- Александр Владимирович, как бы вы охарактеризовали нынешнюю межэтническую ситуацию в стране?
- На фоне того, что происходит в США, Европе и мире, межэтническая ситуация в России стабильна, а межнациональные отношения достаточно гармоничны. И это несмотря на существующие миграционные вызовы, появление в России компактно проживающих этнических сообществ, несущих другую культуру, другой уклад жизни. Впрочем, если игнорировать вызовы, то очень скоро они станут проблемами, а межэтнические отношения способны приобрести конфликтные формы. Это объективно связано со сложностями социокультурной адаптации мигрантов, с изменениями демографической ситуации в стране, с глобальным трендом усиления общественно-политической роли религиозного фактора. Деятельность органов власти состоит в том, чтобы укрепить общегражданскую солидарность, российскую идентичность граждан страны и в то же время сохранить этнокультурное многообразие нашего общества. Многовековое гармоничное и неконфликтное сосуществование многообразия культур и укладов жизни - это для России особая ценность. И фактор ее культурной конкурентоспособности.
- Разве формирование единой российской идентичности и сохранение этнокультурного многообразия - не взаимоисключающие направления?
- Эти задачи не противоречат друг другу. Россия веками складывалась именно как многоукладное государство, где сообщества, представляющие разные культуры и даже цивилизации, вырабатывали единые принципы общежития в одной стране, интегрировались в общее геокультурное пространство, которое сейчас носит название Российская Федерация.
- А что все-таки первично? Мы сначала россияне, а потом русские, татары, удмурты или, наоборот, сначала татары, а потом - россияне?
- Гражданская идентичность должна быть первична. Наши конституционные права являются следствием нашего российского гражданства. Представители всех 160 российских народов прежде всего - граждане Российской Федерации, россияне. Осознание того, что нас объединяет причастность к одной большой стране, позволяло сохранить государственную целостность страны в разные исторические этапы ее существования. Потом уже идут этническая, религиозная, социальная и другие идентичности. Профессор Преображенский справедливо отмечал, что причины разрухи не социального, а ментального происхождения: «Разруха - не в клозетах, а в головах», - говорил он. Там же, в головах, коренится и основание для порядка.
Если в сознании наших сограждан будет ясная идентификация себя прежде всего с российской гражданской нацией, тогда мы и будем представлять собой крепкое гражданское общество и единое государство.
- Все, что вы говорите, правильные идеологические установки, но что делать-то надо, чтобы эта гражданская и межнациональная гармония в стране наступила? Что делает в этом направлении Минрегион России?
- Идет большая законопроектная и нормотворческая работа. Проводится много разных, но значимых мероприятий, например Информационный форум «Интеграция соотечественников»; Детский миротворческий форум «Дети Кавказа - за мир на Кавказе»; Всемирный конгресс финно-угорских народов и многие другие. С 2008 года впервые в федеральном бюджете были предусмотрены средства на мероприятия государственной национальной политики, которые министерство направляет на укрепление общероссийской идентичности и сохранение этнокультурного многообразия народов России. В наших планах серьезная информационная кампания, включающая телевизионные ролики социальной рекламы, интернет-проекты, приложение к печатному изданию, которое сейчас в руках у читателей. Есть идея консолидации журналистского сообщества через Всероссийский конкурс СМИ, первый из которых состоися уже в этом году и будет направлен на поддержку лучших работ о толерантности, о гармоничных межэтнических отношениях. Совместно с Институтом социологии РАН, Институтом этнологии и антропологии РАН, ФОМом, ВЦИОМом изучаем ситуацию в молодежной, школьной среде, причины возникновения ситуаций, подобных кондопожской. Нам важно понять не только механизм возникновения, но и профилактики таких конфликтных ситуаций. Кстати, некоторыми интересными результатами социологических исследований, проведенных по нашему заказу, мы сможем периодически делиться с читателями этого издания.
- В Кондопоге многое было упущено на региональном уровне. Есть понимание, как должна осуществляться национальная политика на региональном и федеральном уровнях?
- Федеральное законодательство четко определяет полномочия властей разного уровня. Выработка государственной национальной политики - федеральный уровень, ее реализация - совместная ответственность федерального центра и регионов. В Петрозаводске и в Кондопоге по горячим следам мы проводили встречи с региональной и местной властью, общественными организациями, правоохранительными органами. Соцопросы показали, что общественное мнение винит в конфликте местную власть. Но дело в том, что местная власть по действующему законодательству не имела даже прав заниматься вопросами этнокультурного развития народов. Конечно, основными причинами большинства конфликтных ситуаций являются социальные проблемы, когда неустроенность, недовольство жизнью, а подчас и коррупция местных властей провоцируют легкий ответ на вопрос - кто виноват? Виноваты оказываются непохожие на местных. То есть приезжие, мигранты. Где-то таковыми оказываются и этнические русские. Бытовым конфликтам придается этнический подтекст, и СМИ здесь часто играют провокационную роль, выдавая за этнические конфликты то, что изначально таковыми не являлось.
После кондопожских событий были сделаны выводы, внесены изменения в законы, и у местных органов власти по всей стране появились возможности работать в сфере межэтнических отношений, поддерживать местные национально-культурные организации. Законодательно регулируется не только ответственность федеральных, региональных и местных властей, но и расходные полномочия органов власти, финансовая поддержка.
- А сколько бюджету стоит межнациональный мир и согласие в стране?
- Вопрос поставлен некорректно. Национальная политика - это сфера межотраслевого взаимодействия. Минкультуры России в рамках федеральной целевой программы «Культура России» финансирует фольклорные коллективы, национальные музеи, культурные этнические проекты. Минобрнауки России финансирует библиотеки и отчасти развитие образования с этнокомпонентом. А если говорить о Минрегионе России, то у нас три основных направления финансирования. В 2008 году мероприятия в сфере национальной политики финансируются в объеме 240 миллионов рублей, федеральная целевая программа, направленная на поддержку российских немцев, - 350 миллионов, а на поддержку коренных малочисленных народов - около 207 миллионов рублей. Со следующего года субсидии на социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов составят уже около 600 миллионов рублей. Однако нельзя забывать и целевые программы социально-экономического развития Юга России, Дальнего Востока, Калининградской области, Чеченской Республики. Чем лучше дела в экономике, чем комфортнее жизнь граждан, тем гармоничнее межэтнические отношения в стране. Это не прямая, но очевидная зависимость. Наконец существуют целевые программы по профилактике экстремизма и гармонизации межэтнических отношений в 34 регионах России.
- Концепция государственной национальной политики России была принята в 1996 году. А с 2002 года появились предложения по ее изменению. Что-то изменилось в этом вопросе?
- Все прекрасно осознают, что многие положения Концепции уже не актуальны. Но когда началась работа над новой редакцией, выяснилось, что у экспертов нет единого мнения ни по вопросу терминологии, ни по вопросу новых подходов. Сейчас в целом консенсус достигнут. Есть текст, который согласован с органами исполнительной власти, обсужден в Общественной палате России и даже одобрен политическими партиями, например «Единой Россией».
- Что в этой редакции Концепции принципиально нового?
- Теперь там меньше места посвящено вопросам федеративных отношений, больше - миграционным и антиэкстремистским. Четко определены цели: укрепление единства российской нации и сохранения этнокультурного многообразия Российской Федерации. Под российской нацией понимается общность граждан России вне зависимости от их этнической, религиозной и социальной принадлежности, что соответствует конституционному термину «многонациональный народ Российской Федерации».
Совершенно очевидно, что обществу необходим открытый, конструктивный диалог между гражданами и органами власти о межнациональных отношениях в стране. Свои вопросы присылайте по адресу: 12516, Москва, пр-д Аэропорта, д. 11 с пометкой «НацАкцент» или на gazeta@ nazaccent.ru. На самые острые и интересные на страницах приложения ответят эксперты, в том числе и представители органов власти.