Митрополит Никодим — архиерей Русской православной церкви, митрополит Челябинский и Златоустовский встретился с нашим корреспондентом и охотно ответил на его вопросы. Рассказал о том, что сегодня волнует многих земляков южноуральцев:
Про храм Александра Невского в Челябинске:
То, что храм два раза взрывали, об этом никто практически не знает. Но следы взрывов мы нашли. Не получилось у них. Поэтому храм до нашего времени стоит. Мы привлекли специальный проектный институт из Екатеринбурга. Прежде чем приступать к реставрации уникального строения познакомились с множеством работ академика Александра Померанцева - ректора Императорской Академии художеств в 1899—1900 годах. Известно, что всего Померанцев спроектировал четыре собора в память Александра Невского — в Москве, Петербурге, Челябинске и Софии. Челябинский проект, по мнению ученых уникальный. Нигде больше такого не было. Правда внутреннюю роспись по проекту Померанцева не успели сделать потому, что началась первая мировая война. Не хватило средств, чтобы снаружи храма сделать мозаику…. И сейчас, мы намерены, сделать все окончательно, так как это было задумано Александром Никаноровичем. Да и вспомните, что Алое поле до революции называлось Александровское поле. Существует прекрасная идея обратиться сегодня, и к названию улицы, на которой стоит храм. Улица Александра Невского…
Об исторической памяти репрессированных в годы большого террора:
….Мы будем обращаться к городским властям, с предложением назвать дорогу, ведущую на Золотую сопку аллеей новомучеников и исповедников. Мы считаем, что такое название касается каждого принявшего там мученическую смерть. Всех, кто там был похоронен в братской могиле…. Так же мы принимаем определенные усилия, чтобы навести там должный порядок. Облагородить это место. Чтобы люди, хотя бы раз в месяц могли бы туда придти совместно, помолиться. Мы хотели бы и на территории будущего собора обязательно построить музей новомучеников и исповедников. Чтобы люди могли там соприкоснуться с этой страшной страницей в истории нашего государства… Сейчас открываются архивы, то, что совсем недавно было закрыто. И мы с ними начинаем тесно работать.
Чем же все-таки руководствовался Сталин в 1943 году, круто изменив отношение государства к РПЦ:
Определенный прагматизм. События Великой Отечественной войны показали, что существуют определенные проблемы с коммунистической идеологией, которая не оправдала себя. Чтобы человек шел в атаку, под пули, нужны более понятные духовно-нравственные ориентиры. За Родину, например. А не за коммунистическую партию. При этом надо хорошо понимать, что, не смотря на множественные репрессии, и запреты, люди в основной своей массе остались верующими. И от этого было ни куда не уйти. Вспомним историю сталинской переписи, данные, которой долгое время были засекречены, сколько людей признали себя верующими, хотя богоборческое движение было массовым? И это только внутренние причины, а были еще и внешние…
Об особой роли РПЦ в истории и жизни страны. И нужно ли ее сегодня закреплять в Конституции страны:
Роль Церкви закреплялась в фактически первой дореволюционной конституции. Важная роль РПЦ в создании русского государства. Сейчас многие говорят, что мы приемники той России. Вспомните, когда Церковь пришла на Русь, самой, то Руси не было. Были раздельные племена славянские: кривичи, вятичи, поляне, древляне…. Которые даже в религиозном отношении друг от друга отличались. И по обычаям, по традициям. И мы видим, как проходит небольшое время. И в летописи появляется Русь Святая. То есть люди объединяются в единую национальность – русские. Это так быстро происходит, что трудно это даже объяснить. Вот были различные племена, и вдруг единое объединение. С едиными духовно-нравственными традициями. То, что объединяет наш народ до сих пор. Вот в этом формировании основ нашего государства роль Церкви даже невозможно оценить в полной мере. Настолько она велика. И потом в дальнейшем именно Церковь формировала то, что объединило людей в нашей стране. Без понятия веры, духовно нравственных основ непонятно, к примеру, почему Александр Невский ехал с поклоном в Орду и в то же время давал жесткий ответ на притязания католиков немцев. Почему? Да потому, что Орда брала только деньги, а католики лезли в душу. Вот почему. Деньги забираются…., а Веру забирать недопустимо. Именно это налагает основные векторы в развитии нашего государства, и по сей день. Именно этим мы, и отличаемся от других стран. Ведь никто не скажет: Святая Германия, или Франция, или Великобритания. Но Русь - святая. Это понятие живет до сих пор. Конечно, именно Церковь формировала основы нашего государства. Архитектуру. Историю. Библиотеки, Университеты. Без этого невозможно понять русских писателей, поэтов. Что двигало ими. Что они закладывали в свои произведения. Откуда это все произошло? Да вышло из Церкви. Первые наши ученые учились в церковных учебных заведениях. Невозможно разделить…. Мы видим, что в данной ситуации РПЦ является как бы матерью нашего государства. Ну не возможно дочь отделить от матери. Послушайте, перепись говорит, что 80% населения в нашей стране называют себя православными. Люди, называющие себя православными, работают во всех структурах органов власти и управления. Для них православие зачастую является основополагающим в их поведении и деятельности. Подумайте сами, о каком же отделении Церкви от государства можно говорить тогда? Я считаю, что вполне целесообразно внести положение об особой роли РПЦ в Конституцию России. Мы любим всех людей, мы приглашаем всех в нашу страну. Но есть такое, с чем по идее, должны обязательно познакомиться все наши гости…
Справка
Митрополит Никоди́м (30 декабря 1969, Павловский Посад) — архиерей Русской православной церкви, митрополит Челябинский и Златоустовский.
С детства посещал храм Вознесения Господня города Павловский Посад, в котором пел на клиросе.
В 1985 году окончил Павлово-Посадскую среднюю школу № 1, а в 1988 — СПТУ № 34.
В 1988—1990 годах проходил срочную службу в рядах Советской армии.
С 1990 года помогал восстанавливать Покровско-Васильевский храм в Павловском Посаде, в котором исполнял послушание пономаря и различные другие послушания. Впоследствии этот храм был преобразован в Покровско-Васильевский мужской монастырь.
В 1992 году был принят в Московскую духовную семинарию, за время учёбы в которой исполнял послушание лектора истории Русской Церкви в иконописной школе при Московской духовной академии.
По окончании семинарии Учебным комитетом направлен на преподавательскую работу в Саратовскую духовную семинарию, где исполнял послушание старшего помощника инспектора и проректора по воспитательной работе.
24 декабря 1997 года принял монашеский постриг.
7 января 1998 года архиепископом Саратовским и Вольским Александром рукоположён в сан диакона, а 18 января в сан иерея.
Для проведения восстановительных работ в Троицком соборе города Саратова 29 апреля 1998 года был назначен исполняющим обязанности настоятеля этого храма, а 12 октября назначен настоятелем храма Казанской иконы Божией Матери посёлка Александров Гай.
В январе 1999 года перешёл на служение в Москву в храм Воздвижения Креста Господня в Алтуфьеве, 13 августа назначен на служение в Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь. В 2000 году заочно окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия за диссертацию на тему «Зачатьевский Ставропигиальный женский монастырь».
27 декабря 2007 года на заседании Священного Синода назначен епископом Шатурским, викарием Московской епархии. 9 марта 2008 года, в Прощёное воскресенье, в Храме Христа Спасителя возведён Патриархом Алексием II в сан архимандрита.
22 марта 2008 года в патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре состоялось наречение архимандрита Никодима во епископа Шатурского, викария Московской епархии, а 23 марта, во 2-ю неделю Великого Поста, в Храме Христа Спасителя Патриархом Алексием в сослужении митрополитов Смоленского Кирилла, Калужского Климента и Ташкентского Владимира, архиепископа Истринского Арсения и епископов Дмитровского Александра, Сергиево-Посадского Феогноста, Бронницкого Амвросия и Кемеровского Аристарха была совершена его архиерейская хиротония.
Определением Священного Синода от 31 марта 2009 года епископ Никодим назначен правящим архиереем Анадырской и Чукотской епархии (епархия вдовствовала с 28 июня 2008 года после увольнения на покой епископа Диомида (Дзюбана), впоследствии лишённого сана).
30 мая 2011 года решением Священного Синода назначен управляющим новообразованной Енисейский и Норильский епархией.
Решением Священного синода от 16 марта 2012 года утверждён в должности настоятеля (священноархимандрита) Спасо-Преображенского мужского монастыря города Енисейска.
С 11 по 25 июня 2012 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре проходил курсы повышения квалификации для новопоставленных архиереев.
С 30 мая 2014 года — епископ Челябинский и Златоустовский, глава Челябинской митрополии.
8 июня 2014 года в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры возведён в сан митрополита.
Продолжение здесь