Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 45(387) от 21.11.2013

Москва покупает советы

, 17:32

И бирюлёвские события, и неожиданно прокатившийся аж по 100 населённым пунктам страны «Русский марш» всего лишь подтвердили актуальность вопроса миграции и межэтнических отношений для нашего общества. Однако у Москвы здесь роль особая – мегаполис как политический и финансовый центр страны всегда первым сталкивается со всеми проблемами, которые с той или иной степенью задержки потом докатываются до всех других городов России. От того, как златоглавая справится с нынешними миграционными и межэтническими вызовами, зависит многое.

Идеала нет

Чтобы не изобретать велосипед, московские власти решили обобщить опыт западноевропейских мегаполисов и позаимствовать из него всё самое результативное. Для этого сначала провели было масштабное исследование, а на днях собрали сугубо практическую международную конференцию «Единство в различиях. Мировой опыт в сфере регулирования межэтнических и межконфессиональных отношений».

Открывая её, инициатор всего этого масштабного мозгового штурма – глава департамента межрегионального сотрудничества, национальной политики и связей с религиозными организациями правительства Москвы Юрий Артюх откровенно признался:

– Москва может позволить себе покупать советников. Мы хотим проанализировать опыт в области межнациональных и межконфессиональных отношений, в том числе негативный, который существует в мировой практике, чтобы понять, от каких шагов надо вовремя отказаться. Хотим понять, какие успешные методы могут быть применены в нашем городе.

Однако оказалось, что в политкорректной Западной Европе нет ни одного крупного города, который можно было бы назвать идеальным с точки зрения межнациональных отношений и интеграции мигрантов. Таким заявлением собравшихся огорошил директор департамента нацменьшинств и борьбы с дискриминацией генерального секретариата Совета Европы Алексей Кожемяков. Впрочем, есть масса мониторинговых программ, которые позволяют если не предотвращать, то хотя бы анализировать наиболее критические ситуации в крупнейших городах Европы. В этом году по результатам такого анализа России настоятельно рекомендовали создать должность уполномоченного по мигрантам.

Крайние

Зал, где проходила конференция, набит был битком. Почти пятьсот человек – в основном представители муниципалитетов – слушали внимательно и пытались разобраться в новой для них терминологии. Ведь и месяца не прошло, как эти самые люди из указа президента страны узнали, что теперь полностью и по всей строгости отвечают за межнациональную и миграционную ситуацию на подведомственной им территории.

И неслучайно они все так бурно реагировали, когда узнавали о том, что в некоторых городах Европы количество мигрантов определяется исходя из заявок на вакантные рабочие места, которые формируют не где-то в высоких кабинетах, а в самих муниципалитетах! Общий настрой московских муниципалов был однозначен: нам дали только обязанности и забыли передать права!

Напряжённая тишина повисла в зале, когда доцент кафедры европейской интеграции МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули рассказал, что некоторые страны пошли по пути широкой политической интеграции мигрантов, получивших гражданство. На практике это означает, что в некоторых муниципалитетах уже до четверти сотрудников – мигранты. На Западе считают, что так появляется не только активный член гражданского общества, но и посредник для работы с диаспорами. А ещё европейские государства с той же целью поощряют трудоустройство своих новых граждан в правоохранительные органы.

Однако эксперт тут же заметил, что в современной России, где гражданское общество ещё не сильно развито, такое даже представить себе сложно. К тому же говорить, что эти меры однозначно снимают напряжённость, тоже не приходится. А если население в целом не слишком доверяет политической системе, попытки интегрировать в неё мигрантов только усугубляют конфликтную ситуацию в обществе и дестабилизируют его. Впрочем, даже начать дискутировать на эту тему – тоже полезно, с улыбкой заметил учёный.

Ещё один упомянутый на конференции инструмент интеграции мигрантов – социальные лифты. Но и они должны в первую очередь работать для коренного населения, иначе это опять прямая дорога к социальным взрывам и отрицательному отношению к новым гражданам страны.

За чей счёт?

Идеально, когда трудовые мигранты, которые не собираются к нам переезжать насовсем, начинали бы учить язык и знакомиться с нашей культурой ещё дома на специальных курсах. Есть любопытный опыт Филиппин, о котором рассказала вице-президент фонда «Миграция XXI век» Наталия Власова. Филиппинские граждане массово выезжают работать в другую страну по заявке на специалиста, которую получают от находящегося там трудового атташе. Перед этим на семинарах потенциальным гастарбайтерам рассказывают об обычаях, законах и их собственных правах в принимающей стране, а также обучают в соответствии с международными стандартами в Агентстве по техобразованию и развитию навыков. Заведует всем этим процессом министерство труда Филиппин.

В Вене интеграционные курсы для приезжих рабочих на 50% оплачивает городское правительство, а остальную часть вносят сами мигранты. Как рассказала руководитель отдела интеграции при мэрии Вены Урсула Штруппе, в этой работе активно участвует общественность города, причём на волонтёрских началах.

Во всём мире сложная ситуация с нелегальными мигрантами. Но, чтобы хоть как-то подступиться к этой проблеме, каждое государство сначала должно чётко решить, каким путём действовать: выдворять или выводить из теневого сектора, т.е. легализовать. Как отметила директор Института миграционной политики Ольга Гулина, депортация – удовольствие дорогое, и может так статься, что средств для выдворения абсолютно всех нелегалов у государства попросту не хватит. Легализация же, наоборот, начинает приносить бюджету прибыль, к примеру, в США доход каждого штата от легализации новых граждан составил 5% в год.

Что Западу хорошо, для России...

Однако далеко не все методы, эффективные в Европе, могут быть хороши для нашей страны. По мнению руководителя Центра исследований межнациональных отношений Института социологии РАН Леокадии Дробижевой, нам необходимо создать федеральную службу, которая бы занималась адаптацией мигрантов. Причём помогать этому процессу должна общественность, то есть волонтёры.

А ещё принимающей стороне нужно наконец разобраться в своём отношении к мигрантам нелегальным, трудовым и желающим стать гражданами России. Пока наше население одинаково отрицательно относится ко всем этим категориям, в первую очередь из-за неправильной работы в информационном поле. Более того, межэтнические проблемы сейчас воспринимаются как вопрос общественной безопасности. Дробижева предупредила, что общество будет вынуждено решать их, упираясь в вопросы государственного устройства.

Результаты 7-часовой международной конференции обобщат в итоговом документе, который затем представят для обсуждения в правительство Москвы и, возможно, федеральные органы власти. А на декабрь намечен ещё один мозговой штурм. На сей раз на тему межконфессионального согласия в мегаполисе.

А о том, смогла ли Москва заполучить дельные советы в сфере миграционной политики, узнаем уже в ближайшее время – из действий властей города.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram