видны уже из названий альбомов: «Узарень», «Дарза», «Выворотень», «Травень», «Ледяной походъ»…

В этом году основатель, вокалист и автор группы Дмитрий РЕВЯКИН празднует своё пятидесятилетие.

Единство в многообразии

- Играет ли русский рок сегодня значимую социальную роль, как когда-то раньше?

- У любой музыки есть социальная роль – и у поп-музыки, и у фольклорных ансамблей. Другое дело, что сегодня общество атомарное, раздробленное, и влиять на него бесполезно.

- Можно сказать, что и русский рок стал атомарным. В перестройку вы все были единомышленниками…

- Не только мы, а общество в целом. Все жили ожиданиями перемен, осмыслением истории, своего места в ней. Творили всей страной, в каждом городе. Бесподобное время. Я счастлив, что был и участником, и наблюдателем за теми процессами, сопереживал вместе со всеми.

- А сегодня картина, условно, такая: Шевчук и Борзыкин – либеральная оппозиция, Глеб Самойлов – красно-коричневая революция, Вадим Самойлов и БГ – друзья Суркова, а вы с Кинчевым – национал-патриоты, которые находятся в стороне от политической «движухи».

- Все, кого вы перечислили, – очень значимые для меня фигуры. Я слежу за ними, обязательно прослушиваю каждую их работу. Сюда же относятся и «Пикник», и бутусовский «Ю-Питер», и «Сплин». Ничего подобного этим именам – по масштабу и по влиянию – я на горизонте не вижу, за исключением лишь одной группы – «25/17». И я не согласен, что мы не едины. Правильнее говорить о разветвлении. Каждый обретает себя по-своему, отображает то, чем живёт сейчас. Я всех их люблю, обожаю.

- И противоречий между ними не видите?

- Фундаментальных – не вижу. Никогда ни с кем из-за идеологии не ссорился и не собираюсь. То, что происходит сегодня (Майдан, Юго-Восток и всё вокруг этого), - результат идеологических распрей. Люди ругаются даже внутри семей – что уж говорить о друзьях. Надо быть терпимее, мудрее. Тем более, позиция человека со временем меняется. Можно прочесть пять книг и занять определённую позицию, а потом прочесть другие книги или приобрести какой-то религиозный опыт.

- С вами примерно так и получилось: вы были хиппи, затем – язычником, а теперь вы православный.

- С хипповских времён у меня остались длинные волосы – в этом смысле я заморозился. Также неизменным во мне является то, что я всегда понимал: вокруг что-то несправедливо. Поскольку я человек коллективный, то в одиночестве восстанавливать справедливость мне неинтересно – я всегда искал для этого партизанский отряд (смеётся).

- И кто сегодня составляет ваш партизанский отряд?

- А вот все те, кого мы с вами перечислили. Все они отображают тот или иной локус общества.

- Общаетесь с коллегами?

- Общаемся на фестивалях. В гости могу зайти только к Кинчеву. Нередко пью чай на студии группы «25/17» – очень люблю бывать у них.

Брат на брата

- Вы упомянули Юго-Восток. Что скажете на эту тему?

- А что тут скажешь? Идёт братоубийственная война – и ни одной акции, которая бы призывала это прекратить.

- Не занимаете ни одну из сторон?

- Нет, конечно. Ту или иную сторону занимают жертвы пропаганды. Жаль, что на пропаганду ведутся прекрасные люди – идеалисты, романтики. Недавно я встречался с терскими казаками в Пятигорске и говорил им: «Зачем вам это? Вы здесь пригодитесь, когда возникнет тяжёлая ситуация». Казаков специально направляют туда, чтобы их там поубивали. А тех, кто выживет и вернётся, пересчитают и «зачистят».

Я надеюсь, что российские и украинские масс-медиа – этот беспрецедентный гиперболоид, выжигающий сознание людей, – всё-таки будут повержены здравым смыслом. Надеюсь, возобладают личные связи между людьми. Для меня это безумие – считать русских и украинцев врагами.

- Вряд ли вы сможете объяснить это людям, чьи родные погибли под украинскими снарядами.

- Согласен. Не понимаю, как теперь замириться. Всё специально было сделано для того, чтобы это стало невозможным.

- «Ждут героев ангелы рая», - поёте вы о казаках. К бойцам на Юго-Востоке это не относится?

- Сложный вопрос. С одной стороны, сказано: кто душу свою положит за други своя, тот найдёт дорогу в царствие небесное. С другой стороны, воины на Юго-Востоке убивают единоверцев. В общем, не мне судить об этом.

- Кстати, а точно ли ваше боевое творчество не внесло своей лепты в пожар войны?

- Этот момент нельзя как переоценивать, как и недооценивать. Из истории известно: сначала были скальды и только потом появились викинги. Весь боевой эпос был спет до военных походов. Таковы исторические законы. Я своё творчество воспринимаю отчасти эпическим – как не петь о войне, о мужестве, о достоинстве? «Ангелы Рая» – это конкретное посвящение запорожским и донским казакам. Их история меня с детства трогает и вдохновляет.

- У вас не появилось ощущение в связи с войной, что в песнях надо меньше внимания уделять милитаризму?

- Нет у меня таких ощущений. Потому что войны без денег не бывает. Я себя виноватым вообще не ощущаю. В конце концов, чувство войны живёт во всех. В повседневной жизни тоже приходится доказывать, что ты чего-то стоишь. Вгрызаться зубами в обстановку.

Высокий жанр

- И «Ангелы рая», и «Мать Европа» в 2010 году возглавляли хит-парад на известной рокерской радиостанции. Меня это удивило. «Мать Европа» – настоящий правый манифест, а национальная идеология в России обычно не приветствуется.

- Меня это тоже удивило. Может быть, просмотрели. Может быть, это чьи-то технологии по сканированию общественной ситуации. К слову, в том же году случилась Манежка.

- Как относитесь к тому, что вашей группе приписывают евразийство?

- Нам его можно приписать только в материковом смысле. Идеологическое евразийство – это «спасибо монголам за то, что дали нам вертикаль власти». Я не люблю эту идею. Но она сейчас очень приветствуется и к тому же хорошо сочетается с красным проектом, который никто не отменял. Носители евразийства свили вокруг Кремля паутину и транслируют эту идеологию нашим руководителям.

- Ваш последний альбом «Contra» был направлен против революционных тенденций в России?

- Нет. Наш альбом – это наша реакция на процессы, которые происходят внутри нас и снаружи. Можно же вслушаться в песни и понять, о чём они.

- Можно вслушаться и услышать: «Упыри болотные, псы произвола…»

- Песня была написана до Болотной. Упыри болотные – это, скорее, некоторые руководители с питерских болот.

- Тонко… Но вы же наверняка знали, что многие поймут песню так, как понял я.

- Нет, я не думал об этом. А может, и думал, но не придал значения. На протяжении всего многолетнего существования группы наши песни пытаются как-нибудь трактовать. И очень редко попадают в точку. В то же время это и заслуга «Калинова моста», что песни можно интерпретировать по-разному. Жизнь – штука сложная: не всем подходит один и тот же рецепт.

- И всё же ассоциация с Болотной – ну очень навязчивая.

- Возможно. Для меня всё это быстро проносится. Одна пластинка, другая… Нет времени всё это мусолить, обсасывать эти кости. Отдаёт самолюбованием каким-то. Это не моё.

- После выхода пластинки «Ледяной походъ» в 2007 году вы сказали, что миссия «Калинова моста» выполнена. Зачем же дальше стараться?

- Старание, видимо, в крови. Потребность что-то сделать. Уже нет юношеского самоутверждения – есть творческие задачи. Наше творчество достаточно объёмное: тут и лирика, и нежные песни для девчонок, и марши с манифестами, и песни-размышления (не люблю слово «философский»). И примитивизм для дженерейшена – «Мать Европа», например.

- Вы, значит, относитесь к этой песне несерьёзно?

- Я отношусь к ней серьёзно. Она получилась. Я попробовал себя в этом качестве: сказал всё простым языком, без особой образности. И сработало – дженерейшен откликнулся.

- Вы так заинтересовались событиями на Майдане, что даже приехали в Киев взглянуть на происходящее. А сами в протестах не участвуете? Смысл рока для вас заключается не в протесте?

- Никогда не участвовал. Разве что в студенческие времена. Нам запретили танцы, мы собрались, что-то покричали. Было хорошо. На этом моё участие в общественном протесте завершилось (смеётся). Да, рок для меня – это не низкий жанр, не агитки, не провокации. Это поиск ответов. Это безумно любимая работа со словом, в которой ощущаешь себя счастливым и можешь разделить счастье с другими.

Мать Сибирь, отец Питер

- В «Сибирском марше» вы пели: «Когда умрут наши костры, вас станет знобить». Не умерли костры?

- Нет, не умерли. Пример группы «25/17» показывает: есть и силы, и люди. Приезжают делегаты в Москву (смеётся). Сибирь – сакральное место. Не избежать, конечно, общемировой войны за неё. За воду, за ресурсы.

- Сибиряки сильно отличаются от москвичей?

- Я бы сказал, что и подмосковные люди отличаются от московских. В Москве бешеный ритм. Гораздо больше искушений. Невозможно расслабиться, посмотреть вокруг и на самого себя. Надо постоянно двигаться, уклоняться, внимательно переходить дорогу. Пытаться выспаться – бесполезно. Таков мегаполис. Его население будет только расти – за счёт гостей.

- Название альбома «Ледяной походъ» - это отсылка к сибирскому походу Колчака?

- К Каппелю, к Колчаку. Да, это стержень.

- Полагаете, возрождение России придёт из Сибири?

- Верно. Если это возрождение будет.

- Вы говорите: «Я в Москве не живу, я в ней работаю». Так и не появилось любви к столице?

- Любви? Я, пожалуй, однолюб всё-таки. К Москве ровно отношусь.

- А Питер любите?

- Очень специфический город. Как турист, наверное, люблю.

- «Калинов мост» – ни разу не питерский рок?

- Так сказать нельзя. Питеру – низкий поклон. Мы помним, что он нас принял, полюбил, обогрел, накормил, напоил. Возился с нами в период нашего становления. У нас очень глубокие связи с этим городом. Наши питерские концерты по-прежнему проходят феерически. Питеру удалось сохранить, удержать дух 80-х и начала 90-х. Это анклав, где люди по-прежнему приходят на концерты не в качестве потребителей.

- Как относитесь к тому, что публика на концертах требует хиты и, как правило, не очень радуется новым песням?

- В том-то и дело: сейчас не 80-е, когда люди на концертах воспринимали новые песни, как говорится, с листа. Теперь радио-массив делает своё дело, в определённой степени зомбирует людей, и они отвыкают мыслить на концертах, воспринимать музыку живьём. Хотя на днях я выступал в Новгороде – один, с гитарой, как автор-исполнитель. Почти два часа пел новые песни, в том числе те, которых никто не слышал (даже я их толком не слышал). Аудитория отлично реагировала. Получается, люди всё-таки готовы к этому. Зависит, видимо, от ситуации и от ощущения, что всё делаешь правильно.

- А в Москве вы в таком формате не выступаете?

- Не зовут. Могу выступить, если вышла сольная пластинка или книга стихов.

Всегда готов!

- Вы сказали, что почти не видите музыкантов, которые могут придти на смену вашей волне…

- Ну, это мне так кажется. У молодых – своя музыка, свои герои.

- Я не самый молодой человек, но всё-таки по возрасту гожусь вам в сыновья. И тоже не вижу плеяды музыкантов, подобной вашему поколению. Есть «25/17», есть NoizeMC, есть «Грот», но о плеяде говорить не приходится.

- Тогда время было особое, отдельное. Наше поколение тем и отличается. Невозможно такое, чтобы следовала плеяда за плеядой. Была, например, команда Лобановского, которая играла на чемпионате мира по футболу в Мексике, а потом взяла серебро на чемпионате Европы. С тех пор ничего подобного не произошло. В музыке – то же самое. Страна такая. Нет преемственности, школы, дисциплины, самодисциплины. Всё хаотично, случайно.

- Ваша группа при участии многих вокалистов записала пластинку из песен крупнейшего поэта русского рока – барда Александра Башлачёва. Но диск до сих пор не вышел.

- Есть вероятность, что он выйдет осенью. Это вопрос к издателю.

- Какое место занимает Башлачёв в вашей жизни?

- Одно из главных – среди поэтов, которых я люблю, которым доверяю, у кого учусь. Мы записали пластинку, исходя из того, что Александр Николаевич всё-таки очень хотел собрать группу, озвучивал свои музыкальные представления. Он говорил, что завидует авторам, которые исполняют свои песни вместе с группой.

- Кстати, насчёт группы. В 2000 году вы говорили, что поначалу «Калинов мост» был группой, а потом от группы ничего не осталось: вы играете, а вам подыгрывают, и всё.

- Был такой период. Четыре-пять лет. Мы исполняли на концертах старые песни, просто чтобы не забывалось название. Но в студию идти было нельзя, потому что в коллективе отсутствовало музыкальное чутьё. Я понимал: это не «Калинов мост». Сейчас я полностью доволен составом. Ещё как доволен.

- На вашем сайте очень содержательно и творчески изложена история группы. Название коллектива объясняется через фольклор: решающий бой между добром и злом. Также там сказано, что сейчас вы понимаете название группы как «мост от безбожия к Богу».

- Сайтом я не занимаюсь. Да, для себя я могу объяснить название таким образом, потому что прошёл определённый путь. Но каждый, кто нас слушает, кто попал в наши сети, – находится на своём отрезке пути. Надо относиться ко всему деликатно, подобные девизы мне представляются лишними. В интервью так сказать можно, но на сайте я бы так не писал, честно говоря. Не терплю, когда вот так вот в лоб. Подобные лозунги плохо ложатся на современное сознание – раздробленное, изощрённое, всё время обманывающее себя и окружающий мир, объясняющее всё не так, как оно есть на самом деле.

- Под конец – самое время спросить о стиле группы. Википедия сообщает, что вы определяете его как «современные казачьи песни».

- Нет, конечно. То есть – в том числе, но не в первую очередь. Я не устаю повторять: мы играем рок-музыку. Не понимаю, почему нигде этого никак не напишут. «Инструменты» могут быть разными: баллада, боевик, казачья песня. Но всё это – рок-музыка.

- В 2016-м группе исполнится тридцать. Уже готовитесь?

- Нет. Что готовиться-то? Мы всегда готовы.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram