Подписывайтесь на «АН»:

Telegram

Дзен

Новости

Также мы в соцсетях:

ВКонтакте

Одноклассники

Twitter

Аргументы Недели → Общество № 44(386) от 14.11.2013

Зачем губернаторам «пиар-танцы»?

Медиазависимость челябинского губернатора может обернуться реальными проблемами

, 17:36

На днях независимый исследовательский центр «Медиалогия» представил очередной, октябрьский, рейтинг упоминания глав российских регионов в СМИ. Рейтинг учитывает не только количество упоминаний и цитат, но и общий тон публикаций, а также влиятельность источника. А вчера на семинаре-совещании с участием вице-губернаторов своё мнение о роли рейтингов в политике и их соотношением с реальностью высказал заместитель главы администрации президента Вячеслав Володин. По его мнению, региональным чиновникам уже давно пора заканчивать «баловаться» рейтингами.

По данным «Медиалогии» лидером  по количеству позитива на фоне московских выборов логично оказался Сергей Собянин. Георгий Полтавченко прибавил и обогнал Рамзана Кадырова (3-е и 4-е места). Удивительно, но совсем недалеко, на 7-м месте, оказался челябинский губернатор Михаил Юревич, засветившийся не так давно в федеральных СМИ целой чередой скандальных публикаций о покупке за госсчёт «летающих лимузинов», уголовщиной в челябинском ЖКХ и неожиданным туром на Лазурный Берег в разгар наводнения в собственном регионе.

Какое чудо помогло высокопоставленному чиновнику с неоднозначной репутацией достичь таких вершин российского политического медиаолимпа? Весь фокус – в сделанном вовремя комментарии в твиттере и одном ничем не подкреплённом обещании.

Надо сказать, профессионально сработала PR-команда Михаила Юревича. Не так давно в Сети стали появляться тексты с яркими заголовками вроде «Грязные танцы» и златоустовская сталь подняли Юревича на 7-е место в медиарейтинге глав РФ!». Под «грязными танцами» следует понимать губернаторские комментарии по поводу стриптиза с российским флагом, исполненного девичьей шоу-группой в какой-то бане. «История, которая произошла на базе «Уральские зори», мне, как и большинству людей, не понравилась. Нужно уважать основные символы нашего государства. Не думаю, чтобы девушки из танцгруппы сознательно хотели осквернить флаг. Но организаторам шоу надо было десять раз подумать о последствиях», – написал Юревич в своём блоге. Кстати, именно этот пост вывел Михаила Юревича аж на 6-е место в другом рейтинге «Медиалогии» – губернаторов-блогеров.

Вторым медийным прорывом губернатора стал ещё один PR‑ход. В октябре затяжной кризис вокруг крупнейшего Златоустовского металлургического комбината обострился настолько, что тут стали закрываться сталеплавильные цеха. Безработица грозит тысячам жителей региона, а управленцы решить проблему, очевидно, не в состоянии. В этой ситуации Михаил Юревич поступил просто: заявил, что берёт ситуацию на особый контроль и пообещал скорую покупку ЗМЗ «Уралвагонзаводом».Чего стоят такие обещания на самом деле – в данном случае неважно. Но они сделаны и широко растиражированы. А значит, добавили Юревичу очков в губернаторском рейтинге.

Впрочем, количество всевозможных оценочных сервисов российских политиков растёт всё время. Бригады видных политологов и статистиков заняты постоянной шлифовкой царапин и трещин на репутациях губернаторов. При этом сами политологи предпочитают комментировать выход каждого очередного рейтинга популярности весьма осторожно.

К примеру, в октябре вышел ещё один список губернаторов, составленный Центром политической информации: «Антирейтинг губернаторов промышленных областей России». Здесь челябинский губернатор, как ни странно, тоже занял лидерскую позицию, но уже с другой стороны. Оказалось, что хуже Юревича правит своей областью только один губернатор.

Список невыполненных заданий Юревича весьма обширен. Центр развития региональной политики (ЦРРП) совместно с экспертами Фонда изучения электоральных процессов и электоральной политики (ФИЭП) и газетой «Неделя» подробно их перечислили. Здесь и буксующая программа ликвидации последствий наводнения, и проблемный Копейск (социальная напряжённость, проблемы в ЖКХ, здравоохранении). Два громких коррупционных скандала: задержание по подозрению в получении взятки мэра Троицка В. Щёкотова и задержание руководителя миграционной службы региона Сергея Рязанова (также по подозрению в получении взятки). Противостояние правительства области с депутатами в Каслинском районе (те отказались утвердить предложенную губернатором кандидатуру на должность главы района). Противостояние главы города Миасса и сити-менеджера, коррупционные скандалы в Озёрске. Кроме того, спад в жилищном строительстве и проблемы у предприятий металлургической отрасли. Рост тарифов на ЖКУ-услуги составил 12%. Жалобы жителей на плачевное состояние в здравоохранении, нехватка врачей и т.д.

Однако губернатор, похоже, настолько увлечён латанием имиджа с использованием современных пиар- и политических технологий, что явно не замечает реальных проблем и слишком доверяется команде собственных пиарщиков. Зимой этого года специалисты Челябинского государственного университета провели соцопрос жителей с целью выяснить – кто самый популярный политик в области. Разумеется, им стал Михаил Юревич! 75% жителей Челябинской области отдали свои предпочтения губернатору, против 61% – президенту РФ.

Кстати, буквально перед самым подписанием номера появилось сообщение о том, что первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин обсуждал тему губернаторских рейтингов в ходе семинара-совещания по вопросам внутренней политики с участием вице-губернаторов. По его мнению, у некоторых губернаторов бывают «дутые рейтинги». «Иногда бывает так, что у некоторых глав регионов рейтинг зашкаливает под 80%, но проходят выборы, и рейтинг партии, во главе которой губернатор, составляет уже 32%», – цитирует Володина ИТАР-ТАСС. «Почему рейтинг так низко упал? Так не должно быть, потому что если рейтинг губернатора 72%, то с учетом даже корреляции победа на выборах партии должна быть хотя бы 62%, не менее», – уверен Володин. В качестве контрпримера он приводит рейтинг Владимира Путина. «Если говорить о президенте, то у Путина рейтинг объективный (на сегодняшний день 62% россиян одобряют его деятельность на посту президента. – Прим. ред.), потому что о нём пишут всё, что хотят в соцсетях, все либеральные издания всё, что считают необходимым и как считают необходимым», — приводит слова Володина «РИА-Новости».

В общем хуже всего то, что ради нескольких строчек в политических хит-парадах под угрозу иногда попадает благополучие целого региона. Похоже, именно так и произошло в Челябинской области. Пообещав «по-быстрому» решить проблемы Златоустовского комбината, Михаил Юревич сообщил, что принципиальное соглашение с «Уралвагонзаводом» о покупке ЗМЗ уже достигнуто. И на этом проблема, казалось бы, закрыта. Однако на состоявшемся 11 ноября в Екатеринбурге российско-казахстанском форуме никто и словом не обмолвился о предстоящей сделке. А ведь если челябинскую металлургию не удастся оперативно спасти, очередной виртуальный рост рейтинга или его падение просто ничто по сравнению с экономическим коллапсом регионального масштаба. И тогда бумажные успехи неминуемо столкнутся с суровой жизненной реальностью.

Подписывайтесь на Аргументы недели: Новости | Дзен | Telegram